Решение №06/7963 Решение по делу о нарушении законодательства Российской Феде... от 7 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2665-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации
о контрактной системе

25.10.2016                                                                                                    г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Крымский медицинский информационно – аналитический центр» (далее — Заказчик)                    А. Н. Кудри (по доверенности), О. С. Карась (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Альфастрой» (далее — Заявитель) Ш. М. Ибрагимова (генеральный директор), Е. А. Белолипцева (по доверенности), —

рассмотрев жалобу Заявителя от 19.10.2016 № 1 (вх. № 2689/09 от 19.10.2016) на действия Заказчика, Единой комиссии Заказчика при проведении запроса котировок «Ремонт пола коридора нежилого помещения» (извещение №0375200045616000010) (далее — Запрос котировок), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:

1. Заказчик в установленный Законом о контрактной системе срок не направил Заявителю – победителю Запроса котировок копию протокола оценки заявок и проект контракта для подписания.

2. Заказчик требует от Заявителя поставить керамгранит определенных характеристик, не предусмотренных извещением Запроса котировок.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 20.10.2016 №06/7632, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт).

Заседание по рассмотрению жалобы Заявителя назначено на 17:00 24.10.2016. В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента Комиссией объявлен перерыв до 12:00 25.10.2016 в связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.

На заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы жалобы в полном объем. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик, Единая комиссия Заказчика действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 19.09.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок;

- начальная (максимальная) цена контракта – 459 913,30 российских рублей;

- дата и время окончания подачи котировочных заявок: 28.09.2016 11:00, дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 28.09.2016 11:00;

- на участие в Запросе котировок подано 5 котировочных заявок, из них           2 заявки отклонены;

- победителем признано ООО «Альфастрой».

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик в установленный Законом о контрактной системе срок для подписания контракта (19.10.2016) не направил Заявителю – победителю Запроса котировок копию протокола оценки заявок и проект контракта на подписание.

В силу части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.

В соответствии с частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

Согласно части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее: «Довод о том, что Заявитель не получил протокол считаем необоснованным, поскольку данное действие не повлекло негативных последствий для Заявителя, он был осведомлен о том, что он является Победителем, кроме того, ему было известно о размещении на официальном портале Протокола, поскольку Заявитель связался с Контрактным управляющим на следующий день после размещения Протокола и 04.10.2016 им было внесено обеспечение исполнения контракта в размере 22 995,67 руб. … Заявителю было разъяснено, что проект контракта размещен на официальном портале закупок в составе Извещения о проведении запроса котировок. По устному требованию со стороны Заявителя, поступившему 17.10.2016, Контрактным управляющем был направлен проект контракта на электронную почту…» (цитаты из письменных возражений на жалобу).

Заказчик в пунктах 20-21 извещения Запроса котировок установил: «…

20.

Срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт

 

Не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола

21.

Условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта

 

В случае если победитель запроса котировок не представил заказчику  контракт, подписанный в срок, указанный в извещении, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным.

В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Комиссией установлено, что Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 29.09.2016 для закупки №0375200045616000010 (далее – Протокол) размещен Заказчиком на официальном сайте 29.09.2016 17:44.

Учитывая изложенное, Комиссия, приходит к выводу, что действия Заказчика, не направившего Заявителю течение двух рабочих дней с даты подписания Протокола и проекта контракта для подписания, нарушают требования части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, доводы Заявителя нашли свое подтверждение.

2. Согласно доводам жалобы Заявителя о том, что Заказчик требует от Заявителя поставить керамгранит определенных характеристик, не предусмотренных извещением Запроса котировок: «…17.10.2016 на электронную почту пришли фотографии керамгранита с указанием конкретных марок, устраивающих Заказчика и указание на магазин, в котором его можно купить (скрин с почты прилагается)… Считаем данное требование неправомочным, т.к. в сметной документации нет указания на конкретные материалы (локальную смету и сметный ресурсный расчет прилагаем), есть только размеры – 600х600х10, 300х6000х10…» (цитаты из жалобы).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, в котором должна содержаться информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчик в Приложении №1 к извещению Запроса котировок описал объект закупки следующим образом: «…

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ)

Техническое задание НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ ПО  РЕМОНТУ ПОЛА КОРИДОРА НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

№ п/п

 

ОКПД

Наименование объекта закупки

Технические характеристики (Нормативный документ: ГОСТ, ОСТ, ТУ, СанПиН.и др.)

Ед. изм.

Кол-во

1

43.33.10.000

Ремонт пола коридора нежилого помещения

Работы должны быть выполнены в соответствии со сметной документацией (локальным сметным расчетом, ведомостью объемов работ).

Сметная документация (локальный сметный расчет, ведомость объемов работ) является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта согласно ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и п. 6.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Требования о наличии определенной техники, оборудования, материалов, марок в сметной документации (локальном сметном расчете, ведомости объемов работ, ведомости ресурсов) не установлены. В случае наличия указанной информации в сметной документации (локальном сметном расчете, ведомости объемов работ, ведомости ресурсов) считать представленной для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Требования о наличии информации в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя в сметной документации (локальном сметном расчете, ведомости объемов работ, ведомости ресурсов) не установлены. В случае наличия указанной информации в сметной документации (локальном сметном расчете, ведомости объемов работ, ведомости ресурсов) считать ее представленной для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (Решения ФАС России от 28.01.2015 по делу № К-67-15).

 

 

…» (цитаты).

Комиссия, изучив извещение Запроса котировок, не установила наличия в Технической части описания Заказчиком характеристик гранита керамического. Заказчиком ненадлежащее описан объект закупки в извещении Запроса предложений.

Кроме того, Комиссией установлено, что в Локальном ресурсном сметном расчете, являющемся приложением №1 к контракту, Заказчиком указаны требования к материалам и механизмам, используемым в процессе выполнения работы: «Затирка «Старатели» (разной цветности), Клей плиточный «Юнис Гранит», Грунтовка бетон-контакт «Лакра», ... Плиткорез «МАКITA RH 4101»…».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащее описавшего объект закупки, установившего в Локальном ресурсном сметном расчете требования к материалам и механизмам конкретной торговой марки, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73, части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/2665-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие Уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 20.10.2016 №06/7632.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Предписание
по делу №06/2665-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

25.10.2016                                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 25.10.2016 по делу №06/2665-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Альфастрой» от 19.10.2016 № 1 (вх. № 2689/09 от 19.10.2016) на действия государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Крымский медицинский информационно – аналитический центр» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок «Ремонт пола коридора нежилого помещения» (извещение №0375200045616000010) (далее — Запрос котировок), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.02.2015 за регистрационным №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, Единой комиссии Заказчика отменить Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 29.09.2016 №1П и разместить информацию об отмене Протокола на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт).

2. Заказчику, Единой комиссии Заказчика вернуть участникам заявки, поданные на участие в Запросе котировок.

3. Заказчику:

- привести извещение о проведении Запроса котировок в соответствие положениям Закона о контрактной системе и с учетом решения от 25.10.2016 по делу №06/2665-16 и разместить соответствующее извещение на официальном сайте;

- назначить новые дату и время окончания срока подачи котировочных заявок на участие в Запросе котировок, дату и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, а также разместить на официальном сайте информацию о новых дате и времени окончания срока подачи котировочных заявок на участие в Запросе котировок, дате и времени проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников. При этом дата окончания срока подачи котировочных заявок на участие в Запросе котировок должна быть назначена не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в Запросе котировок на официальном сайте соответствующего извещения.

4. Заказчику, Единой комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 25.10.2016 по делу №06/2665-16.

5. Заказчику в срок до 20.11.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

6. Прекратить действие Уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 20.10.2016 №06/7632.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей и на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны