Решение №06/5253 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 4 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/1610-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

25.05.2017                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Заказчика М. А. Саблукова (по доверенности),

Заявителя П. Ю. Какутич (директора), –

рассмотрев жалобу Заявителя от 19.05.2017 (вх. №1668/09 от 19.05.2017) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «На выполнение работ по содержанию светофорных объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (номер извещения 0175300004517000021) (далее – Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.

2. Заказчиком четко не определены объемы работ и расходы для выполнения условий, указанных в проекте контракта.

3. Заказчиком в Техническом задании документации об аукционе указаны нормативные документы (в частности, ГОСТ Р 12.3.048.-2002, ПЭУ-98, ПЭУ-99), которые не относятся к объекту закупки.

4. Заказчиком ненадлежащим образом рассчитана начальная (максимальная) цена контракта.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 19.05.2017 №06/4824, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик руководствовался требованиями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 28.04.2017, изменения – 04.05.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 9 360 000,72 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 19.05.2017 11:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 19.05.2017, дата проведения Аукциона: 22.05.2017;

- на участие в Аукционе подано 4 заявки, из них 1 заявка признана не соответствующей положениям документации об аукционе и Закону о контрактной системе;

- при проведении Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника, снижение от начальной (максимальной) цены контракта составило 1,50%.

1. В качестве довода жалобы заявитель указывает на то, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать следующую информацию:

- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию светофорных объектов, т. е. выполнение работ.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Комиссия, ознакомившись с документацией об Аукционе, установила, что Заказчик требует указывать участником закупки в первой части заявки следующие показатели и значения таких показателей товаров, используемых при выполнении работ: «…

№ п/п

Наименование и технические характеристики товара

Ед. измерения

Коль - во

1

Лак

массовая доля нелетучих веществ

должна быть не более не менее 14 не более 17

%

время высыхания «до степени 3»

1

ч.

эластичность пленки при изгибе

должна быть не более 1

мм

адгезия пленки

должна быть ≤2

балла

 

кг

0,032

3

Шпагат

линейная плотность

600, 800, 1000, 1200, 1400

текс

вес

не более 1,5

г/м

разрывная нагрузка

от 30

кгс

 

кг

0,008

4

Болты с гайками и шайбами

вес

не более 1,5

г/м

Временное сопротивление болтов

Не менее 900

Н/мм2

Твердость болтов по Бринеллю

Не более 380

HB

Относительное удлинение болтов

Не менее 10

%

Напряжение от испытательной нагрузки гаек

Не менее 1200

Н/мм2

 

кг

9,792

5

Краска масляная

Массовая доля нелетучих веществ краски

Не более 9,0

%

Массовая доля пленкообразующего вещества краски

Не менее 12,5

%

Степень перетира пленки краски

Не более 50

мкм

Расход на 1 слой

35-45

г/м2

 

кг

0,799

6

Лента изоляционная

Масса (справочная)

Должна быть не менее 5,1

г/м

….

 

кг

0,272

9

Бирки – оконцеватели (наконечники)

….

….

масса

Не менее 0,1

кг

 

100 шт

0,527

….

11

Краска масляная

Массовая доля нелетучих веществ краски

Не более 9,0

%

Массовая доля пленкообразующего вещества краски

Не менее 12,5

%

Степень перетира пленки краски

Не более 50

мкм

Расход на 1 слой

35-45

г/м2

 

кг

0,224

12

Эмали

Пленка эмали устойчива к изменению температуры в диапазоне

От минус 50 до плюс 60

0С

Толщина покрытия после высыхания

Не более 23

мкм

Адгезия пленки

Не более 1

балл

Эластичность пленки при изгибе

Не более 1

мм

 

т

0,0424

13

Кабели

Электрическое сопротивление изоляции на 1 км длины при температуре 200С

Должно быть не менее 1

МОм

 

1000 м

0,4

16

Лента изоляционная

Масса (справочная)

Должна быть не менее 5,1

г/м

….

 

кг

0,064

…» (цитаты).

Аналогичные требования к материалам установлены Заказчиком и по остальным позициям Технического задания документации об Аукционе.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника Аукциона в момент подачи заявки на участие в Аукционе иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками Аукциона в заявке на участие в Аукционе путем предоставления показателей и их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения, испытания товара, и показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Следовательно, действия Заказчика, установившего требование к описанию участниками Аукциона в заявке на участие в Аукционе путем предоставления показателей и их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения, испытания товара, и показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, используемых при выполнении работ, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Данные действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое частичное подтверждение.

2. В жалобе Заявитель указывает: «…Согласно пункта 4 раздела II документации об аукционе «…Место и сроки выполнения работ: В соответствии с адресным перечнем (Приложение 3 к Контракту)… Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: В соответствии с адресным перечнем (Приложение 3 к Контракту)….» .

Сообщаем, что соответствующий адресный перечень, являющийся приложением к аукционной документации содержит неточности: в пункте 34 указан адрес светофорного объекта «Пр. Победы – ул. Бородина», однако фактически указанный светофорный объект отсутствует.

Указывая данную информацию, Заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников, так как нет возможности определить реальные объемы работ и расходы для выполнения условий, указанных в проекте Муниципального контракта. Таким образом, описание объекта закупки не носит объективный характер и ведет к ограничению доступа к участию в закупке…» (цитата жалобы).

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил: «…В пункте 34 указан адрес светофорного объекта «Пр. Победы – ул. Бородина», который фактически существует и требует технического обслуживания…» (цитата письменных возражений).

В обоснованность доводов жалобы представитель Заказчика, на заседании Комиссии приобщил к материалам дела подтверждающие фотоматериалы в отношении светофорного объекта, указанного Заказчиком в пункте 34 Технического задания документации об Аукционе.

Таким образом, Комиссия, изучив материалы дела, в том числе и приобщенные представителем Заказчика, приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

3. Согласно доводам жалобы: «…В пункте «Требования к безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ» Технического задания указаны нормативные документы, которые не имеют отношения к объекту закупки: ГОСТ Р 12.3.048-2002, ПЭУ – 98, ПЭУ – 99. Так же в данном пункте указано «…К работам допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, инструктаж оформляется документально, проводится обучение безопасным методам работы при проведении работ по обрезке деревьев и пр…». Указанный инструктаж не имеет отношения к объекту закупки.

В пункте «Требования к методам производства работ и материалам подлежащих использованию при выполнении работ, оказании услуг» Технического задания указано следующее: «…Подрядчиком в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы…» (цитата жалобы).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил следующее: «…Все указанные нормативные документы напрямую относятся к предмету выполнения работ. В Техническом задании четко разъяснено:

Обеспечить пожарную безопасность объекта, нести ответственность за сохранность оборудовании и другого имущества. Работы следует выполнять с обеспечением мер по технике безопасности и охране труда, в соответствии с ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», Часть 1, часть. 2, ПЭУ – 98, ПЭУ – 99.

При проведении озеленительных работ должно соблюдаться «положение об организации работы по охране труда в системе Министерства жилищно – коммунального хозяйства РСФСР», утвержденное приказом по МКХ РСФСР от 22.01.76 № 43. Подрядчик обязан соблюдать требования правил охраны окружающей среды и зеленых насаждений в соответствии с действующим законодательством РФ.

Так, указанный ГОСИТ Р 12.3.048-2002 Система стандартов безопасности труда (ССБТ) распространяется во всех отраслях народного хозяйства независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы. В случае аварийного происшествия на светофорных объектах необходимо соблюдать требования данного стандарта.

ПЭУ – 98, ПЭУ – 99

Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Глава 1.7 Заземление и защитные меры электробезопасности – напрямую относится к подключению светофоров с учетом обеспечения заземления конструкции и обслуживания ходе эксплуатации..

Не мало важным является тот факт, что жалоба подана заявителем в последний день подачи заявок. Заявитель указывает в доводе жалобы о нарушениях Закона о контрактной  системе; только нет понимания какое право участника было нарушено.

Считаем, что действия заявителя направлены не на участие в закупке, а на «затягивание»проведения настоящей закупки.

В отношение нормативных актов: данное положение предельно четко обозначено, поскольку указана следующая информация: Методы производства работ и организационно технологическая схема производства работ определяются Подрядчиком в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, нормами и правилами, техническими и руководящими документами, обязательными и рекомендуемыми к применению при производстве каждого вида работ, полном соответствии с условиями Контракта. Указания Заказчика о применении определенных методов производства работ или об изменении применяемых Подрядчиком методов производства работ обязательны для Подрядчика, если такие указания Заказчика основаны на действующих нормативных правовых актах Российской Федерации и города Москвы, нормах и правилах, технических и руководящих документах, обязательных и рекомендуемых к применению при производстве каждого вида работ, условиях Контракта. Москва здесь фигурирует исключительно как место дислокации Государственной Думы, определяющей законопроектные решения, и никак не накладывает ограничения в отношении участников. В отношении инструктажа: во – первых, данный факт ничем не ограничивает права Участников и не может ограничивать круг лиц, участвующих в данной закупке. Во – вторых – ключевой момент, в случае повреждения светофорных объектов располагающихся вблизи зеленых насаждений (в данном случае деревьев), при падании обломанных ветвей на светофор, или возникновения непосредственной угрозы повреждению светофоров ветками и/или листвой, исполнитель, осуществляющий обслуживание данных объектов должен воспрепятствовать данному повреждению и/или устранить его, поскольку угроза создается непосредственно в отношение тех объектов, за которые, по условиям данной закупки на время исполнения контракта несет ответственность исполнитель…» (цитата письменных возражений).

Учитывая приведенное, изучив Техническое задание документации об Аукционе, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

4. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком ненадлежащим образом рассчитана начальная (максимальная) цена контракта.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Заказчиком в разделе «ОБОСНОВАНИЕ начальной (максимальной) цены контракта» документации об Аукционе указано: «…

Выполнение работ по содержанию светофорных объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Используемый метод определения НМЦК: проектно-сметный метод…» (цитата).

Таким образом, учитывая, что выполнение работ по содержанию светофорных объектов, будут проводится на территории города Симферополя Республики Крым, при расчете начальной (максимальной) цены контракта проектно – сметным методом необходимо применение методик и нормативов утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти или органов исполнительной власти Республики Крым.

Комиссия, изучив сметную документацию, размещенную Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы, установила, что Заказчиком использовались нормативно – правовые документы Московской области, в частности ДНД МО – 012/2013 «Методические указания по расчету стоимости содержания светофорных объектов, находящихся в собственности Московской области», утвержденных начальником управления «Мосавтодор» 12.11.2012г. и введенных в действие с 01.01.2013, а также ДНД МО – 012/2007 «Методические указания по расчету стоимости содержания светофорных объектов, находящихся в собственности Московской области», принятых решением Технического Совета Управления «Мосавтодор» от 27.11.2006 и введенных в действие с 01.01.2007.

При этом в документации об Аукционе отсутствует обоснование Заказчика о необходимости использования нормативно-правовых документов иного субъекта Российской Федерации.

Учитывая приведенное, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 1 части 9 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Таким образом, данной довод Заявителя нашел свое подтверждение.

5. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия установила.

5.1. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.

В проекте контракта Заказчиком указано: «…

Статья 3. Сроки выполнения работ

3.1. Дата начала Работ – с момента заключения муниципального контракта;

3.2. Дата окончания Работ – по 31.12.2017г.

3.3. Подрядчик вправе досрочно выполнить Работы, предусмотренные Контрактом, при этом Подрядчик  не вправе требовать увеличения цены Контракта и досрочной оплаты выполненных работ.

.…» (цитата проекта контракта).

Вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона Заказчик указал: «…

Условия контракта

 

Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг

Другая периодичность

…» (цитата извещения о проведении Аукциона).

Действия Заказчика, указавшего в документации об Аукционе ненадлежащие сведения об условии контракта, содержащие информацию о сроках выполнения работ, нарушают требования пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании данной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено». Согласно пункту 5 Перечня отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчик в извещении о проведении закупки указал: «…

Информация об объекте закупки

Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами

Информация отсутствует

…» (цитата извещения о проведении Аукциона).

В документации об Аукционе указано следующее: «…

13.1

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457  установлен запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики​.

…» (цитата).

Бездействие Заказчика, выразившееся в не установлении в извещении о проведении Аукциона запрета на выполнение работ на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, являющихся объектом закупки Аукциона, нарушает требования пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.3. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией (далее - свидетельство СРО)).

Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства СРО, закреплены в части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004
№190-ФЗ.

Перечень таких работ определен приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее — Перечень видов работ).

Таким образом, если предметом закупки является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство или допуск на генподряд.

При этом согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.08.2010 №31330-ИП/08 в соответствии с Перечнем видов работ саморегулируемые организации (далее - СРО) в области строительства, проектирования, инженерных изысканий осуществляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Перечнем видов работ установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства. На виды работ, которые не вошли в Перечень, не требуется вступление в СРО и получение свидетельства о допуске СРО.

Согласно извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по содержанию светофорных объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, которые не входят в Перечень видов работ, при выполнении которых необходимо получение свидетельства о допуске СРО.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Вместе с тем, Заказчик в документации об Аукционе установил следующие требования к участникам и к составу заявки, подаваемой на участие в Аукционе: «…

15.

Общие требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме в соответствии со статьей 31 Федерального закона.[1]

При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

….

….

….

17.2

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию

 

 

2. Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона №44, или копии этих документов: не требуется

…» (цитата).

Действия Заказчика по установлению в документации об Аукционе ненадлежащих требований к участникам Аукциона и к составу второй части заявки на Аукцион, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.4. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Заказчиком в разделе «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации об Аукционе определено: «…

23.2.

Порядок разъяснений документации

Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки вышеуказанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

23.3.

Даты начала и окончания срока предоставления разъяснений

Дата начала предоставления разъяснений: 28.04.2017 г.

В течение двух дней, с даты поступления запроса.

Дата поступления: не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, 16.05.2017

…» (цитата документации об Аукционе).

Извещение о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте – 28.04.2017.

Комиссия, изучив документацию об Аукционе, приходит к выводу, что Заказчик в документации об Аукционе указал порядок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе и не указал надлежащие даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.

Действия Заказчика, не указавшего в документации об Аукционе надлежащей информации о дате начала и дате окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.30, 3.34, 3.35 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 9 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 статьи 42, пункта 7 части 5 статьи 63, части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/1610-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 19.05.2017 № 06/4824.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[1]Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования/

 

Предписание
по делу №06/1610-17
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

25.05.2017                                                                                      г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 25.05.2017 по делу №06/1610-17 по итогам рассмотрения жалобы Заявителя от 19.05.2017 (вх. №1668/09 от 19.05.2017) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «На выполнение работ по содержанию светофорных объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (извещение №0175300004517000021) (далее — Аукцион), в соответствии с частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика отменить протоколы, составленные при проведении Аукциона (далее – Протоколы), и разместить информацию об отмене Протоколов на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

2. Заказчику:

- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 25.05.2017 по делу №06/1610-17 и разместить измененную документацию об Аукционе на официальном сайте;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новою дату проведения Аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и новой дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.

3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:

- отменить протокол проведения Аукциона;

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;

- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новой дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

4. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 25.05.2017 по делу №06/1610-17.

5. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки в срок до 23.06.2017 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

6. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 19.05.2017 №06/4824.

В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны