Решение №06/6896 Решение по делу о нарушении законодательства Российской Феде... от 28 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2230-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

19.09.2016                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов федерального государственного бюджетного учреждения «Военный санаторий «Крым» Министерства обороны Российской Федерации» (далее — Заказчик) В. В. Теремецкого (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «ПРЕДПРИЯТИЕ «ЧИСТЫЙ ГОРОД» (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, —

рассмотрев жалобу Заявителя от 13.09.2016 (вх. №2353/09 от 14.09.2016) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Услуги по уборке и обслуживанию территории ФГБУ «Военный санаторий «Крым» (номер извещения 0375100002916000207) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом составлена Инструкция по заполнению заявок участников Аукциона.

2. Заказчиком при описании объекта закупки по позиции № 5 установил нестандартные показатели «Значение pOH (1%-го раствора в дистиллированной воде).

3. Заказчиком при описании объекта закупки по позиции № 5 установлены противоречивые требования к значениям показателя «Минимальная концентрация раствора».

4. Заказчиком установлены требования к товару, нарушающие нормы действующего законодательства.

5. Заказчик при описании требований к значениям показателей, а именно Заказчик указывает единицу измерения – мл, которая соответствует показателю «объем», но не показателю «концентрация рабочего раствора».

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 15.09.2016 № 06/6648, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик руководствовался положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте —18.08.2016, изменения в извещение – 15.09.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 7 026 101,44 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 03.10.2016 09:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 07.10.2016, дата проведения Аукциона: 10.10.2016.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком на основании предписания Крымского УФАС России от 31.08.2016 по делу №06/1987-16 внесены изменения в документацию об Аукционе и 15.09.2016 на официальном сайте размещена измененная документация об Аукционе, не содержащая доводы, указанные Заявителем в жалобе.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом составлена Инструкция по заполнению заявок участников Аукциона: «…

Считаем, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить какие показатели могут изменяться, а какие показатели не могут изменяться  в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе. Согласно Инструкции по заполнению заявки (далее также инструкция) (РАЗДЕЛ VI документации):

  • в случае установления  к наименованию и описанию объекта закупки соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний «не менее…»,  «не ниже…», «от» участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не меньшее установленного, включая указанную величину;
  • в случае установления к наименованию и описанию объекта закупки соответствующего максимального  значения  показателя товара с использованием слов/словосочетаний «не более…», «не выше…», «до» участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не превышающее установленного, включая указанную величину;
  • в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до» или символом «-» то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения;
  • температурные диапазоны, например «от -50 до +70 °С»,  являются точными характеристиками, т.е. значениями которые не изменяются. Показатели влажности в диапазоне, например от 10% до 35% при отсутствии конденсата, являются точными характеристиками, значения которых не изменяются;»
  • «Не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого к поставки товара указывать:  «не более», «не менее», «или», «не хуже», «не ниже», «не выше», «от», «до», «в пределах», «должен(а)(о) быть», «возможно наличие», « не должен», «должны входить», «больше», «меньше», « не должно».

Т.е. в первом случае значение показателя, который описывается в Техническом задании (раздел 3 документации) при помощи предлогов «от» и «до»  может быть изменено, т.к. пограничные значения включаются в интервал допустимых значений. Во втором случае, значение показателя должно быть обязательно изменено, т.к. пограничные значения не включаются в интервал допустимых значений (при этом показатель также описывается с помощью предлогов «от» и «до»). И, наконец, в третьем случае значение показателя должно оставаться неизменным, хотя он описывается при помощи все тех же предлогов «от» и «до».

Например, Средство №8. Щелочное моющее средство

Плотность, г/см3,

от 1,40 до 1,75.

г/см3

Т.е. описание показателя попадает под все 3 случая!!! Таким образом можно сделать вывод, что инструкция  составлена ненадлежащим образом, описание объекта закупки носит необъективный характер, Заказчик умышленно вводит в заблуждение участников закупки, ограничивая количество участников, заявки которых сможет отклонить в связи с допущенными в Инструкции недостатками» (цитаты жалобы).

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не изменяются.

Комиссия, изучив «ИНСТРУКЦИЮ УЧАСТНИКУ ЗАКУПКИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМЕ», содержащуюся в разделе VI документации об Аукционе, в редакциях от 01.09.2016, 15.09.2016, приходит к выводу, что положения инструкции позволяют участникам Аукциона надлежащим образом подготовить заявку на участие в Аукционе, в связи с чем доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчик при описании объекта закупки по позиции №5 установил нестандартный показатель «Значение pOH (1%-го раствора в дистиллированной воде).

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчик в разделе 1. «Требования к применяемым к расходным материалам, необходимым в ходе исполнения контракта» документации об Аукционе (в редакции 01.09.2016) указал:

5

Средство для удаление  отложений

 

Средство:

хорошо растворимо в воде, максимально в пропорции 1:1 , биоразлагаемое

 

наличие

Значение pОH, ед (1 %-ого раствора в дистиллированной воде).

1-6 или 8-14

 

ед

8

Щелочное моющее средство

 

Состав:

Поликарбоксилаты не ˃5%, фосфонаты не ˃5%, неионные тензиды от 16 %, гидроксид натрия не ˃25%

 

%

 

 

 

 

Сильнощелочное средство или слабощелочное средство

 

Наличие

 

 

 

Плотность, г/см3,

От 1,40 до 1,75.

 

г/см3

 

 

 

Показатель pOH, единиц

Более 1

 

Ед.

…» (цитата).

В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что данные единицы измерения установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ.

Комиссия, ознакомившись с положениями документации об Аукционе, соответствующим ГОСТ, установила, что указанный Заказчиком ГОСТ 32478-2013 «Товары бытовой химии. Общие технические требования» содержит стандартный показатель «pH», показатель «pOH» отсутствует. При этом документация об Аукционе не содержит обоснование применения указанного нестандартного показателя.

Учитывая приведенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в техническом задании документации об Аукционе нестандартный показатель «pOH», нарушают требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя нашли своего подтверждения.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что документация об Аукционе, измененная Заказчиком 15.09.2016 на основании предписания Комиссии Крымского УФАС России, не содержит данного довода жалобы Заявителя.

3. В качестве довода жалобы, Заявитель указывает на то, что Заказчиком при описании объекта закупки «Для средства № 5 установлены противоречивые требования к значениям показателя «Минимальная концентрация раствора» … Таким образом, описание объекта закупки носит необъективный характер, Заказчик умышленно вводит в заблуждение участников закупки, ограничивая количество участников, заявки которых сможет отклонить в связи с допущенными в инструкции недостатками» (цитаты из жалобы).

Описание объекта закупки регулируется в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Заказчик в техническом задании документации об Аукционе по позиции № 5 «Кислотное моющее средство для ручной обработки» установил: «…

Минимальная концентрация раствора, %

Менее 7

%

Минимальная концентрация раствора %

Более 19 но менее 27

%

…(цитата жалобы).

Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивые требования к значениям показателя «минимальная концентрация раствора», вводит в заблуждение участников закупки и нарушает требования положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что измененная 15.09.2016 на основании предписания Комиссии Крымского УФАС России документация об Аукционе не содержит данного довода Заявителя.

4. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товару, нарушающее нормы действующего законодательства, а именно: «…Считаем неправомерным указывать для поставки товар, который при использовании сотрудниками Исполнителя, Заказчика будет опасным для здоровья. Например, средство № 7

Степень воздействия на кожу

Вызывает видимый некроз; раздражение кожного покрова; обладает слабым раздражающим действием

Наличие

Аналогично средство № 16…» (цитата жалобы).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в данном случае участник предлагает средства по степени воздействия на кожу, т.к. для моющих средств, средств для очистки производителем указывается степень воздействия на кожу, и Заказчик никоим образом не принуждает использовать товары, вредные для здоровья.

Вместе с тем, Заявителем не предоставлено достаточных доказательств того, что указанный Заказчиком показатель не позволяет Заявителю подать заявку на участие в Аукционе и ограничивает круг участников закупки.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик при описании требований к значениям показателей, а именно Заказчик указывает единицу измерения – мл, которая соответствует показателю «объем», но не показателю «концентрация рабочего раствора».

Заказчик при описании требований к значениям показателей  нарушает их физический смысл - согласно правилам химии, концентрацией раствора называют отношение количества растворённого вещества к объёму раствора (моль/л, г/л, мл/л):

Средство № 14

Концентрация рабочего раствора:

содержит более 800 мл воды в 1 л готового раствора .

мл

Заказчик же указывает единицу измерения – мл, которая соответствует показателю «объем», но  не показателю «концентрация рабочего раствора».

При этом, согласно инструкции по заполнению заявок «при указании конкретных характеристик участник обязан руководствоваться настоящей инструкцией и учесть, что указание единиц измерения всех параметров является обязательным.».

Согласно Общероссийского классификатора единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97), миллилитр (мл) и литр (л) являются единицами объема:

│                         Единицы объема                                                  │

├──┬──────────────────┬──────────┬─ ─   ─┤

│110│Кубический      │    мм3   │   mm3  │    ММ3     │  MMQ   │

│      │миллиметр       │              │             │                  │               │

│111│Кубический      │    см3;   │   cm3;  │    СМ3;     │  CMQ;   │

│      │сантиметр;        │              │             │                 │               │

│      │миллилитр      │    мл     │   ml      │     МЛ      │  MLT    │

│112│Литр;                │    л;      │  I; L;    │     Л;        │  LTR;    │

…» (цитата из жалобы).

Заказчик в техническом задании документации об Аукционе по позиции № 14 установил: «…

Концентрация рабочего раствора:

Содержит более 800 мл воды в 1 л готового раствора.

Мл

…» (цитата из жалобы).

Комиссия, ознакомившись с положениями документации об Аукционе, приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в техническом задании документации об Аукционе нестандартный показатель, без основания его применения, нарушают требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что документация об Аукционе, измененная Заказчиком 15.09.2016 на основании предписания Комиссии Крымского УФАС России, не содержит данного довода жалобы Заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, т. к. Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, обжалуемую Заявителем.

4. Материалы дела №06/2230-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, в виду внесения Заказчиком изменений в обжалуемую документацию об Аукционе.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 15.09.2016 № 06/6648.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны