Решение №06/6882 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 6 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2104-17
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.06.2017                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Заказчика В. Ю. Бурдуна (по доверенности),

от Заявителя поступило ходатайство от 23.06.2017 исх. №53 (вх. №3283 от 25.06.2017) о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Заявителя, –

рассмотрев жалобу Заявителя от 17.06.2017 № 51 (вх. №2218/09 от 19.06.2017) на действия Закупочной комиссии Заказчика при проведении запроса предложений «Оказание услуг по поддержке в чистоте помещений и прилегающей территории АО «Банк ЧБРР» (извещение № 31705181171) (далее — Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Закупочной комиссии Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Закупочной комиссии Заказчика, признавшей заявку Заявителя не соответствующей документации о Запросе предложений и не допустившей Заявителя к участию в Запросе предложений.

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 20.06.2017 №06/6260, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной торговой площадки и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

Заседание по рассмотрению жалобы Заявителя назначено на 15:10 27.06.2017. В связи с необходимостью получения дополнительной информации, имеющей значение для принятия решения, на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, срок принятия решения продлен до 12:30 28.06.2017.

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Акционерного общества «Черноморский банк развития и реконструкции», утвержденным Наблюдательным советом
АО «Банк ЧБРР» 16.053.2017 протоколом №9 (далее - Положение о закупках).

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заказчиком, Комиссия установила следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках, которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способом, как запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт, единая информационная система) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте — - 01.06.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — запрос предложений в электронной форме;

- дата и время окончания подачи заявок: 09.06.2017 в 10:00; дата и время рассмотрения заявок: 09.06.2017 в 10:10; дата и время подведения итогов: 09.06.2017 в 16:00;

- начальная (максимальная) цена договора — 4 566 000,00 рублей;

- на участие в Запросе предложений поданы 3 заявки, из которых 2 заявки, в т.ч. заявка Заявителя, признаны не соответствующими документации о Запросе предложений;

- Заказчиком 13.06.2017 с победителем Запроса предложений заключен договор№2017.17096 на оказание услуг.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Закупочная комиссия Заказчика необоснованно признала заявку Заявителя не соответствующей документации о Запросе предложений и не допустила Заявителя к участию в Запросе предложений.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 09.06.2017 №73664 (далее — Протокол рассмотрения) заявка Заявителя признана Закупочной комиссией Заказчика не соответствующей требованиям документации о Запросе предложений в связи с: «…Непредставлением обязательных документов и (или) наличие в обязательных документах недостоверных сведений об участнике; Несоответствие участника требований к нему ой соответствие участника требованиям, установленным к нему. …» (цитата Протокол рассмотрения).

Заказчик в документации о Запросе предложений установил следующие требования: «…

4.3. Требования к содержанию и составу Заявки на участие в запросе предложений

4.3.1. Участник закупки должен подготовить заявку, включающую:

1.) Опись документов (форма № 1 раздела №8).

  1. 2.) Заявку на участие в запросе предложений (форма №2 раздела №8).
  2. 3.) Анкету Участника закупки (форма №3 раздела №8).

4.) Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени Участника закупки:

- копия решения о назначении или об избрании или приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо (руководитель) обладает правом действовать от имени Участника закупки без доверенности.

- в случае если от имени Участника закупки действует иное лицо, также предоставляется доверенность на осуществление действий от имени Участника, заверенная печатью Участника и подписанную руководителем Участника или уполномоченным этим руководителем лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем Участника, Предложение должно содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

5.) Копии учредительных и регистрационных документов Участника (для юридических лиц), копию свидетельства о регистрации ИП и паспорта гражданина Российской Федерации (для физических лиц).

6.) Полученную не ранее, чем за 1 месяц до дня размещения извещения на сайте https://www.rts-tender.ru о проведении Запроса предложений оригинал или копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).

7.) Иностранные Участники закупки предоставляют надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), полученные не ранее чем за три месяца до дня размещения на сайте https://www.rts-tender.ru извещения о проведении  Запроса предложений.

8.) Решение об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица.

В случае, если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие в Запросе предложений для Участника закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами Участника закупки порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении крупных сделок, Участник Запроса предложений обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем Запроса предложений представить вышеуказанное решение до момента заключения Договора.

В случае, если для данного Участника оказание услуг, являющиеся предметом Договора, не являются крупной сделкой, Участник закупки представляет соответствующее письмо.

9.) Документы, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям, установленным в соответствии с разделом 2 настоящей закупочной документации:

а) Справка о соответствии Участника закупки обязательным требованиям, установленным закупочной документацией (форма 4 раздела 8).

б) Заполненная Декларация о соответствии участника закупки статусу субъекта малого или среднего предпринимательства (форма № 5).

10.) Иные документы, которые подлежат оценке по нестоимостному критерию оценки «Квалификация участника и качество оказываемых услуг» (отзывы, рекомендации, сертификаты качества и т. п.).

…» (цитата документации о Запросе предложений).

В ходе заседания Комиссией установлено, что в составе заявки Заявитель предоставил Устав, согласно подпункту 5 пункта 4.3. документации о Запросе предложений.

Учитывая изложенное выше, Комиссия, заслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к выводу, что действия Закупочной комиссии Заказчика, признавшей заявку Заявителя на участие в Запрос предложений не соответствующей документации о закупке, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Таким образом, доводы Заявителя нашли свое подтверждение.

2. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения указанных целей, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, в том при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом

В силу частей 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия антимонопольным органом жалобы к рассмотрению, организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования является ничтожным.

Следовательно, установление заказчиком в положении о закупках товаров, работ, услуг срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики при осуществлении закупок руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положением о закупках, регламентирующим правила закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг разрабатываемое положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации, их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, в процедуре, установленной статьей 181 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссией установлено, что 13.06.2017 Заказчик заключил договор с победителем Запроса предложений. При этом протокол рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений подписан и размещен на официальном сайте 09.06.2017.

Согласно пункту 5.6. «Особенности заключения договоров по итогам закупочных процедур и их исполнение» Положение о закупках, Заказчиком установлено, что:

5.6.8. Заключение договора по итогам процедуры закупки осуществляется в сроки и в порядке, указанные в документации.

5.6.9. Сроки заключения договора и порядок его заключения не должны противоречить требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

» (цитата).

Заказчик в документации о Запросе предложений установил следующий срок заключения договора: «…

6. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

6.1. Договор должен быть заключен в срок, предусмотренный Информационной картой закупочной документации.

Извещение (информационная карта) о проведении запроса предложений в электронной форме

15.

Срок заключения договора после определения победителя запроса предложений

 Не позднее 3-х (трех) рабочих дней, после размещения протокола подведения итогов запроса предложений.

…» (цитаты).

Учитывая изложенное, исходя из положений статей 2, 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению в документации Запроса предложений срока заключения договора, содержащего сокращение законодательно установленного десятидневного срока на обжалование участником в антимонопольный орган действий Заказчика, комиссии по закупке Заказчика и заключение договора на 4-й день после рассмотрения заявок участников Запроса предложений, являются нарушением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях Закупочной комиссии Заказчика нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Признать Заказчика нарушившим требования части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В связи с заключением договора Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать.

5. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/2104-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

6. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 20.06.2017 №06/6260.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны