Решение №06/859 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 13 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по делу №06/179-17
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
03.02.2017 г. Симферополь
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участи представителей интересов общества с ограниченной ответственностью «Морская дирекция» (далее — Заказчик, ООО «Морская дирекция») Е. О. Фадеевой (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью «Межконтиненталь Корпорация» (далее — Заявитель, ООО «Межконтиненталь Корпорация») В. Ю. Груздевой (по доверенности), –
рассмотрев жалобу Заявителя б/д, б/н (вх. №231/09 от 26.01.2017) на действия Заказчика при проведении запроса предложений «Текущий ремонт помещений ООО «Морская дирекция» (номер извещения 31704689252) (далее — Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими Заказчика, не установившем в документации о Запросе предложений надлежащих критериев и порядка оценки заявок участников закупки.
Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 27.01.2017 №06/573, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Морская дирекция», утвержденного решением единственного участника ООО «Морская дирекция» от 10.05.2016 №3 (далее — Положение о закупке), документацией о Запросе предложений.
В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с Положением о закупке Заказчик может провести закупку таким способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), как запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — официальный сайт) —20.01.2017, изменения в извещение – 23.01.2017;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — запрос предложений;
- дата и время окончания подачи заявок: 02.02.2017 в 10:00; дата и время рассмотрения заявок: 02.02.2017 в 12:00; дата и время подведения итогов: 12.02.2017 в 12:00;
- начальная (максимальная) цена договора – 2 240 000,00 рублей.
3. В жалобе Заявитель указывает на то, что в Конкурсной документации указаны ненадлежащие критерии оценки заявок участников на участие в Конкурсе.
В силу пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках);
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Положением о закупках определено:
«15. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе котировок, предложений.
- Настоящий порядок применяется для проведения оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений.
- Для применения настоящего порядка Заказчику необходимо включить в конкурсную документацию, документацию о запросе предложений конкретные критерии из числа нижеперечисленных, конкретизировать предмет оценки по каждому критерию, установить требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию, установить значимость критериев.
- Совокупная значимость всех критериев должна быть равна ста процентам.
- Для оценки заявок могут использоваться следующие критерии и соответствующая значимость критериев:
Номер |
Критерий оценки |
Для проведения оценки по критерию в конкурсной документации, документации о запросе предложений необходимо установить |
Значимость критерия в процентах (конкретная значимость критерия в пределах указанного диапазона должна быть установлена в конкурсной документации, документации о запросе предложений. Совокупная значимость всех критериев в конкретном конкурсе, запросе предложений должна быть равна ста процентам)
|
---|---|---|---|
1. |
Цена договора |
Начальную цену договора либо сведения о том, начальная цена договора Заказчиком не установлена и цена договора будет определена на основании предложений участников закупки. |
Не менее 20% |
2. |
Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация) |
Конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт участника или коллектива его сотрудников по стоимости выполненных ранее аналогичных работ); Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника); Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки).
|
Не более 70% |
3. |
Качество товара (работ, услуг);
|
Не более 70% |
|
4. |
Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) |
Единица измерения срока (периода) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) с даты заключения договора: квартал, месяц, неделя, день; Максимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), установленный Заказчиком в единице измерения срока (периода) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) с даты заключения договора; Минимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), установленный Заказчиком в единице измерения срока (периода) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) с даты заключения договора. В случае, если минимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) Заказчиком не установлен, для целей оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений он принимается равным нулю. |
Не более 50 % |
- Оценка заявок осуществляется в следующем порядке.
- Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
- Балл, присуждаемый заявке по критерию значимости, определяется по формуле:
,
где:
Rai - балл, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Amin - минимальная цена предложенная участниками закупки;
Ai - цена договора, предложенная i-м участником.
- Взвешенный балл заявок каждому из указанных критериев комиссией выставляется как значение от 0 до 1 в процентном соотношении.
- Взвешенный балл, присуждаемый заявке по критерию значимости, определяется по формуле:
где:
Rвi – взвешенный балл, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Вi – балл по указанному критерию .
K - коэффициент значимости критерия от 0 до 1
…» (цитата Положения о закупках).
Таким образом, согласно пункту 15 Положения о закупках для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки (цена договора);
б) нестоимостные критерии оценки:
квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация);
качество товара (работ, услуг);
срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг).
В документации о Запросе предложений Заказчиком установлено следующее: «…
21 |
Критерии, порядок оценки и сопоставления предложений на участие в запросе предложений, их содержание и значимость |
Критерии, порядок оценки и сопоставления предложений на участие в запросе предложений, порядок начисления баллов по критериям (показателям), их содержание и значимость указаны в Приложении № 1 к настоящей Информационной карте. |
…
Приложение 1 к «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ»
1. Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений:
I. Цена договора 60%.
II. Квалификация Участника запроса предложений 30%.
III. Срока выполнения работ 10%
- Наличие опыта, персонала.
2. Оценка заявок осуществляется в следующем порядке.
- Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
- Балл, присуждаемый заявке по критерию значимости, определяется по формуле:
,
где:
Rai - балл, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Amin - минимальная цена, предложенная участниками закупки;
Ai - Наиболее выгодное предложение участника.
- Взвешенный балл заявок каждому из указанных критериев комиссией выставляется как значение от 0 до 1 в процентном соотношении.
- Взвешенный балл, присуждаемый заявке по критерию значимости, определяется по формуле:
где:
Rвi – взвешенный балл, присуждаемый заявке по указанному критерию;
Вi – балл по указанному критерию.
K – коэффициент значимости критерия от 0 до 1
…» (цитата документации о Запросе предложений).
Пунктом 15.2 Положения о закупке установлено, что для применения настоящего порядка Заказчику необходимо включить в конкурсную документацию, документацию о запросе предложений конкретные критерии из числа нижеперечисленных, конкретизировать предмет оценки по каждому критерию, установить требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию, установить значимость критериев.
Кроме того, пунктом 15.3 Положения о закупке определено, что совокупная значимость всех критериев должна быть равна ста процентам.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Оценка — это процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по нестоимостным критериям (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В соответствии с Положением о закупке в случае установления в документации о закупке нестоимсотного критерия:
- «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)» заказчик раскрывает конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт участника или коллектива его сотрудников по стоимости выполненных ранее аналогичных работ);
- «Качество товара (работ, услуг)» — формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника); требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки);
- «Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)» — единица измерения срока (периода) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) с даты заключения договора: квартал, месяц, неделя, день («максимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), установленный Заказчиком в единице измерения срока (периода) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) с даты заключения договора; минимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), установленный Заказчиком в единице измерения срока (периода) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) с даты заключения договора. В случае, если минимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) Заказчиком не установлен, для целей оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений он принимается равным нулю»).
Таким образом, Заказчиком в документации о Запросе предложений не установлен надлежащие величины значимости нестоимсотных критериев оценки заявок участников на участие в Запросе предложений, порядок рассмотрения и оценки таких заявок, соответствующие требованиям пункта 15 Положения о закупке.
Данные действия Заказчика нарушают требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 15 Положения о закупке и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
2. Руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила:
2.1. В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом пунктом 3.6.9 Положения о закупке определено, что в документации о закупке должны быть указаны следующие сведения: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом в документации о Запросе предложений установил, требование о том, что «…
Обязательные требования к Участникам запроса предложений
|
Соответствие Участников запроса предложений требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом запроса предложений; - Наличие всей необходимой техники |
…» (цитата документации о Запросе предложений).
Вместе с тем, Комиссия, изучив документацию о Запросе предложений, не установила перечень необходимой техники, которой должен обладать участник Запроса предложений при выполнении работ по текущему ремонту помещений Заказчика, перечня документов, предоставляемых участников закупки в составе заявки на участие Запросе предложений, для подтверждения наличия необходимой техники, которой должен обладать участник Запроса предложений при выполнении работ по текущему ремонту помещений Заказчика, норм, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ по текущему ремонту, о наличии у таких лиц необходимой техники.
Данные действия Заказчика нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 3.6.9 Положения о закупке и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2. В силу пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
При этом пунктом 3.6.10 Положения о закупке определено, что в документации о закупке должны быть указаны следующие сведения: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Вместе с тем, Комиссия, изучив документацию о Запросе предложений, не установила в данной документации формы, порядка, даты начала и даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о Запросе предложений.
Данное бездействие Заказчика нарушает требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 3.6.10 Положения о закупке и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 8, пункта 4 части 9, пунктов 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Заказчику выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/179-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 27.01.2017 №06/573.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
по делу №06/179-17
об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
03.02.2017 г. Симферополь
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
<...>
на основании решения Комиссии от 03.02.2017 по делу №06/179-17 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Межконтиненталь Корпорация» б/д, б/н (вх. №231/09 от 26.01.2017) на действия общества с ограниченной ответственностью «Морская дирекция» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений «Текущий ремонт помещений ООО «Морская дирекция» (номер извещения 31704689252) (далее — Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику:
- привести документацию о Запросе предложений в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках товаров работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Морская дирекция», утвержденным решением единственного участника ООО «Морская дирекция» от 10.05.2016 №3 (далее — Положение о закупке), и с учетом решения от 03.02.2017 по делу №06/179-17 и разместить измененную документацию о Запросе предложений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — официальный сайт);
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Запросе предложений;
- назначить новые дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новые дату и время рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, новые дату и время подведения итогов Запроса предложений, а также разместить на официальном сайте информацию о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новых дате и времени рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений и новых дате и времени подведения итогов Запроса предложений. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации о Запросе предложений;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Запросе предложений, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Запросе предложений, о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, новых дате и времени рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений и новых дате и времени подведения итогов Запроса предложений, а также о возможности подать новые заявки на участие в Запросе предложений.
2. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках товаров работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, Положения о закупке и с учетом решения от 03.02.2017 по делу №06/179-17.
3. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика в срок до 13.03.2017 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.