Решение №06/6528 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 19 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2019-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

07.09.2016                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой «Вариант» (далее — Заказчик) О. Л. Пострига (по доверенности),

индивидуального предпринимателя Чернышёва Дениса Владимировича (далее – Заявитель) Ю.В. Вишневской (по доверенности), -

рассмотрев жалобу Заявителя от 29.08.2016 №29/08-2016 (вх. №902/10 от 30.08.2016) на действия Заказчика при проведении запроса предложений «Поставка металлических ограждений огрунтованных, окрашенных со световозвращающими элементами для нужд МУП Вариант» (номер извещения 31604001004) (далее – Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчик неправомерно внес изменение в документацию о Запросе предложений о продлении срока подачи заявок.

2. Заказчик в документации о Запросе предложений установил необоснованный срок поставки товара.

3. Заказчик составил и разместил в единой информационной системе ненадлежащий протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе предложений.

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.08.2016 № 06/5871, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках, документации о Запросе предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой «Вариант» (в новой редакции), утвержденным приказом директора МУП «Вариант» от 12.01.2016 №47 (далее - Положение о закупке), которым предусмотрено проведение закупки таким способом как запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документации о закупке, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)      извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 17.08.2016, изменение в извещение 17.08.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос предложений;

3) дата и время окончания подачи заявок: 23.08.2016 в 08:00, дата и время рассмотрения заявок 23.08.2016 в 08:00; дата и время подведения итогов 23.08.2016 в 13:00;

4) начальная (максимальная) цена договора — 2 113 712,76 рублей;

5) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки; 2 участника допущены к участию в закупке;

6) победителем Запроса предложений признан производственно-строительный кооператив «Фирма «Карпаты» с ценой договора 2 084 436,96 российских рублей (Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений от 23.08.2016 №220816);

7) по итогам проведения Запроса предложений с победителем заключен договор от 26.08.2016 за №26/08.

1. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно внес изменение в документацию о Запросе предложений о продлении срока подачи заявок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в частности, информационная открытость закупки.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Согласно части 6 статьи 45 раздела 7 Положения о закупках Заказчиком может быть принято решение о внесении изменений в извещение и документацию к запросу предложений до окончания приема предложений к участию в запросе предложений. При внесении Заказчиком изменений в извещение и документацию к запросу предложений, срок подачи предложений на участие в запросе предложений продлевается таким образом, чтобы до окончания срока подачи предложений оставалось не менее трех рабочих дней.

Заказчиком в документации о Запросе предложений установлено: «…

 

9

Место, дата и время начала срока подачи предложений

Место подачи предложений в бумажном виде:

296100, Республика Крым, г. Джанкой, пер. Спортивный, дом 9, приемная директора

Дата начала подачи предложений: 

17  августа 2016 г. в 09 часов 00 минут (время московское)

Дата окончания подачи предложений: 

23 августа 2016 г. в 08 часов 00 минут (время московское)

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Комиссией установлено, что извещение об осуществлении Запроса предложений размещено Заказчиком на официальном сайте – 17.08.2016, изменения в извещение – 17.08.2016. Вместе с тем, дата и время окончания подачи заявок установлены Заказчиком на 23.08.2016 08:00, т. е. срок с даты внесения изменений в извещение о проведении Запроса предложений до даты окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений составляет три рабочих дня.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика по внесению изменений в документацию о Запросе предложений о продлении срока подачи участниками заявок на участие в Запросе предложений не нарушают требований Закона о закупках, Положения о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, в силу части 5 статьи 4 Закона о контрактной системе в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о контрактной системе и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о контрактной системе.

В части 5 статьи 45 раздела 7 Положения о закупках Заказчик определил, что извещение о проведении запроса предложений размещается в сети Интернет на официальном сайте не менее чем за пять рабочих дня до даты окончания приема Предложений.

Заказчик в извещении о проведении Запроса предложений, документации о Запросе предложений указал: «…

 

9

Место, дата и время начала срока подачи предложений

Место подачи предложений в бумажном виде:

296100, Республика Крым, г. Джанкой, пер. Спортивный, дом 9, приемная директора

Дата начала подачи предложений: 

17  августа 2016 г. в 09 часов 00 минут (время московское)

Дата окончания подачи предложений: 

23 августа 2016 г. в 08 часов 00 минут (время московское)

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Таким образом, Заказчик разместил на официальном сайте извещение о проведении Запроса предложений (17.08.2016) менее чем за пять рабочих дней (23.08.2016, тогда как согласно пункту 5 статьи 45 Положения о закупках дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений не ранее 25.08.2016).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, сократившим срок подачи участниками заявок на участие в Запросе предложений, нарушают требования части 5 статьи 4 Закона о закупках, части 5 статьи 45 раздела 7 Положения о закупках.

2. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик в документации о Запросе предложений установил необоснованный срок поставки товара.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч. место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчиком в документации о Запросе предложений установлено:

«…

 

 

 

 (Извещение о проведении запроса предложений)

 

11

Условия и срок поставки

Условия поставки: доставка продукции осуществляется транспортом Поставщика до склада Покупателя по адресу: г. Джанкой, ул. Джанкойская, 6

Срок поставки – не более 3 (трёх) дней с момента получения заявки Заказчика.

…» (цитата документации о Запросе предложений).

На заседании Комиссии, представитель Заказчик пояснил: «Федеральный закона от 18.07.2011г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не регулирует сроки поставки. Запрашивая предложения поставщиков, заказчик заранее сообщает им о своей потребности в той или иной продукции, а также устанавливает наиболее выгодные сроки поставки для удовлетворения своих потребностей» (цитата письменных возражений).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

При этом частью 1 статьи 508 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

При таких обстоятельствах стороны руководствуются нормами статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно части 2 которой обязательство, не содержащее условий, позволяющих определить срок его исполнения, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, должно быть исполнено в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.

Исходя из приведенного, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках предусмотрено, что сроки поставки товара указываются в документации о закупке. При этом данными законами не предусмотрено ограничение права заказчика самостоятельно определять сроки данной поставки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего срок поставки товара в трехдневный срок со дня получения заявки Заказчика, не нарушают положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Положения о закупках.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик составил и разместил в единой информационной системе ненадлежащий протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе предложений: «… Согласно Закону о закупках в Протоколе каждому члену комиссии необходимо обязательно делать отметку по каждому участнику, а также указывать оценку по каждому из критериев. Это не соответствует составленному Протоколу, так как в нем отсутствуют показания по стоимости предложений участников, а также по срокам поставки товаров, что также является нарушением и приводит к несправедливому и не объективному решению. В дополнение ко всему вышеизложенному хотим добавить, что дата и время подведения итогов Протокола 23.08.2016 в 16:00, а не 23.08.2016 в 13:00 (как заявлено в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru) и не 23.08.2016 в 08:01 ( как заявлено в извещении-докуметации заказчика), а размещение Протокола в ЕИС согласно Журналу событий на сайте www.zakupki.gov.ru было 24.08.2016 в 08:29. Это также является не соблюдением регламента предоставления информации и составления документации по подведению итогов закупки в соответствии с Законом о закупках …» (цитата из жалобы). 

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Порядок рассмотрения и оценки предложений и выбор победителя по результатам Запроса предложений, составления в ходе Запроса предложений регламентируется статьей 55 раздела 7 Положения о закупках: «…

1. Рассмотрение и оценка поступивших Предложений проводится Комиссией не позднее пяти дней со дня окончания подачи Предложений и проходит в две стадии: стадию рассмотрения Предложений и стадию оценки и сопоставления Предложений.

2. В рамках стадии рассмотрения предложений участников Комиссия проверяет:

- правильность оформления предложений и их соответствие требованиям документации;

- соответствие участников, а также привлеченных ими соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) для исполнения договора требованиям документации (если требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в документации).

По результатам проведения рассмотрения предложений комиссия имеет право отклонить предложения, которые:

- не отвечают требованиям по оформлению и составу предложения;

- не отвечают требованиям документации;

- содержат предложения, по существу не отвечающие коммерческим или договорным требованиям документации;

- подавшие их участники, а также указанные в заявке соисполнители (субподрядчики, субпоставщики) в том случае, если заказчиком допускается привлечение участником процедуры закупки соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков)  для исполнения договора, не соответствуют требованиям документации (если требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в документации);

- непредставление обеспечения предложения.

3. В рамках стадии оценки и сопоставления предложений Комиссия оценивает и сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в документации.

Комиссия вправе при оценке участника по подкритериям, указанным в подпунктах «а» – «г» пункта 6 части 4 статьи 22, учитывать соответствующие показатели соисполнителей (субпоставщиков, субподрядчиков) (для пункта «г» также показатели Организации-изготовителя), указанных в предложении участника, пропорционально выполняемому ими объему работ, если это указано в документации запроса предложений в электронной форме.

4. По результатам оценки и сопоставления Предложений Комиссия принимает решение о выборе победителя;

5. Решение комиссии о результатах рассмотрения и оценки Предложений оформляется протоколом рассмотрения и оценки Предложений, в котором приводятся:

1) сведения о месте, дате, времени проведения рассмотрения и оценки Предложений;

2) сведения об участниках, Предложения которых были рассмотрены;

3) перечень участников, Предложения которых были отклонены Комиссией на стадии рассмотрения Предложений с указанием оснований для отклонения;

4) сведения о порядке оценки и сопоставления Предложений участников;

5) сведения о решении комиссии о присвоении Предложениям участников значений по каждому из предусмотренных критериев оценки Предложений, сведения о принятом на основании результатов оценки и сопоставления Предложений Участников запроса предложений решении о присвоении Предложениям порядковых номеров;

6) наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физических лиц) и почтовый адрес участника запроса предложений, который был признан победителем, а также участника Предложению которого было присвоено второе место.

6. Протокол рассмотрения и оценки Предложений участников запроса предложений в электронной форме подписывается всеми членами Комиссии, участвовавшими в рассмотрении и оценке в день проведения процедуры оценки и сопоставлении Предложений.

Указанный протокол размещается на официальном сайте и на электронной торговой площадке не позднее, чем через три дня со дня его подписания. При этом в протоколе, размещаемом на официальном сайте на электронной торговой площадке, допускается не указывать данные о персональном голосовании членов Комиссии.

7. В случае отказа либо уклонения победителя запроса предложений в электронной форме от заключения договора с Заказчиком, Заказчик вправе заключить договор с участником, занявшим при проведении запроса предложений в электронной форме  второе место.

8. Запрос предложений в электронной форме признается несостоявшимся в случае, если:

1) подано только одно Предложение на участие в запросе предложений в электронной форме или на основании результатов рассмотрения Комиссией Предложений участников принято решение о допуске к участию в запросе предложений в электронной форме только одного участника из всех подавших Предложения. В таком случае Заказчик вправе заключить договор с единственным участником запроса предложений в электронной форме, заявка которого соответствует требованиям документации запроса предложений;

2) не подано ни одного Предложения на участие в запросе предложений в электронной форме;

3) на основании результатов рассмотрения Комиссией Предложений принято решение об отклонении всех Предложений на участие в запросе предложений в электронной форме.

В случаях, если запрос предложений в электронной форме признается несостоявшимся по пунктам 2 и 3 настоящей части, Организатор закупок вправе:

- отказаться от проведения повторной процедуры закупки;

- объявить о проведении повторного запроса предложений в электронной форме. При этом Организатор закупок вправе изменить условия запроса предложений;

- заключить договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)» (цитата Положения о закупках).

На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили: «…Рассмотрение и вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений было проведено 23.08.2016 в 16:00. Вскрытие конвертов было перенесено с 08:01 на 16:00 в связи с отсутствием кворума Единой закупочной комиссии, отсутствовали, по уважительным причинам, председатель комиссии (приём граждан в администрации), заместитель комиссии (комиссионное площадок сбора ТКО (твердые коммунальные отходы) и член комиссии (сдача экзамена в г.Симферополь). Процедура вскрытия конвертов с заявками не была нарушена, так как конверты с заявками не были вскрыты до 08:01 по местному времени. В связи с этим на заседании комиссии не присутствовали представители участников…» (цитата письменных возражений).

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений от 23.08.2016 №220816 (далее — Протокол вскрытия), содержащий сведения о рассмотрении и оценке заявок (предложений) участников Запроса предложений, размещен Заказчиком в единой информационной системе 24.08.2016 08:29.

Таким образом, Комиссия, изучив извещение о проведении Запроса предложений, документацию о Запросе предложений, Протокол вскрытия, приходит к выводу, что действия Заказчика по рассмотрению и оценки предложений участников Запроса предложений и размещению Протокола вскрытия в единой информационной системе не нарушают требования Закона о закупках, Положения о закупках.

Вместе с тем, Комиссия установила, что Протокол вскрытия не содержит:

- сведений о порядке оценки и сопоставления предложений участников Запроса предложений (пункт 4 части 5 статьи 55 раздела 7 Положения о закупках);

- сведений о решении закупочной комиссии Заказчика о присвоении предложениям участников Запроса предложений значений по каждому из предусмотренных критериев оценки предложений, сведения о принятом на основании результатов оценки и сопоставления предложений участников Запроса предложений решении о присвоении предложениям порядковых номеров (пункт 5 части 5 статьи 55 раздела 7 Положения о закупках);

- наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физических лиц) и почтовый адрес участника Запроса предложений, который был признан победителем, а также участника предложению которого было присвоено второе место (пункт 6 части 5 статьи 55 раздела 7 Положения о закупках).

Данные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем составлении Протокола вскрытия, нарушают часть 5 статьи 55 раздела 7 Положения о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

4. Комиссия Крымского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

4.1. В силу пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках);

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

В части 4 статьи 46 раздела 7 «Зарос предложений» Положении о закупках Заказчиком определено, что критериями оценки и сопоставления предложений могут быть критерии, указанные в части 4 статьи 22 настоящего Положения, а так же иные критерии, установленные Заказчиком в Документации к запросу предложений.

Согласно части 4 статьи 22 Положении о закупках для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, Комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации.

При этом критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе могут быть критерии:

1)      цена договора, цена единицы продукции;

2)      срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

3)      условия оплаты товара, работ, услуг;

4)      функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

5)      качество технического предложения участника процедуры закупки при осуществлении закупки работ, услуг;

6)      квалификация участника процедуры закупки при осуществлении закупок товара, работ, услуг, в том числе:

а)      обеспеченность материально-техническими ресурсами при осуществлении закупок работ, услуг;

б)      обеспеченность кадровыми ресурсами при осуществлении закупок  работ, услуг;

в)      опыт и репутация участника процедуры закупки при осуществлении закупок  товара, работ, услуг;

г)       наличие, степень внедрения действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля);

д)      дополнительные подкритерии, установленные при осуществлении закупок  работ, услуг (данный критерий применяется при проведении запроса предложений и конкурентных переговоров);

7)      срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг.

Критерии выбора поставщика товара или услуги могут различаться в зависимости от типа закупки, при этом доля критерия «цена договора, цена единицы продукции» не должна быть меньше 35%.

Заказчик в документации о Запросе предложений установлено: «…

 

 (Извещение о проведении запроса предложений)

 

19

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений

Комиссия оценивает и сопоставляет предложения, которые допущены к дальнейшему участию в закупке по результатам рассмотрения.

Цель сопоставления и оценки предложений заключается в предварительном ранжировании предложений по степени предпочтительности.

Критерии оценки:

            1. правильность оформления Предложений и их соответствие требованиям закупочной документации;

             2. соответствие Участников требованиям закупочной документации.

              3. качества поставляемого товара.

К оценке и сопоставлению допускаются предложения тех участников размещения заказа, которые подали предложения, отвечающие всем требованиям, установленным в извещении, документации о проведении запроса предложений.

20

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений,  основания для  отказа в участии в запросе предложений

 

Комиссия оценивает и сопоставляет Предложения (заявки) и проводит их ранжирование по степени предпочтительности в соответствии с критериями и порядком оценки. На основании результатов оценки и сопоставления Предложений на участие в запросе предложений, Комиссией, каждому Предложению на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Предложению на участие в запросе предложений, в котором содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких Предложениях на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается Предложению на участие в запросе предложений, которое поступило ранее других Предложений на участие в запросе предложений, содержащих такие условия. Победителем в проведении запроса предложений признается участник размещения заказа, подавший  заявку (предложение), которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении, документации о проведении запроса предложений.

Комиссия по закупкам не рассматривает и отклоняет заявки (предложения), если заявка  участника не соответствуют требованиям, установленным в Документации о проведении запроса предложений.

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Изучив документацию о Запросе предложений, Комиссия пришла к выводу, что Заказчик не установил в документации о закупке надлежащие критерии оценки и порядок сопоставления предложений участников Запроса предложений, которые допущены к дальнейшему участию в закупке по результатам рассмотрения, в частности, не указал долю критериев, присваиваемых участникам закупки по результатам оценки предложений таких участников.

Действия Заказчика, не установившего в документации о Запросе предложений надлежащие критерии оценки и порядок сопоставления заявок участников закупки на участие в Запросе предложений, нарушают требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.2. В силу части 2 статьи 4.1 Закона о закупках в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона о закупках, в реестр договоров.

Согласно части 1 статьи 56 раздела 7 Положения о закупках договор между Заказчиком и победителем запроса предложений в электронной форме должен быть заключен в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола об оценке и сопоставлении предложений участников запроса предложений в электронной форме.

Заказчик в документации о Запросе предложений установил:

«…

22

Срок, в течение которого победитель запроса котировок должен подписать проект договора

 

Не позднее трех рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов запроса предложений. Договор подписывается в бумажном виде.

Заказчик вправе заключить договор с единственным участником запроса предложений.

В случае если победитель запроса  предложений  не представил Заказчику подписанный договор в течение трех дней, с момента опубликования протокола рассмотрения и оценки  предложений, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора. В этом случае Заказчик вправе:

- обратиться в суд с требованием о понуждении победителя заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора;

- заключить договор с участником запроса  предложений, который предложил лучшие условия.

- принять решение о проведении повторной процедуре закупки или выборе иной закупочной процедуры;

- осуществить закупку товаров, работ, услуг, являвшихся предметом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения какого-либо иного конкурентного способа закупки.

       Заказчик вправе подать сведения  об участнике, уклонившемся от заключения договора в УФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

…» (цитата документации о Запросе предложений).

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения указанных целей, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, в том при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

В силу частей 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия антимонопольным органом жалобы к рассмотрению, организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования является ничтожным.

Следовательно, установление заказчиком в положении о закупках товаров, работ, услуг срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики при осуществлении закупок руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положением о закупках, регламентирующим правила закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг разрабатываемое положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации, их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, в процедуре, установленной статьей 181 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, исходя из положений статей 2, 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению в Положении о закупках срока заключения договоров, содержащего сокращение законодательно установленного десятидневного срока на обжалование участником в антимонопольный орган действий Заказчика, Закупочной комиссии Заказчика, являются нарушением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2, части 5 статьи 4, пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 5 статьи 45 раздела 7 Положения о закупках.

3. Признать Закупочную комиссию Заказчика нарушившей часть 5 статьи 55 раздела 7 Положения о закупках.

4. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

5. Передать материалы дела №06/2019-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

6. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.08.2016 №06/5871.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/2019-16
об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

07.09.2016                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 07.09.2016 по делу №06/2019-16 по итогам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Чернышёва Дениса Владимировича от 29.08.2016 №29/08-2016 (вх. №902/10 от 30.08.2016) на действия муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой «Вариант» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений «Поставка металлических ограждений огрунтованных, окрашенных со световозвращающими элементами для нужд МУП Вариант» (номер извещения 31604001004) (далее – Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику привести срок заключения договора по результатам проведенных процедур закупок, определенный Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой «Вариант» (в новой редакции), утвержденным приказом директора МУП «Вариант» от 12.01.2016 №47, в соответствие с положениями Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика исполнить настоящее предписание и в срок до 03.10.2016 предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

3. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.08.2016 № 06/5871.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны