Решение №06/8069 Решение по делу о нарушении законодательства Российской Феде... от 16 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2715-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

28.10.2016                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Евпаторийская городская детская клиническая больница» (далее — Заказчик) В. В. Зайцевой (по доверенности), Д. И. Ведмецкого (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Мегатехника» (далее – Заявитель) О. О. Новикова (по доверенности), —

рассмотрев жалобу Заявителя от 20.10.2016 (вх. №2719/09 от 21.10.2016) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Утилизатор медицинских отходов» (номер извещения 0375200044016000174) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями:

1. Заказчик при описании объекта закупки использовал нестандартные показатели.

2. Заказчик при описании объекта закупки установил требования соответствующие описанию установки для утилизации медицинских отходов «Балтнер» производства ЗАО «МЕДИТЕК «Знамя труда».

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 24.10.2016 №06/7721, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы назначено на 14:00 27.10.2016. По собственной инициативе Комиссии на основании пункта 3.32 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14 в связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 12:30 28.10.2016.

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте — 11.10.2016, изменения в извещение размещено на официальном сайте — 17.10.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 1 004 750,00 рублей;

- дата окончания подачи заявок: 25.10.2016, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 26.10.2016, дата проведения Аукциона: 31.10.2016;

- на участие в Аукционе подана 1 заявка, признанная соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;

- по результатам рассмотрения единственной заявки согласно части 16
статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик при описании объекта закупки использовал нестандартные показатели.

В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлено следующее требование к объекту закупки: «…

 

п/п

Наименование параметра

Единица измерения показателя

(при наличии)

Значение показателя, которое может изменяться

Значение показателя, которое не может изменяться

Минимальное значение

Максимальное значение

1

Общие требования:

 

 

 

 

1.1

Утилизатор медицинских отходов класса Б и В

к-т

1

1

наличие

2

Технические характеристики

 

 

 

 

2.1

Метод обезвреживания

 

 

 

 

Дезинфекция насыщенным водяным паром под давлением в условиях предварительного вакуума с последующей деструкцией методом прессования

2.2

Температура дезинфекции                         

°С

108

125

 

…» (цитата документации об Аукционе).

В качестве доводов жалобы Заявитель указывает: «…

В Описание объекта закупки Заказчик указывает «Температура дезинфекции не менее 108 °С и не более 125°С». Исходя из пояснений Заказчика следует, что при выборе температурного режима Заказчик руководствовался Отраслевым стандартом 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы». Использование ОСТ 42-21-2-85 является недопустим, так как данный документ регулирует отношения в сфере стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения, а не обеззараживания. Более того, действия ОСТ 42-21-2-85 распространяется непосредственно на изделия медицинского назначения, тогда как Заказчику требуется утилизатор для медицинских отходов. Медицинские отходы включают в себя не только изделия медицинского назначения, но также иные вещи, не являющиеся изделиями медицинского назначения, например, пищевые отходы или материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями и др. Следовательно, Заказчик не имеет правовых оснований ссылаться ОСТ 42-21-2-85, так как данный стандарт не содержит температурных режимов для обеззараживания медицинских отходов.

Таким образом, требования к температуре, установленные Заказчиком, противоречат СанПиН 1.3.2322-08. В аукционной документации Заказчик указывает, что оборудование предназначено для обеззараживания и деструкции медицинских отходов класса Б и В. В свою очередь, СанПиН 2.1.7.2790-10 (табл.1) указывает, что медицинские отходы класса Б включают в себя отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности.

Класс Б

(эпидемиологически опасные отходы)

Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее).

Пищевые отходы из инфекционных отделений.

Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев.

Живые вакцины, непригодные к использованию.

 

Нормы, регулирующие безопасности работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней, указаны в СанПиН 1.3.2322-08. Так же СанПиН 1.3.2322-08 содержит исчерпывающую информацию о режимах обеззараживания физическими методами различных объектов, контаминированных возбудителями 3 –4 групп патогенности. Согласно данным режимам, обеззараживание паровым методом при температуре от 108 до 125 °С – не предусмотрено, а минимальный температурный порог для обеззараживания паровым методом установлен от 120 °С.» (цитата жалобы).

Заказчик в письменных возражениях пояснил следующее: «…

Устанавливая требования технического задания, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Евпаторийская городская детская клиническая больница» (далее - Заказчик) руководствуется основным нормативным документом, регулирующим обращение с медицинскими отходами - СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», согласно которому - медицинские отходы должны быть подвергнуты дезинфекции, а также требованиями ОСТ 42-21-2-85 (отраслевой стандарт дезинфекции изделий медицинского назначения), который является действующим стандартом РФ касательно режимов дезинфекции медицинских отходов.

Выбор метода обеззараживания/ обезвреживания определяется возможностью организации, осуществляющей медицинскую деятельность и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами. В соответствии с ОСТ 42-21-2-85 (отраслевой стандарт «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы») для технологий термического обеззараживания (дезинфекции) медицинских отходов в части параметров и режимов применим и эффективен метод воздействия водяного насыщенного пара под избыточным давлением 0.05 МПа при температуре 110±2 градуса Цельсия в течение 20±5 минут.

Согласно имеющимся разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека ОСТ 42-21-2-85 может быть применен для технологии термического обеззараживания (дезинфекции) медицинских отходов в части параметров и режимов, на что и ссылается Заказчик в техническом задании.

В соответствии с ОСТ 42-21-2-85. для технологий термического обеззараживания (дезинфекции) медицинских отходов в части параметров и режимов применим и эффективен метод воздействия пара под давлением при температуре 110 градусов для полиморфной структуры отходов (стекло, металл, пластик, латекс).

Основным нормативным актом в санитарно-эпидемиологическом нормировании являются Санитарные Правила, а методические указания (МУ), на которые ссылается податель жалобы носят исключительно рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению…» (цитата письменных возражений Заказчика).

Комиссия, изучив «ОСТ 42-21-2-85. Отраслевой стандарт. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы», утвержденный и введенный в действие приказом Минздрава СССР от 10.06.1985 №770, установила, что ОСТ 42-21-2-85 распространяется на изделия медицинского назначения, подвергаемые в процессе эксплуатации стерилизации и (или) дезинфекции, и не установила сведений о том, что настоящий стандарт распространяется на дезинфекцию медицинских отходов.

Учитывая то, что в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врач российской федерации от 13.11.1996 №1 ОСТ 42-21-2-85 включен в Перечень основных действующих нормативных и методических документов по эпидемиологии, Комиссия изучила данный перечень и установила, что согласно данному перечню ОСТ 42-21-2-85 подлежит использованию в качестве нормативного и методического документа в области гигиены труда при стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения.

При этом в силу совместного письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2007 №0100/6952-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по эпидемиологии» ОСТ 42-21-2-85 включен в Перечень основных действующих нормативных и методических документов по эпидемиологии в раздел 3.5.4 «Стерилизация».

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика не предоставили документарно подтвержденных данных о том, что ОСТ 42-21-2-85 является техническим регламентом, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, положения которого применяются при описании показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик утилизатора медицинских отходов.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель не предоставил объективных доказательств, свидетельствующих о том, что СанПиН 2.1.7.2790-10, СанПиН 1.3.2322-08,
МУ 3.1.2313-08 являются техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разработанными и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, положения которых применяются при описании показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик утилизатора медицинских отходов.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик при описании объекта закупки установил требования соответствующие описанию установки для утилизации медицинских отходов «Балтнер» производства ЗАО «МЕДИТЕК «Знамя труда».

В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Статьей 8 Закона о контактной системе определено, что:

- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе);

- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Запреты на ограничивающие конкуренцию действия организаторов или заказчиков торгов при проведении закупок на поставки товаров для государственных нужд, установленные законодательством, также взаимосвязаны.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

На заседании Комиссии представители Заказчика не смогли предоставить сведений о том, что в техническом задании документации об Аукционе установлены параметры утилизатора медицинских отходов, которые соответствуют нет только установке для утилизации медицинских отходов «Балтнер» производства
ЗАО «МЕДИТЕК «Знамя труда», но и товарам других производителей.

Учитывая приведенное, действия Заказчика, установившего характеристики закупаемых товаров утилизатору медицинских отходов «Балтнер» производства
ЗАО «МЕДИТЕК «Знамя труда», нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/2715-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 24.10.2016 №06/7721.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны