Решение №06/8364 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 14 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2802-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц»

08.11.2016                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» (далее — Заказчик, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго») Ю. А. Щировой (по доверенности),
А. А. Ореховой (по доверенности),

представители общества с ограниченной ответственностью «Ульяновская станкостроительная компания» (далее — Заявитель) на заседание не явились, –

рассмотрев жалобу Заявителя от 25.10.2016 №01/849 (вх. №2844/09 от 28.10.2016) на действия Заказчика при проведении запроса предложений (в электронной форме) «Оказание услуг по проведению энергетического обследования (аудита) объектов ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» (извещение номер <...> ) (далее – Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями:

1. Заказчик установил необоснованное требование о предоставлении участником Запрос предложений в составе заявки на участие в закупке копий трудовых договоров, налоговой отчетности по оплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и платежей в пенсионный фонд.  

2. Заказчик установил необоснованное требование о предоставлении участником Запрос предложений в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих правоспособность данного участника. 

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 31.10.2016 №06/7985, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик и Закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг
ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», документацией о Запросе предложений.

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 181 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» (новая редакция), утвержденным генеральным директором ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» от 27.01.2016 (далее - Положение о закупках). Положением о закупках предусмотрено проведение закупки таким способом как запросом предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 19.10.2016, изменение в извещение — 25.10.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый запрос предложений (в электронной форме);

3) дата и время окончания подачи заявок: 31.10.2016 в 10:00; дата и время рассмотрения заявок: 31.10.2016 в 10:00; дата и время подведения итогов: 08.11.2016 в 15:30;

4) начальная (максимальная) цена договора 69 743 648,00 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. В качестве доводов жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик установил необоснованное требование о предоставлении участником Запрос предложений в составе заявки на участие в закупке копий трудовых договоров, налоговой отчетности по оплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и платежей в пенсионный фонд.  

Согласно извещению и документации Запроса предложений предметом закупки (договора) является «Оказание услуг по проведению энергетического обследования (аудита) объектов ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго».

Заказчик в документации о Запросе предложений установил: «…

4. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

4.27.

Требования к Участникам процедур закупки:

2. Участник должен приложить все документы изложенные в п. 3.6.-3.7. Документации;

3. Участнику необходимо заполнить все установленные формы Документации в соответствии с п. 3 «Инструкция по подготовке заявок на участие в Запросе предложений» Документации.

В случае, если Участник не может представить требуемый документ (форму), он должен приложить справку, составленную в произвольной форме, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую необходимые подтверждения соответствия конкретному требованию.

… 3.6 Перечень документов, подтверждающих соответствие Участников квалификационным требованиям настоящей Документации по Запросу предложений.

… 3.6.7 Информация о кадровых ресурсах Участника – Справка о кадровых ресурсах Участника (Форма №6), с приложением к ней копий документов о профессиональном образовании привлекаемых специалистов, подтверждающие их достаточное профессиональное образование и квалификацию по виду оказываемых ими услуг (заверенные копии дипломов, трудовых книжки с приложением к ней копий 1-й страницы и страницы трудовой книжек с записью о настоящем месте работы заверенные отделом кадров, трудовых договоров, налоговая отчетность по оплате НДФЛ и платежей в пенсионный фонд, а так же заверенные копии удостоверений энергоаудитора) …» (цитаты документации о Запросе предложений).

На заседании Комиссии представители Заказчика в доводы Заявителя пояснили: «… Согласно пункта 5 части 1 статьи 6 закона №152-ФЗ обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступки прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее -поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных , предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляемым обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 закона №152-ФЗ.

А также, согласно п. 2.5.11. Документации Заказчика о Запросе предложений в электронной форме на оказание услуг по проведению энергетического обследования (аудита) объектов ГУП РК «Крымтеплокоммуненерго» №366, пункт 2.5.11. «В случае, если Участник не может представить требуемый документ, он должен приложить справку, составленную в произвольной форме, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую необходимые подтверждения соответствия Участника конкретному требованию. При наличии оснований Заказчик вправе не принять данную справку в качестве аналога требуемого документа.

Таким образом, если Участник считает требование Заказчика не законным или не может предоставить требуемые документы, то участник может воспользоваться своим правом, согласно пункта 2.5.11. Документации.   …» (цитата из письменных возражений Заказчика).  

Вместе с тем, Заказчик при установлении требований к участникам исходил из своих потребностей и учета обеспечения конкуренции при проведении Запроса предложений.

В соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о защите конкуренции следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии и не предоставил объективных доказательств, свидетельствующих о том, что данным условием Заказчик ограничил круг участников Запроса предложений.

При таких обстоятельствах Комиссия, изучив документацию Запроса предложений, выслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Закона о конкуренции, Положению о закупках.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчик установил необоснованное требование о предоставлении участником Запрос предложений в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих правоспособность данного участника. 

Заказчик в документации Запроса предложений установил:«…

1.4 Требования к Участникам

1.4.1 Участники должны соответствовать следующим обязательным требованиям:

1.4.1.2 участник должен иметь устойчивое финансовое положение не иметь  задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год в размере, превышающем 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участников закупки по данным их бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе участника на день рассмотрения Заявки на участие в закупке соответствующим органом государственной власти не принято. …

      3.7  Перечень документов, подтверждающих правоспособность Участников

       3.7.9 Копия справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 календарных дней до срока окончания подачи Заявок (код налоговой декларации №1120101).

…» (цитаты из документации Запроса предложений).

В доводы жалобы представитель Заказчика пояснил, что «… Согласно пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального Закона от 18 июля 2011 г. №223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. А так же, согласно абзаца 4 пункта 6.4.3.1. положения о закупках Заказчика заявка на участие в закупочной процедуре должна содержать сведение и документы об участнике закупки, подавшему такую заявку, а именно документы подтверждающие соответствие участника закупки квалификационным требованиям, предъявляемым Предприятием к участникам процедуры закупки и указанным в закупочной документации.

Относительно того, что срок изготовления вышеуказанных справок превышает срок подачи заявки на участие в открытом запросе предложений, сообщаем следующее.

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012г. №99н «Об утверждении Административного регламента федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях  налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее – Административный регламент ФНС).

Пунктом 145 Административного регламента ФНС основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с запросом по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) о предоставлении справки о состоянии расчетов в инспекцию ФНС России по месту его учета. Пунктом 154 Административного регламента ФНС, предусмотрено, что при отсутствии оснований для отказа в приеме запроса по ТКС о предоставлении справки о состоянии расчетов (пункт 27 настоящего Административного регламента) должностное лицо, ответственное лицо за предоставление государственной услуги, не позднее 3 рабочих дней со дня его регистрации выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

  1. Формирует справку о состоянии расчетов с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);
  2. Отправляет справку о состоянии расчетов заявителю.

2.5.1. Документация о запросе предложений Заказчика не содержит требования о предоставлении вышеуказанных справок на бумажном носителе, а лишь предоставление копий таких справок. А также, в соответствии с пунктом 2.5.11. Документации о закупке, участник может воспользоваться своим правом -  если Участник не может представить требуемый документ, он должен приложить справку, составленную в произвольной форме, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую необходимые подтверждения соответствия Участника конкретному требованию. При наличии оснований Заказчик вправе не принять данную справку в качестве аналога требуемого документа. …» (цитата).         

Комиссия, изучив документацию Запроса предложений, заслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к участникам закупки, к составу заявки не нарушают требования Закона о закупках, Положения о закупках.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о защите конкуренции следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не предоставил объективных доказательств о том, что установленные Заказчиком требования не позволяют Заявителю подготовить и подать заявку на участие в Запросе предложений, а также, что данными требованиями Заказчик ограничил круг участников Запроса предложений.

Таким образом, данные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного выше, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 31.10.2016 №06/7985.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны