Решение №06/8066 Решение по делу о результатах рассмотрения жалобы на действи... от 7 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2689-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц»

28.10.2016

г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» (далее — Заказчик) А. Н. Марченко (по доверенности), В. И. Баркалова (по доверенности),

представители индивидуального предпринимателя Артеменко Сергея Викторовича (далее – Заявитель) на заседание Комиссии не явились, —

рассмотрев жалобу Заявителя б/д, б/н (вх. № 1130/10 от 20.10.2016) на действия Заказчика при проведении запроса цен «Поставка средств для комплектации нештатных аварийно-спасательных формирований ГУП РК «Вода Крыма» (извещение номер <...> ) (далее – Запрос цен), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса цен. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации Запроса цен обязательное требование о предоставлении тестовых образцов на этапе работы комиссии (после даты и времени окончания подачи заявок до даты и времени рассмотрения заявок), что предусматривает возможность отказа в допуске к участию в запросе цен в случае их непредставления, ограничивает количество участников запроса котировок.

Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 20.10.2016 №06/7661, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору Электронной торговой площадки и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса цен Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма», утвержденным директором ГУП РК «Вода Крыма» от 14.03.2015 №43-ОД (далее — Положение о закупках). Положением о закупках предусмотрено проведение закупки запросом цен в электронной форме.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 14.10.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос цен;

3) дата и время окончания подачи заявок: 20.10.2016 в 08:00, дата и время рассмотрения заявок: 27.10.2016 в 14:00, дата и время подведения итогов: 27.10.2016 в 15:00;

4) начальная (максимальная) цена договора: 2 179 858,81 российских рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Заказчик в пункте 21 документации Запроса цен установил обязательное требования к участникам, в т.ч. требование  о предоставлении образцов товара: «…

21.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке

Заявка на участие в открытом запросе предложений в электронной форме должна содержать следующие документы участника закупки:

1. Заявку, заполненную по форме, приведенной в разделе 4. «ФОРМА ЗАЯВКИ УЧАСТНИКА» настоящей документации (включая приложение к заявке).

Непредоставление какого-либо из перечисленных выше документов является основанием для отклонения заявки!

 

Допускается предоставление документов, свидетельствующих о положительной репутации, об опыте выполнения подобных договоров и т. п.

ВНИМАНИЕ!!!!

 

Участник закупки на этапе работы комиссии (после даты и времени окончания подачи заявок до даты и времени рассмотрения заявок) обязан предоставить Заказчику по одному образцу каждого наименования товара, указанного в таблице 1 пункта 1 раздела 5. «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» настоящей документации, для обследования Экспертной комиссией предъявленных образцов на предмет соответствия качества Товара (его функциональных и технических характеристик) требованиям документации Заказчика (в частности, подпунктам 1.1.-1.4. пункта 1 раздела 5. «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» настоящей документации).

Экспертная комиссия создается приказом Заказчика для вынесения заключения о соответствии представленных образцов Товара требованиям Заказчика, указанным в документации на проведение закупки.

Данное заключение Экспертная комиссия оформляет в виде протокола и предоставляет на заседание Закупочной комиссии для подведения итогов закупки.

График предоставления участниками закупки образцов товара, работы Экспертной и Закупочной комиссий:

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени):

20.10.2016 08:00

Дата и время начала приема образцов Товара (по местному времени):

20.10.2016 08:10

Дата и время окончания приема образцов Товара (по местному времени):

20.10.2016 16:50

Место приема образцов Товар:

РФ, Республика Крым, г. Симферополь,

ул. Киевская,1А, каб. 602

(Ответственное лицо – …

Порядок приема образцов Товара:

 

1. Дата и время получения образцов Товара фиксируются соответствующим протоколом.

2. Каждый образец Товара должен иметь:

2.1. заверенную печатью участника бирку, на которой указано:

- Наименование образца;

- Наименование участника закупки, который предоставляет указанный образец;

2.2. Сертификат соответствия, выданный уполномоченными организациями/ декларацию о соответствии техническим регламентам таможенного союза/ другие документы, подтверждающие качество товара и его соответствие требованиям законодательства РФ, ИЛИ документы, подтверждающие, что товар не подлежит обязательному подтверждению соответствия ни в форме сертификации, ни в форме декларирования в рамках технических регламентов Таможенного союза.

3. Заказчик имеет право не принимать к рассмотрению предоставленные участником закупки образцы Товара в случае если образцы Товара:

3.1. не имеют бирок согласно п. 2.1.;

3.2. не имеют сертификатов соответствия/деклараций о соответствии или документов, подтверждающих, что Товар не подлежит обязательному подтверждению соответствия в соответствии с пунктом 2.2.;

3.3. поступили после даты и времени окончания приема образцов Товара

4. Заявка участника закупки признается несоответствующей требованиям документации Заказчика на проведение закупки в случае если:

4.1. образцы товара не были приняты Заказчиком для рассмотрения в соответствии с п. 3;

4.2. непредоставления участником образцов Товара.

5. Предоставление всех образцов осуществляется за счет участника закупки.

Дата и время начала работы Экспертной комиссии (по местному времени):

21.10.2016 08:00

Дата и время окончания работы Экспертной комиссии, включая подготовку и подписание протокола (экспертного заключения) о соответствии представленных участниками образцов требованиям документации на проведение закупки (по местному времени):

25.10.2016 09:00

Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени):

27.10.2016 14:00

Дата и время подведения итогов (по местному времени):

27.10.2016 15:00

Порядок возврата образцов Товара:

В результате работы Экспертной комиссии образцы Товара будут подвергаться механическому и иным воздействиям, что может привести к повреждению образцов.

Участник закупки предупрежден о возможных последствиях и, подавая заявку на участие в закупке и предоставляя образцы, соглашается с данным условием и не будет иметь претензий к Заказчику.

Возврат всех образцов осуществляется за счет участника закупки.

Образцы можно забрать по предварительному согласованию с ответственным лицом Заказчика, указанным выше.

 

…» (цитаты документации Запроса предложений).

Таким образом, Заказчик необоснованно установил в документации запроса цен обязательное требование к участникам о предоставлении тестовых образцов на этапе работы комиссии (после даты и времени окончания подачи заявок до даты и времени рассмотрения заявок).

Учитывая приведенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»                            (с изменениями) Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
  3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции.
  4.  Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/2689-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 20.10.2016 № 06/7661.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/2689-16
об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.10.2016

г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 28.10.2016 по делу №06/2689-16 по итогам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Артеменко Сергея Викторовича б/д, б/н (вх. № 1130/10 от 20.10.2016) на действия государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» (далее – Заказчик) при проведении запроса цен «Поставка средств для комплектации нештатных аварийно-спасательных формирований ГУП РК «Вода Крыма» (извещение номер <...> ) (далее – Запрос цен), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки вернуть участникам Запроса цен поданные ими заявки.

2. Заказчику привести документацию Запроса цен в соответствие требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Закона о конкуренции и с учетом решения от 28.10.2016 по делу №06/2689-16 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт)..

3. Заказчику не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:

- назначить новые дату и время проведения Запроса цен и разместить на Официальном сайте информацию о новых дате и времени проведения Запроса цен;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Запросе цен, о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Запросе цен, дате и времени рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, дате и времени подведения итогов Запроса цен.

4. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика, осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о закупках и с учетом решения от 28.10.2016 по делу №06/2689-16.

5. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки в срок до 28.11.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

6. Прекратить действие Уведомления о поступлении жалобы и о приостановлении торгов от 20.10.2016 №06/7661.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны