Решение №06/756 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 24 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/116-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

18.02.2016                                                                                               г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2016

Решение изготовлено в полном объеме   24.02.2016

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени                                         В. И. Вернадского» (далее — Заказчик) О. В. Тимохиной (по доверенности),                    Н. М. Ивашкевич (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Геленжик-снаб» (далее — Заявитель) Д. А. Симонова (по доверенности), –

рассмотрев жалобу Заявителя от 08.02.2016 №32 (вх. №145/09 от 10.02.2016) на действия Заказчика при проведении открытого запроса предложений «Образовательный центр высоких медицинских технологий с инжиниринговой составляющей «Центр Медицинской науки КФУ». Строительство (г. Симферополь, бул. Ленина, 5/7)» (извещение №31603265880) (далее — Запрос предложений), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации по проведению Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Документация по проведению Запроса предложений размещена Заказчиком в единой информационной системе не в полном объеме, т. к. не содержит проектно-сметную документацию по объекту строительства.
  2. Заказчик не установил требование к перечню видов работ, допуск к которым должен иметь участник, указанных в свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, выданное саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденному приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ.
  3. Заказчик не предоставил разъяснения положений документации на поданный Заявителем в электронной форме запрос, подписанный квалифицированной электронной подписью.

Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 11.02.2016 № 06/537, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное в единой информационной системе.

Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы назначено на 17.02.2016 14:30. В связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, Комиссией объявлен перерыв до 16:30 18.02.2016.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках.

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заказчиком, заслушав доводы представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», утвержденным Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» 16.01.2015 протокол №1 (в редакции с изменениями, утвержденными Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» от 26.03.2015 протокол № 2, от 22.07.2015 протокол №3) (далее - Положение о закупках). 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 01.02.2016, изменения – 03.02.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый запрос предложений;

3) дата и время окончания подачи заявок: 11.02.2016 09:30, дата и время рассмотрения заявок: 11.02.2016 11:00, дата и время подведения итогов: 16.02.2016 12:00;

4) начальная (максимальная) цена контракта – 119 898 010,00 российских рублей;

5) на участие в Запросе предложений поданы 3 заявки.

1. Согласно доводам Заявителя о том, что документация по проведению Запроса предложений размещена Заказчиком в единой информационной системе не в полном объеме, т. к. не содержит проектно-сметную документацию по объекту строительства.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пунктам 1, 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В соответствии с «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 (далее – Положение от 16.02.2008 №87), проектно-сметная документация состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме. Каждый раздел проектно-сметной документации включает определенные чертежи. Данные чертежи являются основанием для расчета потребности в конструкциях, материалах, изделиях. Правила определения объемов работ по проектной документации и их стоимости содержатся в соответствующих СнИПах.

Согласно пункту 4 Положения от 16.02.2008 №87, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.

Таким образом, строительство осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика и подлежит размещению на официальном сайте.

На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее:

«В соответствии с Законом и Положением документация по проведению запроса предложения содержит следующие приложения:

  • Сметная документация (полный локальный сметный расчет, ведомость ресурсов, объектная смета, сводный сметный расчет);
  • Техническое задание;
  • Альбом с чертежами здания, планы этажей.

Также документация включает Раздел VIII «Описание объекта» которое содержит:

  1. Основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства
  2. Состав проектной документации и отчетных материалов о результатах инженерных изысканий
  3. Описание технической части проектной документации включающее: Схему планировочной организации земельного участка, Архитектурные решения, Конструктивные и объемно-планировочные решения, Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно- технических мероприятий, содержание технологических решений.

Учитывая выше изложенное Университетом была предоставлена полная информация по закупаемому объекту в соответствии с Законом»

(цитата из письменных возражений Заказчика, вх. №377 от 16.02.2016).

Вместе с тем, Комиссия, изучив документацию по проведению Запроса предложений, не установила наличия в ней проектной документации строительства. 

Учитывая изложенное, действия Заказчика по не размещению на официальном сайте проектной документации в полном объеме не соответствуют требованиям части 6 статьи 52 ГрК РФ, части 1 статьи 743 ГК РФ, нарушают требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком

«В документации не установлено требование к перечню видов работ, допуск к которым должен иметь участник, указанных в свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, выданное саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденному приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ. Заказчиком в пункте 1.5.9. подпункт л) «Заявка Участника закупки должна содержать следующее»: копию собственного действующего свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, к работам в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом запроса предложений в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624)… Установив чрезмерные требования к Участникам закупки, предъявив требование о наличии допуска к работам, не предусмотренным данной закупкой, а именно: «Участник должен иметь Свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающие все виды работ, предусмотренных техническим заданием (описанием)»

(цитаты из жалобы).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее:

«В соответствии с ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В связи с чем, Документацией было установлено требование о наличии у участника Свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающие все виды работ, предусмотренные техническим заданием (описанием). Данное требование было установлено конкретно по тем работам, которые указаны в техническом задании и приложениях к Документации по закупке»

(цитата из письменных возражений Заказчика, вх. №377 от 16.02.2016).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, действующим градостроительным законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего строительство, иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В случае отсутствия у заказчика выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, является обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Комиссия, изучив документацию по проведению Запроса предложений приходит к выводу, что Заказчиком не установлено требование об обязательном наличии у участников Запроса предложений допуска к работам по организации строительства, что не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

3. Согласно доводам Заявителя о том, что Заказчик не предоставил разъяснения положений документации на поданный Заявителем в электронной форме запрос, подписанный квалифицированной электронной подписью.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупках должна содержать форму, порядок, дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Комиссией установлено, что Заказчик на поданный Заявителем 08.02.2016 запрос на разъяснение положений документации по проведению Запроса предложений, отказал Заявителю в предоставлении разъяснений со следующей мотивацией:

«… В соответствии с п. 1.4 Документации по проведению Запроса предложений (далее – Документация) любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации. Таким образом, обязанность предоставления разъяснений Заказчиком на запрос, поступивший от участника закупки в форме электронного документа не предусмотрена положениями Документации. Учитывая изложенное, просим направить запрос в порядке и в сроки, установленные положениями Документации» (цитата).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее:

«Согласно части 9 ст.4 Закона в извещении о закупке должны быть указаны формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. В соответствии с требованиями п. 1.4.1 Документации четко определен порядок предоставления разъяснения положений документации, а именно:

«1.4.1. Любой Участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации. В течение одного рабочего дня со дня поступления указанного запроса Заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее чем за один рабочий день до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.

Адрес подачи запросов: Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, д. 4, корпус В, каб. 410.

Запросы могут быть поданы с 09:00 до 17:00 ежедневно, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней».

Данное требование исключает возможность подачи запросов на разъяснение положений извещения и документации в электронной форме и не является нарушением Закона и Положения»

(цитата из письменных возражений Заказчика, вх. №377 от 16.02.2016).

Вместе с тем, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями) определено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно подписью.

Учитывая изложенное, действия Заказчика по не предоставлению Заявителю разъяснений положений документации по проведению Запроса предложений на запрос, поданный им в электронной форме и подписанный квалифицированной электронной подписью, и, соответственно, по не размещению данных разъяснений в единой информационной системе, не соответствуют пункту 1.4.1 документации по проведению Запроса предложений, нарушают требования части 11 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

4. Комиссией установлено, что 18.02.2016 Комиссией Крымского УФАС России рассмотрена жалоба общества с ограниченной ответственностью «БалтСтройСервис» на положения документации данного Запроса предложений, по результатам рассмотрения которой Комиссией принято решение 18.02.2016 по делу №06/119-16 о признании в действиях Заказчика нарушений пункта 3 части 4 статьи 1, части 6 статьи 3, пунктов пункта 1, 4, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями), передаче материалов дела №06/119-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и выдаче Заказчику предписания по делу №06/119-16 об устранении нарушений Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим требования части 6 статьи 3, пункта 1 части 10, части 11 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».
  3. Учитывая, что Комиссией Крымского УФАС России 18.02.2016 принято решение по делу №06/119-16, согласно которому Заказчику выдано предписание по делу №06/119-16 об устранении Заказчиком нарушений Закона о закупках, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках по делу №06/116-16 не выдавать.
  4. Учитывая, что Комиссией Крымского УФАС России 18.02.2016 принято решение по делу №06/119-16, согласно которому материалы дела №06/119-16 переданы соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы дела №06/116-16 передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в части нарушений по не предоставлению и не размещению Заказчиком в единой информационной системе разъяснений положений документации по проведению Запроса предложений на запрос, поданный Заявителем.
  5. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 11.02.2016 № 06/537.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны