Решение №06/8546 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 28 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/2863-16
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

15.11.2016                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» (далее — Заказчик) М. В. Купцовой (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Энергомаш» (далее – Заявитель) Д. А. Сагиняна (по доверенности), —

рассмотрев жалобу Заявителя от 27.10.2016 №975 (вх. №2955/09 от 07.11.2016) на действия Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме «Ремонт турбокомпрессора ТК48С-01» (33.12.11.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей)» (извещение №31604050187) (далее – Запрос предложений), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запрос предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, закупочной комиссией Заказчика выразившимися в следующем:

  1. Заказчиком в документации Запроса предложений установлены требования о представлении документов, подтверждающих положительную деловую репутацию, наличие опыта проведения работ по ремонту турбокомпрессоров, что ограничивает круг участников закупки.
  2. Заказчиком в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru не размещено Положение о закупках.
  3. Заказчиком в техническом задании документации Запроса предложений не установлены критерии оценки или подходы к критериям оценки обоснования демпинговой цены, предложенной участником (претендентом).
  4. Заказчиком не направлены участникам Запроса предложений уведомления о продлении срока рассмотрения заявок.
  5. Закупочная комиссия Заказчика необоснованно допустила к участию в Запросе предложений второго участника (Нижегородский производственный центр).

Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 08.11.2016 №06/8230, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» (далее - Положение о закупках), которым предусмотрено проведение закупки запросом предложений в электронной форме. 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 31.08.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос предложений в электронной форме (223ФЗ);

3) дата и время окончания подачи заявок: 13.09.2016 11:00, дата и время рассмотрения заявок: 27.09.2016 в 14:00, дата и время подведения итогов: 04.10.2016 в 14:00;

4) начальная (максимальная) цена договора: 7 466 781,20 рублей;

5) на участие в Запросе предложений поданы 4 заявки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Заявитель в жалобе указал: «Нарушение Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ - принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, выразившееся в ограничении числа потенциальных участников закупки путем установления в пункте 7 информационной документации для участия в процедуре запроса предложений в электронном виде, подп. «Специальные (квалификационные) требования к участникам» (стр. 17 документации) требования о представлении документов, подтверждающих положительную деловую репутацию, наличие опыта проведения работ по ремонту турбокомпрессоров (опыт должен быть документально подтвержден копиями договоров и актов выполненных работ)» (цитата из жалобы).

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Заказчик в документации Запроса предложений установил: «…

7. Перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям:

Специальные (квалификационные) требования к участникам:

Участник/претендент в составе заявки предоставляет оригиналы или копии документов, заверенные собственной печатью (собственной печатью для физического лица):

- подтверждающих положительную деловую репутацию, наличие опыта проведения работ по ремонту турбокомпрессоров (опыт должен быть документально подтвержден копиями договоров и актами выполненных работ (без указания цен по ним) или соответствующими отзывами); …» (цитаты).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что «в данном случае требование о наличии опыта выполнения работ связано с технологической сложностью таких работ и значимостью их результата для Заказчика» (цитаты из письменных возражений Заказчика).

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не предоставлено достаточных доказательств того, что установлением специальных (квалификационных) требований к участникам, Заказчик ограничил круг участников Запроса предложений.

Комиссия, изучив документацию Запроса предложений, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, приходит к выводу, что данные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Положению о закупках.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. В качестве доводов жалобы Заявитель указывает о том, что: «В единой информационной системе http://zakupki.gov.ru отсутствует Положение о закупках товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» или ссылка на данное положение. Нарушение п. 2 ч. 10 ст. 3 - не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с названным Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения. …» (цитата из жалобы).

Согласно части 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Вместе с тем, пунктом 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках, о нарушении которого указывает в жалобе Заявитель, предусмотрено: «Участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке».

Комиссия ознакомившись с информацией, размещенной Заказчиком на официальном сайте, установила наличие в ЕИС Положения о закупках, в связи с чем доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

3. Согласно доводов жалобы Заявителя о том, что: «Закупочной документацией (техническое задание) не установлены критерии оценки или подходы к критериям оценки обоснования демпинговой цены, предложенной участником (претендентом). Согласно п.8. информационной документации под демпинговой ценой понимается ценовое предложение участника/претендента, стоимость которого ниже более, чем на 30 (тридцать) процентов от начальной (максимальной) цены договора (лота), установленной в закупочной документации/ определенной инициатором. Однако, закупочной комиссией не определен порядок рассмотрения структуры цены договора и обоснования цены договора, представленными участниками Закупки, предложившими цену договора на 30% ниже, чем начальная (максимальная) цена договора, установленная в Документации, и не предприняты меры в целях борьбы с демпингом, что является нарушением п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ и принципа информационной открытости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ. …» (цитата из жалобы).

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Заказчиком в документации Запроса предложений установлено: «…

Начальная (максимальная) цена договора: 7 466 781,20 рублей (семь миллионов четыреста шестьдесят шесть тысяч семьсот восемьдесят один рубль 20 копеек) с учетом НДС.

8. Антидемпинговые меры.

Под демпинговой ценой понимается ценовое предложение участника/претендента, стоимость которого ниже более, чем на 30 (тридцать) процентов от начальной (максимальной) цены договора (лота), установленной в закупочной документации/определенной инициатором.

В целях борьбы с демпингом Заказчиком могут применяться следующие меры:

а) в закупочной документации устанавливается требование о том, что в случае, если в заявке участника/претендента содержится предложение с демпинговой ценой договора (ценой лота), Заказчик (Инициатор закупки) вправе направить требование участнику (претенденту) закупки о необходимости предоставления обоснования возможности исполнения договора по цене предложения, предложенной таким участником/претендентом. Критерии оценки или подходы к критериям оценки обоснования, представленного участником (претендентом), могут указываться в закупочной документации (техническом задании). Запрос о необходимости предоставления обоснования возможности исполнения договора по ценовому предложению, предложенной участником/претендентом, и ответ на такой запрос должны оформляться в письменном виде и в сроки, предусмотренные закупочной документацией. В случае невыполнения участником закупки требования о предоставлении обоснованных разъяснений или признания закупочной комиссией предложенной цены договора (цены лота) необоснованной, заявка на участие в закупке такого участника отклоняется.

б) в случае, если закупочной комиссией принято решение о заключении договора с участником закупки, которым была предложена демпинговая цена, такой договор может быть заключен только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора, если таковое было предусмотрено закупочной документацией. Такое обеспечение может быть установлено в следующем размере:

– в случае, если в закупочной документации предусмотрена обязанность участников закупки о предоставлении обеспечения, такое обеспечение предоставляется в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в закупочной документации, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса);

– в случае, если в закупочной документации предоставление обеспечения исполнения договора предусмотрено только в случае, если участником закупки предложена демпинговая цена, такое обеспечение предоставляется в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота), а в случае если договором предусмотрена выплата аванса, размер такого обеспечения должен быть увеличен на размер предусмотренного договором аванса.

Если победитель не предоставил соответствующее обеспечение в установленный срок, такое лицо признаётся уклонившимся от заключения договора. …» (цитата).

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что «Необходимость применения антидемпинговых мер является правом Заказчика и определяется Закупочной комиссией. Необходимость указания в документации «подходов к критериям оценки обоснования демпинговой цены» законодательно не установлена и не подкреплена никакими иными доводами» (цитата из возражений).

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не предоставлено доказательств об ограничении Заказчиком круга участников Запроса предложений либо невозможности подачи заявки на участие в закупке, ввиду «не установления критериев оценки или подходов к критериям оценки обоснования демпинговой цены, предложенной участником (претендентом)», в связи с чем данный довод не нашел своего подтверждения.

4. В доводы жалобы Заявитель указывает следующее: «Протоколом о продлении срока рассмотрения заявок на участие в запросе предложений, даты и времени оценки и сопоставления заявок (подведение итогов) № 1093-зпэф от 27.09.2016 г. было принято решение о продлении срока рассмотрения заявок на участие до 18.10.2016 г. При этом, организатором (комиссией) не были направлены соответствующие уведомления участникам, принявшим участие в процедуре запроса предложений» (цитата из жалобы).

На заседании Комиссии представитель Заказчика в доводы жалобы пояснил, что «Запрос предложений проводится на электронной торговой площадке «OTC-TENDER» ЗАО «Внебиржевые рынки» (п. 2 Документации), указанные уведомления должны рассылаться участникам площадкой после размещения на площадке соответствующего протокола. Протокол Заказчиком был размещен» (цитата из письменных возражений на жалобу).

В документации Запроса предложений Заказчиком предусмотрено: «… Официальными источниками информации о ходе проведения и результатах закупки в электронной форме являются ЕИС, ЭТП, при этом претенденты/участники должны самостоятельно отслеживать размещаемые в ЕИС, на ЭТП разъяснения положений документации о закупке, изменения извещения о закупке, документации о закупке, информацию о принятых в ходе проведения закупки решениях, об отказе от проведения закупки.

Все связанные с проведением закупки в электронной форме документы и сведения хранятся на ЭТП в форме электронных документов. При проведении закупки в электронной форме запрещается: одновременное проведение закупки (ее отдельных этапов или процедур) на ЭТП и вне ее; рассмотрение заявок участников, в том числе дополняющих их документов и сведений, поданных вне ЭТП; рассмотрение запросов разъяснений участников, поданных вне ЭТП, и направление разъяснений по таким запросам.

2.1. Порядок проведения процедуры:

Особенности проведения процедуры запроса предложений в электронной форме определяются в соответствии с регламентом работыэлектронной торговой площадки«OTC-TENDER» ЗАО «Внебиржевые рынки» http://www.otc.ru...» (цитата).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупках.

Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

5. В качестве доводов жалобы Заявитель указывает о том, что: «Одним из требований к участникам запроса является предоставление справки, полученной в налоговом органе о наличии или отсутствии недоимки но налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный гол (Приложение №1 к приказу ФНС России от 21.07.2014г. №ММО-7-8/378). При этом, вторым участником торгов такая справка не была предоставлена. Кроме того, ремонт турбокомпрессоров ТК48 осуществлялся только силами ООО «Энергомаш», никакие иные юридические лица не имели и не могли иметь опыта по осуществлению ремонта подобных компрессоров.

Таким образом, второй участник запроса не предоставил необходимые сведения, подлежащие предоставлению для участия в торгах, а так же сообщил ложные сведения о наличии опыта проведения работ по ремонту турбокомпрессоров.

При таких обстоятельствах, считаем, что второй участник не должен был быть допущен к участию в торгах» (цитата и жалобы).

В силу пунктов 2, 9, 12-13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в частности:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Заказчиком в документации Запроса предложений установлены требования к участникам о предоставлении документов: «…

7. Перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям:

         Участник в составе заявки для участия в процедуре запроса предложений обязательно прикладывает справку в произвольной форме, содержащую в себе следующие сведения о том, что:

– участник/претендент соответствует требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

– участник соответствует общим требованиям и специальным требованиям, установленным в Документации (при установление их в закупочной документации);

- о соблюдении претендентом требований антикоррупционного законодательства;

- согласие претендента с условиями и порядком проведения процедуры закупки, проектом договора.

 

Специальные (квалификационные) требования к участникам:

Участник/претендент в составе заявки предоставляет оригиналы или копии документов, заверенные собственной печатью (собственной печатью для физического лица):

- подтверждающих наличие основных средств производства, оборудование и инвентарь (собственные или арендованные), необходимые, для выполнения работ по договору (оборудование для балансировочных работ, сварочное оборудование, оборудование и станки для обработки метала и т.д.) (подтверждается справкой в произвольной форме о материально- технических ресурсах или копиями договоров проката, аренды);

- подтверждающих положительную деловую репутацию, наличие опыта проведения работ по ремонту турбокомпрессоров (опыт должен быть документально подтвержден копиями договоров и актами выполненных работ (без указания цен по ним) или соответствующими отзывами);

- наличие в Уставных документах участника (выписка из ЕГРЮЛ) вида деятельности (услуги по ремонту и техническому обслуживанию двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей, производство агрегатов, систем газотурбинного наддува), связанного с предметом закупки.

Кроме того, участник/претендент в составе заявки предоставляет оригиналы или копии документов, заверенные* собственной печатью (собственной подписью для физического лица) документов и сведений о претенденте закупки, включая лиц, выступающих на стороне претендента закупки:

1. Для юридических лиц, созданных на территории РФ:

з) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

и) справка, полученная в налоговом органе о наличии или отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год (Приложение №1 к приказу ФНС России от 21.07.2014г. №ММВ-7-8/378);  ...» (цитаты).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что заявка участника Запроса предложений – «Нижегородский производственный центр» - победителя Запроса предложений содержит указанную справку налогового органа, а также копии договоров на выполнение работ по ремонту турбокомпрессоров.

Комиссия, изучив документацию Запроса предложений, копии заявок участников Запроса предложений, предоставленные Заказчиком, установила наличие в составе заявки Нижегородского производственного центра вышеуказанных документов .

Учитывая вышеизложенное, Комиссия, приходит к выводу, что действия Закупочной комиссии Заказчика по признанию заявки Нижегородского производственного центра соответствующей требованиям, установленным Заказчиком в документации Запроса предложений, не нарушают требования Закона о закупках, Положения о закупках, документации Запроса предложений, в связи с чем, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.

2. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 08.10.2016 №06/8230.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны