Решение №06/7254 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 22 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2358-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц»

05.10.2016                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участи представителей интересов:

государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» (далее — Заказчик, ГУП РК «Крымэнерго») О. Ю. Гончарук (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Крымкадастр» (далее — Заявитель) Д. В. Яренчука (директор), О. И. Грейдина (по доверенности), –

рассмотрев жалобу Заявителя от 27.09.2016 (вх. №2504/09 от 27.09.2016)  на действия Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме « Кадастровые работы по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства (ВЛ 6-10 кВ – 128 шт. и ТП-РП-6-10/0,4 кВ – 147 шт.) с целью внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости» (извещение № 31604093351) (далее — Запрос предложений), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, установившего в документации Запроса предложений:

1. Требования к размеру обеспечения заявки на участие в запросе предложений и к размеру обеспечения договора не соответствующие размерам, предусмотренным Положением о закупках.

2. Преимущества государственным или муниципальным казенным учреждениям, выразившиеся в не внесении обеспечения исполнения договора.

3. Требование о наличии у участника опыта по заключению аналогичных договоров, цена каждого договора должна быть не менее 25% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении за последние два года, что ущемляет права иных участников рынка, не имеющих аналогичного опыта.

Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 28.09.2016 № 06/7097, направленное Заявителю, Заказчику, Электронной торговой площадке и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

На заседании Комиссии представители Заявителя поддержали доводы жалобы в полном объеме. Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП РК «Крымэнерго», документацией Запроса предложений.

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» (далее - Положение о закупках), которым предусмотрено проведение закупки запросом предложений в электронной форме. 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 13.09.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос предложений в электронной форме;

3) дата и время окончания подачи заявок: 22.09.2016 в 09:30, дата и время рассмотрения заявок: 06.10.2016 в 17:00, дата и время подведения итогов: 13.10.2016 в 17:00;

4) начальная (максимальная) цена контракта – 15 475 731,85 рублей;

5) на участие подано 8 заявок.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  1. По мнению Заявителя: «Заказчиком установлены требования к размеру обеспечения заявки на участие в запросе предложений и к размеру обеспечения договора, а именно:

п. 14 Извещения (стр.4 Документации) «Размер обеспечения заявки на участие в запросе предложений устанавливается в размере 10% от начальной (максимальной) цены договора",

п.17 Извещения (стр.5 Документации) «Размер обеспечения договора составляет 50% от цены договора".

Указанные пункты Документации противоречат требованиям к обеспечению заявки и исполнения договора, установленным Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГУП РК «КРЫМЭНЕРГО», утвержденного 14 января 2015 (с учетом изменений), а именно:

п.6.13.1. «В случае установления требования о предоставлении обеспечения составляет до 5% от начальной (максимальной) цены договора или фиксированную сумму, если начальная (максимальная) цена договора не определена”.

п.6.1.4.1. «В случае установления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, размер такого обеспечения устанавливается в размере до 10% от цены договора".

Пунктом 6.1.2.3. Положения о закупке установлено, что «в документации должен быть указан размер обеспечения... предоставление обеспечения должно устанавливаться в документации с учетом пунктов 6.1.3, 6.1.4.”

Установленное в Документации предоставление обеспечения данному положению не соответствует…» (цитаты из жалобы).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком 25.03.2016 и 26.05.2016 внесены изменения в Положение о закупках. Данные изменения, размещены Заказчиком на официальном сайте, в т.ч.:

- 25.03.2016 – изменения в пункт 6.1.3.1. Положения о закупках «п.6.13.1. В случае установления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, связанных с подачей заявки, размер такого обеспечения составляет не менее 10% от начальной (максимальной) цены договора».

- 26.05.2016 – изменения в пункт 6.1.4.1. Положения о закупках «п.6.1.4.1. В случае установления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, связанных с исполнением договора, размер такого обеспечения устанавливается в размере до 100% от цены договора, но не менее размера аванса, предусмотренного договором» (цитаты).

Комиссия, изучив документацию Запроса предложений, Положение о закупках с изменениями, приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению в документации Запроса предложений размеров обеспечения заявки и договора не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке, в связи с чем доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

  1. По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно «Пунктом 1.13.5 Документации предоставлены преимущества государственным или муниципальным казенным учреждениям, выразившиеся в невнесении обеспечения, а именно: «1.13.5. В случае, если Участником закупки, с которым заключается договор, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения об обеспечении исполнения договора к такому Участнику закупки не применяются». Данный пункт Документации противоречит общим принципам закупки товаров, работ, услуг» (цитаты).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при установлении данного преимущества Заказчик «исходил из правового положения казенных предприятий, предусмотренного ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации …. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы, доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, поступают в соотествующиий бюджет, казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы). Таким образом, казенное учреждение не обладает правом представлять обеспечение контракта. П.1 ч. 8 ст. 96 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта не применяется в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением. Исходя из принципа «аналогии права» и было установлено указанное требование о не применении обеспечительных мер к казённым предприятиям…» (цитаты из возражений на жалобу).

Учитывая изложенное, действия Заказчика по установлению в документации Запроса предложений преимущества государственным или муниципальным казенным учреждениям, выразившиеся в невнесении обеспечения договора, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке.

Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

  1. Согласно доводам Заявителя о том, что Заказчиком: «Пунктом 21 Документации установлено требование о наличии у участника опыта но заключению аналогичных договоров.

21) Справку о перечне и годовых объёмах выполнения аналогичных договоров (форма №7 документации). В случае отсутствия опыта, Участник закупки предоставляет документ в произвольной форме об отсутствии у него опыта оказания услуг по аналогичным договорам.

(Под аналогичными договорами понимаются –договоры по оформлению земельных участков под линейными объектами и  (или) землеустроительным  работам по установлению охранных зон линейных объектов, цена каждого договора должна быть не менее 25% от начальной  (максимальной) цены договора, указанной в извещении за последние два года, подтверждается копиями аналогичных договоров и копиями актов выполненных работ)

Данный пункт ущемляет права иных участников рынка, не имеющих аналогичного опыта заключения договоров, предмет которых аналогичен предмету закупки, и цена каждого из которых не менее 25% от начальной максимальной цены договора, указанной в извещении» требование о наличии у участника опыта по заключению аналогичных договоров, цена каждого договора должна быть не менее 25% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении за последние два года, что ущемляет права иных участников рынка, не имеющих аналогичного опыта…» (цитаты из жалобы).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в «соответствии с разделом 4 Документации одним из критериев оценки участников закупки является «квалификация участника», который в свою очередь состоит из критериев «Опыт работы Участника закупки» и «Наличие в штате аттестованных кадастровых инженеров». Для оценки критерия «опыт работы участника закупки» необходимо предоставить информацию по исполненным договорам по оформлению земельных участков под линейными объектами и (или) землеустроительным работам по установлению охранных зон линейных объектов за последние два года, по каждому представленному договору – подтверждается предоставлением копий договоров, а также копий документов, подтверждающих исполнение данных договоров (акты выполненных работ (оказанных услуг)). Цена одного такого договора должна быть не менее 25% от начальной (максимальной) цены, указанной в извещении… «опыт работы участника закупки» является критерием оценки заявок и не имеет никакого отношения к допуску участников закупки. Заказчик преследовал своей целью выбрать победителем организацию, которая обладает наибольшим положительным опытом» (цитаты из письменных возражений на жалобу).

Таким образом, установленные Заказчиком в документации Запроса предложений требования к опыту участника и наличию в штате аттестованных кадастровых инженеров являются критериями оценки участников, а не критериями допуска к участию в Запросе предложений, в связи с чем доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
  2. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 01.08.2016 № 06/4976.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны