Решение №06/567 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 13 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/80-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

09.02.2016                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2016

Решение изготовлено в полном объеме   12.02.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участи представителей интересов:

общества с ограниченной ответственностью «ТехРесурс» (далее — Заявитель, ООО «ТехРесурс») С. Н. Шаповалова, –

государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» (далее — Заказчик, ГУП РК «Черноморнефтегаз») –
М. В. Купцовой (по доверенности),

рассмотрев жалобу Заявителя от 02.02.2016 №037 (вх. №116/09 от 02.02.2016) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса «Метанол – ректификат технический лесохимический, 24.14.22.112» (номер извещения 31502967224) (далее — Конкурс), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Закупочной комиссии Заказчика, выразившихся в необоснованном допуске к участию в Конкурсе одного из участников (общество с ограниченной ответственностью «ДИЛЕНА-ПРОМ» (далее — ООО «ДИЛЕНА-ПРОМ»), заявка которого не соответствовала Конкурсной документации, а также ненадлежащим установлением Заказчиком в Конкурсной документации требований к оценке заявок участников по критерию «Срок поставки товара».

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик и Закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП РК «Черноморнефтегаз», Конкурсной документацией.

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» (далее - Положение о закупках), которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способом, как конкурс. 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте 17.11.2015;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): открытый конкурс;

- дата и время окончания подачи заявок: 23.12.2015 в 09:00;

- дата и время вскрытия конвертов: 23.12.2015 в 14:00;

- место вскрытия конвертов: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Кирова, 52, конференц-зал;

- дата и время рассмотрения заявок: 22.01.2016 в 14:00;

- место рассмотрения заявок: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Кирова, 52, конференц-зал;

- дата и время подведения итогов: 22.01.2016 в 14:00;

- место подведения итогов: 295000, Республика Крым, г. Симферополь,
просп. Кирова, 52, конференц-зал;

- начальная (максимальная) цена договора – 69 519 605,00 российских рублей;

- на участие поданы 3 заявки, все заявки допущены к участию, в т. ч. заявка Заявителя;

- победителем закупки определено ООО «ДИЛЕНА-ПРОМ», заявке которого присвоено 94 балла.

1. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены, действиями Закупочной комиссии Заказчика, выразившимися в необоснованном допуске к участию в Конкурсе ООО «ДИЛЕНА-ПРОМ», заявка которого не соответствовала Конкурсной документации.

Согласно письменным пояснениям Заказчика:

«17.11.2015 на Официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru и на официальном сайте ГУП РК «Черноморнефтегаз» было размещено извещение о проведении конкурса в неэлектронной форме на закупку метанола ректификата технического лесохимического 24.14.22.112, номер извещения на ООС —№31502967224.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 69 519 605,00 рублей (шестьдесят девять миллионов пятьсот девятнадцать тысяч шестьсот пять рублей) с учетом НДС.

Критериями оценки конкурса являются: цена, срок поставки товара. Совокупная значимость всех критериев составляет 100, из них цена — 80, срок поставки — 20.

Согласно Протоколу вскрытия заявок для участия в конкурсе №1058 от 23.12.2015 заявки на участие в конкурсе подали:

ООО «Сибметахим» с ценой 60 253 750,00 и сроком поставки по ж/д в зимний период - 45 дней, в летний период - 30 дней с момента осуществления предоплаты;

ООО «Дилена-Пром» с ценой 61 275 000,00 и сроком поставки — 10 дней;

ООО «Техресурс» с ценой 68 800 000,00 и сроком поставки 20 календарных дней с момента направления заявки либо согласно годового графика отгрузки.

По результатам рассмотрения заявок Техническими специалистами Заказчика (Управление добычи газа и Управление подземного хранения газа), а также Отделом материально-технического снабжения выявлено, что:

1. Заявки ООО «Дилена-Пром» и ООО «ТехРесурс» не могут быть оценены в полном объеме ввиду отсутствия сертификатов соответствия на продукцию.

2. В заявках ООО «Дилена-Пром» и ООО «Техресурс» выявлены арифметические ошибки.

В связи с указанным 13.01.2016 в адрес ООО «Дилена-Пром» и ООО «Техресурс» Заказчиком были направлены запросы на уточнение содержания заявок в части предоставления необходимых документов, а также запросы на исправление арифметических ошибок.

ООО «Дилена-Пром» было предоставлено письмо об отсутствии необходимости сертификации, а ООО «Техресурс» — сертификат соответствия №POCC.RU/AIO64.H06945» (цитата письма Заказчика от 08.02.2016 №14/02-26).

Представитель Заявителя со ссылкой на жалобу пояснил следующее:

«Закупочная комиссия рассмотрела заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями и условиями, установленными в конкурсной документации, утвержденной протоколом №891-к от 17.11.2015 (далее - Документация). Согласно абз. 3 п. 6 Документации на закупку Метанол - ректификат технический лесохимический, 24.14.22.112 при рассмотрении заявок Заказчик вправе уточнять заявки, в том числе, затребовать у участника закупки отсутствующие в составе заявки, представленные не в полном объеме или в нечитаемом виде документы и сведения, при условии наличия в документации о закупке условия о предоставлении таких документов и сведений.

Разделом 4 Документации о закупке предусмотрен Перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия претендента установленным требованиям, В частности, обязательными для предоставления являются следующие документы: «копии технической документации, а именно: сертификата качества/соответствия, паспорта безопасности».

ООО «Техресурс» был получен запрос на уточнение содержания заявки (исх. №14/02-7 от 13.01.2016г.), где в частности было указано требование: «...наличие сертификата соответствия либо письма об отсутствии необходимости в сертификации...». ООО «Техресурс» представило все необходимые документы, п том числе и сертификат соответствия. Следует отметить, что такой документ, как письмо об отсутствии необходимости в сертификации, изначально не предусмотрено Конкурсной документацией и. следовательно, не может быть предоставлено взамен сертификата соответствия. Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям, действующим стандартам и правилам (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ГОСТ Р ИСО и др.). Наличие сертификата соответствия помотает Заказчику в компетентном выборе продукции и является определенной гарантией ее доброкачественности. Многие производители оформляют сертификат соответствия ГОСТ в добровольном порядке, если их продукция не подлежит обязательной сертификации, для повышения конкурентоспособности своих товаров в числе остальных, представленных на рынке. На этапе рассмотрения заявок только сертификат соответствия может служить подтверждением того, что производимая продукция действительно соответствует метанолу техническому по ГОСТ 2222-95, марки «А». Сертификат же качества подтверждает соответствие лишь конкретной уже произведенной партии товара ГОСТу и, следовательно, не гарантирует соответствие качества на продукцию, которая еще не произведена, а является лишь дополнением к поставляемой продукции. Поэтому требование Заказчика в предоставлении сертификата качества/соответствия является обязательным для обоих сертификатов и не может быть заменено письмом об отсутствии необходимости в сертификации. В свою очередь ООО «Дилена-Пром» является поставщиком метанола от
ООО «Томет» (Самарская область). Как следует из открытых источников,
ООО «Томет» не имеет сертификата соответствия на метанол (http://www.tomet.biz/o-kompann/ раздел «документы») и следовательно не соответствует требованиям, установленными Заказчиком в Документации о закупке. Несмотря на данный факт, Закупочная комиссия протоколом №30-к от 19.01.2016 года допустила к оценке заявку ООО «Дилена-Пром», чем нарушила требования раздела 4 Конкурсной документации «Перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям» (цитата жалобы Заявителя от 02.02.2016 №037).

Комиссия, заслушав доводы сторон, изучив Конкурсную документацию, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе закупки, установила следующее.

В пункте 4 «Перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям» Конкурсной документации Заказчик указал:

«В составе своей заявки участник обязан предоставить:

- предложение о цене (раздел 3 Документации, п. 6 формы);

- копии технической документации, а именно: сертификата качества/соответствия, паспорта безопасности» (цитата документации).

Учитывая требования Конкурсной документации, в составе документов заявки на участие в Конкурсе участник должен предоставить сертификат качества, сертификат соответствия, паспорт безопасности.

Комиссией установлено, что заявка:

- ООО «Сибметахим» содержит сертификат соответствия (метанол технический) и паспорт безопасности химической продукции (метанол технический). При этом в данной заявке отсутствует сертификат качества данного товара;

- ООО «Техресурс» содержит паспорт безопасности химической продукции (метанол технический). При этом в данной заявке отсутствует сертификат качества и сертификат соответствия данного товара;

- ООО «Дилена-Пром» содержит паспорт безопасности химической продукции (метанол технический). При этом в данной заявке отсутствует сертификат качества и сертификат соответствия данного товара.

Таким образом, на момент подачи ни одна заявка участников на участие в Конкурсе не соответствовала требованиям, указанным в Конкурсной документации, и, как следствие, все заявки подлежали отклонению.

Однако, в пункте 6 «Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок участников, подведение итогов проведения конкурса» Конкурсной документации Заказчик установил:

«При рассмотрении заявок Заказчик вправе уточнять заявки в следующем порядке:

– затребовать у претендента закупки отсутствующие в составе заявки, представленные не в полном объеме или в нечитаемом виде документы и сведения, при условии наличия в документации о закупке условия о предоставлении таких документов и сведений;

– исправлять выявленные в заявке арифметические и грамматические ошибки и запрашивать у претендента исправленные документы;

– запрашивать разъяснения положений заявок.

При уточнении заявок не должны создаваться преимущественные условия каким-либо участникам закупки …» (цитата Конкурсной документации).

Вместе с тем, запросы по устранению недостатков заявок направлены Заказчиком только двум участникам (ООО «Техресурс», ООО «Дилена-Пром»). При этом запросы, направляемые Заказчиком, изменяют положения Конкурсной документации, а именно: Заказчик запрашивает «...наличие сертификата соответствия либо письма об отсутствии необходимости в сертификации ...». Таким образом, фактически Заказчик в запросе указывает на то, участник не может или не должен предоставлять сертификат качества закупаемого товара (в запросе не указано о необходимости наличия данного документа), а также на то, что участник может не предоставлять сертификат соответствия закупаемого товара (в запросе указано, что участник может предоставить письмо об отсутствии необходимости в сертификации). Данные действия Заказчика фактически изменяют требования, установленные в Конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника на участие в Конкурсе: «копии технической документации, а именно: сертификата качества/соответствия, паспорта безопасности» (цитата Конкурсной документации).

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуется принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В ходе заседания Комиссии представители сторон пояснили, что наличие сертификата соответствия не является обязательным документом для поставки метанола технического. Такая сертификация является добровольной. Об отсутствии для Заказчика важности наличия у поставщика сертификата соответствия метанола технического также подтверждается объективными действиями Заказчика, указавшим в запросе на уточнение заявок ООО «Техресурс»  и ООО «Дилена-Пром» «… наличие … письма об отсутствии необходимости в сертификации ...» в отношении закупаемого товара.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации необоснованное требование к участникам Конкурса о наличии в заявке такого участника сертификата соответствии, сертификата качества товара, поставляемого при исполнении договора, заключенного по итогам Конкурса, при отсутствии обязательной сертификации закупаемого товара, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Исходя из приведенного выше, довод Заявителя нашел свое подтверждение частично.

2. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик в Конкурсной документации установил ненадлежащее требование к оценке заявок участников по критерию «Срок поставки товара».

В силу пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Заказчик в Конкурсной документации установил:

«2) Максимальное количество баллов для критерия «Срок поставки товара» - 20.

Единица измерения срока поставки – календарный день.

Количество баллов для критерия «Срок поставки товара» определяется следующим образом.

Заявка для участия в запросе предложений, Срок поставки товара которой наиболее выгодный (наименьший), присваивается максимально возможное количество баллов.

Количество баллов для остальных заявок вычисляется по формуле:

       Б выч. = Cmin/Cвыч *20, где

Б выч. – вычисляемое количество баллов;

C min – наименьший срок;

C выч. – срок заявки, количество баллов для которой вычисляется;

20– максимальное количество баллов для критерия» (цитата Конкурсной документации).

При этом срок поставки товара указывается участником в заявке на участие в Конкурсе следующим образом:

«…

8. Срок поставки товара: _______________________***

*** по предложению участника. Участником указывается период времени от даты направления заявки или осуществления предварительной оплаты до момента поставки в пункт назначения в календарных днях.» (цитата Конкурсной документации).

Таким образом, участники в заявках на участие в Конкурсе указывают срок поставки товара (метанола технического) в календарных днях, который может отличаться друг от друга, т.к. период времени от даты направления заявки до момента поставки в пункт назначения не всегда совпадет с периодом времени от даты осуществления предварительной оплаты до момента поставки в пункт назначения.

Данные действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к оценке заявок участников по критерию «Срок поставки товара», а именно: требования к однообразному исчислению срока поставки товара, нарушают требования пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая приведенное, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/80-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/80-16 об устранении нарушений
законодательства Российской Федерации о
закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц

09.02.2016                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть предписания объявлена 09.02.2016

Предписание изготовлено в полном объеме  12.02.2016

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 09.02.2016 по делу №06/80-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ТехРесурс» от 02.02.2016 №037 (вх. №116/09 от 02.02.2016) на действия государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» (далее — Заказчик) при открытого конкурса «Метанол – ректификат технический лесохимический, 24.14.22.112» (номер извещения 31502967224) (далее — Конкурс), в соответствии с со статьей 20, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику отменить Конкурс.

2. Заказчику в срок до 26.02.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны