Решение №06/610 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 2 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/3225-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц»

25.01.2017                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Акционерного общества «Крымтеплоэлектроцентраль» (далее — Заказчик, АО «КрымТЭЦ») Е. Ю. Халюковой (по доверенности),

Крымского центра «ЭКОСПАС» – филиала АО «ЦАСЭО» (далее — Заявитель) С. В. Ткачева (по доверенности), —

рассмотрев жалобу Заявителя от 29.12.2017 №260 (вх. №3578/09 от 30.12.2016) на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме «Услуги по обслуживанию профессиональной аварийно-спасательной службой опасных производственных объектов» (извещение № 31604535450) (далее – Запрос котировок) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчик необоснованно проводит Запрос котировок только для субъектов малого и среднего предпринимательства, чем ограничил круг участников Запроса котировок.

2. Заказчиком выбран код ОКПД2, не относящийся к предмету Запроса котировок.

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.12.2016 №06/9686, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной торговой площадке и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

В ходе заседания 16.01.2017 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 25.01.2017.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о порядке проведения регламентированных закупок для нужд акционерного общества «Крымтеплоэлектроцентраль», утвержденного наблюдательным советом
АО «КрымТЭЦ» 20.03.2015 протоколом №4 (далее - Положение о закупках) (далее - Положение о закупках), документацией о Запросе котировок.

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу Положения о закупке предусмотрена возможность определение Заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) таким способом, как запрос котировок.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 23.12.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок в электронной форме;

- дата и время окончания подачи заявок: 30.12.2016 в 11:00; дата и время рассмотрения заявок: 11.01.2017 в 11:00; дата и время проведения: 12.01.2017 в 11:00;

- начальная (максимальная) цена договора 1 050 000,00 рублей;

- на участие в Запросе котировок подана 1 заявка.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик необоснованно проводит Запрос котировок только для субъектов малого и среднего предпринимательства, чем ограничил круг участников Запроса котировок.

В силу пункта 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 №1352) утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение).

Согласно пункту 4 Положения закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Закона о закупках , в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 8 Положения определено, что для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения заказчики обязаны утвердить перечень. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, у любых лиц, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 10 Положения заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт), а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»).

Комиссия установила, что Заказчиком в единой информационной системе размещен Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом изменений, размещенных в ЕИС 12.12.2016, по позиции «92» которого указан объект закупки Запроса котировок.

Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по проведению Запроса котировок только для субъектов малого и среднего предпринимательства не нарушают требования законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В жалобе Заявитель указывает на то, что: «…Согласно Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2012г. №932 «об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронной формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит следующие сведения: предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ);

В плане закупок АО «КРЫМТЭЦ» вышеуказанная закупка запланирована по ОКВЭД2 – 74.9 – «Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки», однако вышеуказанный код не подразумевает под собой деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Код данной закупки по ОКВЭД2 – 84.25.9 «Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях прочая».

В действующей редакции приказа АО «КРЫМТЭЦ» № 269 отсутствует код по ОКВЭД2 – 84.25.9 не входят…» (цитата жалобы).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 2 статьи 4 Закона о закупках определено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 №932.

Согласно подпункту 3 пункта 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 №932 (далее — Требования), план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит, в частности, предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).

В плане закупок, извещении о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено, что объектом закупки является: «…

Классификация по ОКПД2

Классификация по ОКВЭД2

Ед. измерения

Количество (объем)

Дополнительные сведения

1

74.9 Услуги профессиональные, научные и технические, прочие, не включенные в другие группировки

74.9 Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки

Единица

10.00

 

…» (цитата извещения Запроса котировок).

Вместе с тем, Заказчиком в документации Запроса котировок установлено следующее требования к закупаемым услугам: «…

3. Задачи, решаемые при обеспечении постоянной готовности сил и средств

Исполнителя к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации на ОПО АО «КРЫМТЭЦ».

В интересах достижения поставленной стратегической цели, обеспечения защиты жизни и здоровья человека и окружающей природной среды при угрозе и в случае возникновения ЧС на опасных производственных объектах, АО «КРЫМТЭЦ»  основными задачами являются:

-    обеспечение постоянной готовности сил и средств Исполнителя к реагированию на возможные чрезвычайные  ситуации;

-    локализация ЧС на   объектах Заказчика и ликвидация ее последствий;

-    участие в работе штаба руководства операцией по ЧС и организации взаимодействия между привлекаемыми для ЧС силами и средствами РСЧС;

-  обеспечение участия сил и средств Исполнителя в учениях ЧС на объектах Заказчика по утвержденным Заказчиком планами и программам, согласованными с органами МЧС России;

- участие в разработке сценариев и программ для проводимых Заказчиком командно-штабных, тактико–специальных и других учениях по ЧС;

-участие в проверках состояния вопросов по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах Заказчика;

-предоставление консультаций  Заказчику по вопросам, связанным с предупреждением и ликвидацией ЧС на объектах;

- организация и проведение обучения, тренировки своего персонала и персонала, привлекаемого со стороны Заказчика для решения вопросов по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение пожарно-техническому минимуму.

4.Требования к аварийно-спасательному формированию, привлекаемому для оказания услуг по обеспечению постоянной готовности сил и средств к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации:

 

4.1. Статус формирования - профессиональное  аварийно-спасательное формирование(ПАСФ), аттестованное в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 N 151-ФЗ и п.7 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091)

4.2.Претендент должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной закупочной документацией, если наличие таких документов предусмотрено законодательством:

- Свидетельство, подтверждающее статус ПАСФ на право ведения аварийно-спасательных и  других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, по следующим видам работ:

-Поисково-спасательные и газоспасательные работы, в том числе с правом ведения работ:

-Ликвидация (локализация) на суше разливов нефти и  нефтепродуктов.

В подтверждение наличия разрешительных  документов претендент должен предоставить копии свидетельств ПАСФ.

4.3.  Претендент  должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов  1-4 классов опасности, в т.ч с правом осуществления работ (услуг) по обезвреживанию отходов 3-4 классов опасности.

-     Лицензия на осуществление деятельности по  обезвреживанию отходов 3-4 классов  опасности.

В подтверждение наличия разрешительных документов претендент должен предоставить копию лицензии.

4.4. Претендент должен иметь производственные мощности (ресурсы) для выполнения работ, оказания услуг по предмету закупки. В подтверждение наличия производственных мощностей, ресурсов претендент  должен предоставить:

-копии документов, подтверждающих наличие производственных мощностей, расположенных на территории Республики Крым.

4.5. Претендент должен иметь квалифицированный административно-производственный персонал, аттестованный на право ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов (далее-ЛРН),  в количестве, достаточном  для оказания услуг по предмету закупки.

4.6. Претендент должен быть представлен собственными ПАСФ, расположенными на территории Республики Крым,   с документальным подтверждением данного факта.

4.7.Претендент должен обеспечить, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2002г. №240 « О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ», время начала работ по локализации и ликвидации ЧС (Н) на суше – не более 6 (шести) часов, на акватории – не более 4 часов с момента поступления сигнала о ее возникновении.

…» (цитата документации о Запросе котировок).

На заседании Комиссии установлено, что согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2), утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 №14-ст, аварийно-спасательные и другие неотложные работы в чрезвычайных ситуациях, по следующим видам работ: поисково-спасательные, газоспасательные, ликвидация (локализация) на суше разливов нефти и нефтепродуктов, имеют код ОКПД2 84.25.19.190 «Услуги по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях прочие».

Учитывая приведенное, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в плане закупок, извещении о проведении Запроса котировок в отношении объекта закупки Запроса котировок установлен ненадлежащий код ОКПД2, что нарушает требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

3. В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией установлено.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом в силу части 1 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Заказчик в документации Запроса котировок указал: «…

  1. Участник закупки должен иметь:

- разрешительные документы на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, в том числе с правом осуществления работ (услуг) по обезвреживанию отходов 3-4 классов опасности;

- лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов 3-4 классов опасности.

  •  

2.1.11 Участник закупки должен быть представлен собственными ПАСФ, расположенными на территории Республики Крым, с документальным подтверждением данного факта.

  •  

5.1.7 Копии свидетельств ПАСФ. Документ, подтверждающий наличие собственного ПАСФ с производственными мощностями, расположенного на территории Республики Крым.

…» (цитаты документации Запроса котировок).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о наличии у частников разрешительных документов (лицензии) на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, в том числе с правом осуществления работ (услуг) по обезвреживанию отходов 3-4 классов опасности, а также требования, предъявляемые к участникам о наличии у них собственного ПАСФ территориально расположенного исключительно на территории Республики Крым, что может привести ограничению круга участников Запроса котировок, противоречащее положениям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о конкуренции, нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 3 пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Заказчику выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/3525-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.12.2016 № 06/9686.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/3525-16
об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

25.01.2017                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 25.01.2017 по делу №06/3525-16 по итогам рассмотрения жалобы Крымского центра ЭКОСПАС – филиала АО «ЦАСЭО» от 29.12.2016 №260 (вх. №3578/09 от 30.12.2016) на действия акционерного общества «Крымтеплоэлектроцентраль» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме «Услуги по обслуживанию профессиональной аварийно-спасательной службой опасных производственных объектов» (извещение №31604535450) (далее — Запрос котировок), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику отменить Запрос котировок.

2. Заказчику исполнить настоящее предписание и в срок до 15.02.2017 предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

3. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.12.2016 № 06/9686.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны