Решение №06/7961 Решение по делу о нарушении законодательства Российской Феде... от 10 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2660-16
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

25.10.2016                                                                                             г.  Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов общества с ограниченной ответственностью «Интрокод» (далее – Заявитель) А. В. Фонякова (по доверенности),

на заседании Комиссии присутствовала сотрудник администрации Ленинского района Российской Федерации (далее – Заказчик), —

рассмотрев жалобу Заявителя от 18.10.2016 №239 (вх. № 2666/09 от 19.10.2016) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных и обучению сотрудников» (извещение № 0375300010216000020) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, включившим в состав лота работы, услуги технологически и функционально не связанные с работами, услугами, выполнение, оказание которых являются предметом Аукциона, а именно лицензируемые работы по защите информации и обучению сотрудников Заказчика.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 20.10.2016 № 06/7642, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт).

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 30.09.2016, изменения в извещение – 11.10.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 278 333,33 рублей;

- дата окончания подачи заявок: 19.10.2016 16:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей первых частей заявок участников: 21.10.2016, дата проведения Аукциона: 24.10.2016.

- на участие в Аукционе было подано 2 заявки, обе заявки признаны соответствующими документации об Аукционе, Закону о контрактной системе;

- предложение о цене контракта подавало 2 участника, снижение составило 60,37%;

- победителем Аукциона признан Участник, предложивший наименьшую цену контракта — 110 298,00 рублей.

По мнению Заявителя, в документации об Аукционе Заказчиком необоснованно включены в состав одного лота работы, услуги, технологически и функционально не связанные с работами, услугами, являющиеся предметом закупки, а именно: лицензируемые работы по защите информации и обучение сотрудников.

В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу статьи 8 Закона о контактной системе определено, что:

- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе);

- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Запреты на ограничивающие конкуренцию действия организаторов или заказчиков торгов при проведении закупок на поставки товаров для государственных нужд, установленные законодательством, также взаимосвязаны.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных и обучению сотрудников:

«…

Объект закупки

 

Наименование товара, работ, услуг

Код по ОКПД2

Единица измерения

Количество

Цена за ед.изм.

Стоимость

Оказание услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных и обучению сотрудников

62.01.11.000

УСЛ ЕД

1.00

278333.33

278333.33

 

 

       

…» (цитата из извещения о проведении Аукциона).

В разделе IV «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)» документации об Аукционе Заказчик указал требования к объекту закупки: «…

IV. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)

на «Оказание услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных и обучению сотрудников»

Оказание работ и услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных Администрации Ленинского района Республики Крым, проектированию системы защиты персональных данных с разработкой локальных актов, обучению сотрудников по вопросу защиты информации и обработки персональных данных включает в себя следующие этапы работ:

  1. Обследование (аудит) информационной системы персональных данных:

•   Анализ организационно-распорядительных документов на соответствие законодательству РФ в области защиты персональных данных.

•   Анализ процессов, в которых обрабатываются персональные данные и целей их обработки.

•   Осмотр технологических и офисных помещений с точки зрения обеспечения физической безопасности ИТ- структуры.

•   Подробный технический анализ (аудит) информационной сети с использованием сертифицированных программных (программно-аппаратных) средств:

- оперативный контроль информации в информационной сети;

     - сканирование информационной сети на предмет выявления уязвимостей;

     - мониторинг и анализ защищенности системы от атак (программно-аппаратных воздействий);

     - контроль соблюдения требований защищенности;

     - инвентаризация сети.

•   Составление рекомендаций по приведению помещений, в которых хранятся персональные данные, в соответствии с требованиями законодательства РФ о персональных данных.

•   Составление рекомендаций по поставке технических средств защиты информации.

  1. Построение системы защиты персональных данных и разработка организационно-распорядительной документации:

•   Разработка методов и способов защиты персональных данных.

•   Проектирование системы защиты персональных данных.

•   Разработка полного комплекта организационно-распорядительной документации, регламентирующей порядок работы с персональными данными на бумажных и электронных носителях информации согласно Приложению № 2.

  1. Обучение сотрудников по подготовленным локальным актам в рамках оказываемой услуги.

Обучение сотрудников  по подготовленным локальным актам в рамках оказываемой услуги могут выполняться  в течении всего срока действия заключаемого Контракта. Сроки исполнения услуг (работ), могут быть  оговорены  Сторонами устно или  оформлены «Дополнением к контракту»,  с учётом реального времени на их исполнение.

  1. Обучение 2 сотрудников на курсе по теме: «Защита информации в учреждении» с выдачей удостоверений о повышении квалификации.

Образовательные услуги должны производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Обучение должно осуществляться на основании:

- Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями от 21.07.2014 г.;

- требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденные постановлением Правительства от 01.11.2012 № 1119;

и других нормативных документов.

Исполнитель или привлеченное Исполнителем образовательное учреждение, реализующие обучение, должны иметь Лицензию на право ведения образовательной деятельности. Нормативный срок прохождения обучения вне зависимости от формы получения образования не должен быть менее 72 академических часов. По окончании обучения Исполнитель осуществляет проверку знаний (экзамен, зачет, тестирование). В случаи не удовлетворительного результата (экзамена, зачета) при проверке знаний по окончании обучения, Исполнитель проводит повторную проверку знаний. По окончании проверки знаний Исполнитель выдает слушателю удостоверение установленного образца о прохождении обучения.

Результат выполненных работ и оказанных услуг:

  • Отчет об техническом анализе (аудите) информационной сети должен содержать:
  • Результаты инвентаризации ресурсов компьютерной сети (узлов, портов, сервисов)
  • Информацию о всех ПК в сети организации
  • Результат сетевого аудита парольной защиты
  • Данные о выявлении (сканировании) уязвимостей установленных сервисов
  • Результат проверки возможности осуществления атак на отказ в обслуживании и подмены адреса
  • Данные об анализе сетевого трафика (в т.ч. в коммутируемых сетях, физически разделенных),
  • Результат аудита парольной информации для множества протоколов.
  • Пакет документов, регламентирующий организационные и технологические аспекты работы с информационными системами, содержащими персональные данные, обеспечивающий выполнение требований, предъявляемых российским законодательством к защите информационной системы персональных данных согласно Приложению № 2.
  • Рекомендации по поставке средств защиты информации для приведения системы защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства РФ о персональных данных.
  • Рекомендации по приведению помещений, в которых хранятся персональные данные, в соответствии с требованиями законодательства РФ о персональных данных.
  • Обученные сотрудники по разработанным локальным актам в рамках оказываемой услуги, которые будет обладать необходимой информацией для поддержания в рабочем состоянии системы защиты персональных данных.
  • Обученные сотрудники на курсе по теме: «Защита информации в учреждении» с выдачей удостоверений о повышении квалификации.
  • Выполнение требований Законодательства РФ о персональных данных и возможность аргументированного общения с представителями контролирующих органов при проверке: Роскомнадзор России, ФСТЭК России, ФСБ России.

…» (цитата документации об Аукционе).

Комиссия, изучив документацию об Аукционе, установила, что Заказчиком объедены в одну закупку различные виды услуг, в частности, услуги, связанные с обследованием (аудиту) информационных систем и построению системы защиты персональных данных, на которые Заказчик установил требование во вторых частях заявок участников наличие лицензии ФСБ России, наличие лицензии
ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, и услуг по обучению сотрудников на курсе по теме «Защита информации в учреждении» с последующей выдачей удостоверений о повышении квалификации, на которые в свою очередь также требуется лицензия на право ведения образовательной деятельности, на данный вид услуг Заказчиком не установлены требования от частников наличие лицензии на образовательную деятельность.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Объединение в один лот различных видов лицензируемых услуг, в частности услуги по защите информации и обучение сотрудников, исключает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении государственного контракта на оказание услуг по защите информации и персональных данных, не имея в наличии обучающего центра или же наоборот оказания услуг по обучению персонала не имея в наличии специалистов специализирующихся на оказание услуг по защите информации и персональных данных, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый вид указанных выше услуг, включенных в описание объекта закупки, привлекает к закупке специфический круг хозяйствующих субъектов. Объединение в один лот различных услуг (работ), перечисленных в описании объекта закупки и обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в закупке лиц, заинтересованных в оказании определенных услуг (работ), приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком объединены в один лот товары, используемые для выполнения капитального ремонта, технологически и функционально не связанные между собой, что является нарушением части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

На основании изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/2660-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 20.10.2016 № 06/7642.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/2660-16
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

25.10.2016                                                                                                       Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 25.10.2016 по делу №06/2660-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Интрокод» от 18.10.2016 №239 (вх. № 2666/09 от 19.10.2016) на действия администрации Ленинского района Российской Федерации (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме «Оказание услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных и обучению сотрудников» (извещение №0375300010216000020) (далее — Аукцион), в соответствии с частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, Единой комиссии Заказчика отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.10.2016 №1606235, протокол подведения итогов электронного аукциона от 07.11.2016 №1622859 (далее – Протоколы) и разместить информацию об отмене Протоколов на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

2. Заказчику:

- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 25.10.2016 по делу №06/2660-16 и разместить измененную документацию об Аукционе на официальном сайте;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новою дату проведения Аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и новой дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.

3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:

- отменить протокол проведения электронного аукциона от 24.10.2016 №1610085 (далее – Протокол проведения Аукциона);

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;

- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новой дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

4. Заказчику, Единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 25.10.2016 по делу №06/2660-16.

5. Заказчику, Единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки в срок до 02.12.2016 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

6. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 20.10.2016 №06/7642.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей и на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны