Решение №06/5776 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 30 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/1873-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

23.08.2016

г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» (далее — Заказчик) О. Ю. Гончарук (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «Крымское монтажно-наладочное управление-14» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, —

рассмотрев жалобу Заявителя от 15.08.2016 №018 (вх. №1861/09 от 15.08.2016) на действия Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме «Техническое освидетельствование ВЛ 220-330 кВ ГУП РК "Крымэнерго"» (извещение №31603973421) (далее – Запрос предложений), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. В документации о Запросе предложений установлено необоснованное обязательное требование о наличии у участника закупки свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля; удостоверений специалистов НК, аттестованных в соответствии с ПБ-03440-02, проводящих контроль объектов с неразрушающих методов контроля.
  2. Заказчик не предоставил надлежащее разъяснение положений документации Запроса предложений на поданный запрос по требованиям к коллективному участнику.
  3. Заказчик установил два разных срока приема запросов и не дал разъяснение на вопрос, содержащийся в запросе на разъяснение положений документации, направленный Заявителем 14:59 12.08.2016.
  4. Заказчик намеренно создал дополнительные избыточные требования к участникам закупки, препятствующие Заявителю, победителю закупки Заказчика №31603409726 «Техническое освидетельствование ВЛ 220-330 кВ», участвовать в Запросе предложений №31603973421.

Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 16.08.2016 № 06/5465, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору Электронной торговой площадки и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго», утвержденным директором ГУП РК «Крымэнерго» от 14.01.2015 №03 (далее — Положение о закупках). Положением о закупках предусмотрено проведение закупки таким способом, как запрос предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 15.08.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос предложений в электронной форме;

3) дата и время окончания подачи заявок: 19.08.2016 09:30, дата и время рассмотрения заявок и подведения итогов: 30.08.2016 17:00;

4) начальная (максимальная) цена договора: 5 280 456,94 российских рублей;

5) Заказчиком принято решение об отмене Запроса предложений, Протокол от 15.08.2016 № 238/2.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в частности:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

  1. В качестве доводов жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик в документации Запроса предложений установил необоснованное обязательное требование о наличии у участника закупки свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля; удостоверений специалистов НК, аттестованных в соответствии с ПБ-03440-02, проводящих контроль объектов с неразрушающих методов контроля.

Комиссией установлено, что Заказчик в документации Запроса предложений, размещенной на официальном сайте 08.08.2016, установил: «…

2.3.2. Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника закупки установленным требованиям.

Участник закупки должен включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям:

р) Свидетельство о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (допуск СРО, аттестованную электролабораторию,  аттестованную лабораторию НК с объектами п. 12 (оборудование электроэнергетики) в соответствии с требованиями Раздела II п. 2.6 Раздела XXXIX п. 39.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок …,

т) Предоставить удостоверения специалистов НК, аттестованных в соответствии с ПБ-03440-02, проводящих контроль объектов с неразрушающих методов контроля с пп.11 и 12 в количестве не менее 5 человек в соответствии с требованиями Раздела II п. 2.6 Раздела XXXIX п. 39.1 Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (согласно разделу II п.2.6. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок…

…» (цитаты документации Запроса предложений).

Данными действиями Заказчик создает участникам Запроса предложений, имеющим указанные аттестованные лаборатории, аттестованных специалистов, преимущественные условия участия в Запросе предложений, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, не имеющим аттестованные лаборатории НК, но которые могут выполнить работы по техническому освидетельствованию и комплексному обследованию строительных конструкций зданий и сооружений Заказчика.

Учитывая приведенное, Комиссия приходит к выводу, что данные действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, на заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что 15.08.2016 Заказчиком внесены изменения в документацию Запроса предложений:

«…В новой редакции документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Техническое освидетельствование ВЛ 220-230 кВ» опубликованной 15.08.2016 года отсутствует требование подтверждения наличия аттестованной лаборатории неразрушаемого контроля.

Требование предоставить удостоверения специалистов НК, аттестованных в соответствии с ПБ-03440-02, проводящих контроль объектов с неразрушающих методов контроля с пп.11 и 12 в количестве не менее 5 человек в соответствии с требованиями Раздела II п. 2.6 Раздела XXXIX п. 39.1 Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок … действительно присутствует в документации. Однако данное требование осталось в документации, опубликованной 15.08.2016 года, ошибочно, о чем свидетельствует тот факт, что из самой документации исключено требование наличия самой аттестованной лаборатории неразрушающего контроля»

(цитаты из письменных возражений).

Комиссия установила, что измененная документация Запроса предложений размещена Заказчиком на официальном сайте 15.08.2016 18:14.

Вместе с тем, Заявитель подал жалобу в Крымское УФАС России 15.08.2016 в 14:45, т.е. до размещения Заказчиком на официальном сайте измененной документации Запроса предложений.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что «… в соответствии с протоколом №238/2 от 15.08.2016г. Закупочной комиссией ГУП РК «Крымэнерго» было принято решение об отмене открытого запроса предложений в электронной форме «Техническое освидетельствование ВЛ 220-330 кВ ГУП РК «Крымэнерго» (извещение №31603973421) на основании п. 3.2.10 Положения о закупках…» (цитата письменных возражений Заказчика).

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

2. По мнению Заявителя, Заказчик не предоставил надлежащее разъяснение положений документации Запроса предложений на поданный запрос по требованиям к коллективному участнику.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии в доводы жалобы пояснил:

«…10.08.2016 года на ЭТП поступил запрос от Заявителя. 12.08.2016 года ГУП РК «Крымэнерго» разместил разъяснения, в котором указал, что критерии и методики оценки и критерии допуска к участию коллективного участника являются аналогичными с критериями и методикой оценки и критериями допуска всех остальных участников закупки.

12.08.2016 года от Заявителя поступил новый запрос по вопросу участия коллективного участника, на который 15.08.2016 ГУП РК «Крымэнерго» ответило, что в Документацию будут внесены изменения.

15.08.2016 на ЭТП была размещена новая версия Документации, в которой подробно описаны критерии допуска, критерии и методика оценки коллективного участника…»

(цитата письменных возражений).

Вместе с тем, Заявитель на заседания Комиссии не явился и не предоставил Комиссии доказательств, свидетельствующих о невозможности подать заявку на участие в Запросе предложений либо предоставленными разъяснениями Заказчик ограничил количества участников Запроса предложений.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В качестве доводов жалобы Заявитель указывает на то, что «Заказчик установил два разных срока приема запросов и не дал разъяснение на вопрос, содержащийся в запросе на разъяснение положений документации, направленный Заявителем 14:59 12.08.2016».

Заявитель в жалобе указал, что «Заказчик в извещении и документации указал с 08.08.2016 до 16:00 12.08.2016. Таким образом прием запросов завершается за 3 дня 17 часов 30 минут. На электронной площадке ООО «РТС-тендер» указан срок направления запроса о разъяснении документации (дней до окончания подачи заявок): 3 календарных дня. Таким образом, установил два разных срока приема запросов» (цитаты из жалобы).

Заказчиком в документации Запроса предложений от 08.08.2016 установлено:

«…

10

Форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации.

В случае если при подготовке заявки на участие в запросе предложений Участнику закупки будут необходимы разъяснения положений настоящей документации, Участник закупки вправе подать запрос на разъяснение положений документации.

Запрос на разъяснение положений документации подается на сайте http://www.rts-tender.ru с момента публикации извещения и документации c 08 августа 2016 г. до 16:00 часов (время московское) 12 августа 2016 г., в конкретной процедуре закупки в форме электронного документа, подписанного с помощью ЭЦП.

Разъяснения положений документации доступны для просмотра в открытой части электронной площадки «РТС-Тендер» ООО «РТС-Тендер» (http://www.rts-tender.ru) и в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru без указания наименования отправителя запроса.

Ответ с разъяснениями вместе с указанием сути поступившего запроса размещаются в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки http://www.rts-tender.ru, без указания источника поступления запроса, не позднее чем в течение двух дней со дня направления запроса на разъяснения.

Разъяснения положений документации предоставляются с момента публикации извещения и документации на сайтах http://www.rts-tender.ru и http://www.zakupki.gov.ru c 08 августа 2016 г до 17-00 часов (время московское) 15 августа 2016 г включительно.

Заказчик вправе не отвечать на запросы, касающиеся разъяснения, документации, поступившие менее чем за 3 дня до дня истечения установленного срока подачи заявок.

…» (цитата).

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил:

«…В документации о проведении запроса предложений в электронной форме «Техническое освидетельствование ВЛ 220-330 кВ», опубликованной 08.08.2016, запрос на разъяснения положений документации подается с момента публикации извещения с 08.08.2016 до 16:00 (время московское) 12.08.2016 года. Как указывает сам Заявитель, прием запросов завершается за 3 дня 17 часов 30 минут. На ЭТП указан срок направления запроса «3 календарных дня» (данный срок указан на ЭТП в связи с тем, что функционал ЭТП не позволяет указывать точное время окончания приема запросов).

В соответствии с п. 6.2.4.2. Положения о закупке Заказчик, действительно вправе не отвечать на запросы, касающиеся разъяснения документации, поступившие менее чем за 3 дня до истечения установленного срока подачи заявок. Однако это является правом Заказчика. В п. 3.1.13 Положения о закупке указано, что Заказчик обязан «отвечать на запросы о разъяснении извещения и документации в порядке и в сроки, установленные в извещении и документации как сроки для обязательного ответа на запросы. Указав в Извещении четкое время окончания приема запросов на разъяснения (16:00 часов (московское время) 12.08.2016 года), Заказчик взял на себя обязательства принять и ответить на запросы, поступившие до истечения указанного времени. О данном факте свидетельствует то обстоятельство, что на запрос, поступивший от Заявителя в 14:59 (московское время) 12.08.2016 года, ГУП РК «Крымэнерго» было размещено разъяснение.»

(цитаты из письменных возражений на жалобу).

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не предоставил доказательств, свидетельствующих о не предоставлении Заказчиком ответа на запрос, а также об ограничении Заказчиком конкуренции при проведении Запроса предложений.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. Заявитель в жалобе указал, что Заказчик намеренно создал дополнительные избыточные требования к участникам закупки, препятствующие Заявителю, победителю закупки Заказчика №31603409726 «Техническое освидетельствование ВЛ 220-330 кВ», участвовать в Запросе предложений №31603973421.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил:

«…Действительно, в протоколе №2634/3 о результатах открытого запроса предложений в электронной форме «Техническое освидетельствование ВЛ 220-230кВ» (извещение №31603409726) указано, решение заключить договор с ООО «Крымское монтажно – наладочное управление – 14». Протоколом №148 от 10.05.2016 года заседания закупочной комиссии принято решение об отмене открытого запроса предложений… Закупка «Техническое освидетельствование ПС 220-330 кВ» (извещение №31603973421) является совершенно другой процедурой, в рамках которой Заказчик сформировал необходимые требования к участникам закупки. …

Доводим до Вашего сведения, что в соответствии с протоколом №238/2 от 15.08.2016г. Закупочной комиссией ГУП РК «Крымэнерго» было принято решение об отмене открытого запроса предложений в электронной форме «Техническое освидетельствование ВЛ 220-330 кВ ГУП РК «Крымэнерго» (извещение №31603973421) на основании п. 3.2.10 Положения о закупках…»

(цитата письменных возражений Заказчика).

В связи с вышеуказанным, Комиссия не рассматривает доводы жалобы Заявителя в отношении другой закупки – извещение №31603409726.  

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»                            (с изменениями) Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
  3. В связи отменой Заказчиком процедуры Запроса предложений, внесения изменений в документацию, предписание об устранении нарушений Закона о закупках Заказчику не выдавать.
  4. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 16.08.2016 № 06/5465.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны