Решение №06/863 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 12 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по делу №06/193-17
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц»
03.02.2017 г. Симферополь
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей интересов:
государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети» (далее — Заказчик, ГУП РК «Крымгазсети») С. Г. Бажана (по доверенности), А. Ш. Ибрагимова (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью «Северо-западный межрегиональный научно-практический центр института прикладной экологии и гигиены» (далее — Заявитель) О. В. Платошиной (по доверенности), —
рассмотрев жалобу Заявителя от 19.01.2017 №1448 (вх. №245/09 от 27.01.2017) на действия Заказчика, закупочной комиссии Заказчика при проведении открытого запроса предложений «Открытый запрос предложений на право заключения договора на оказание услуг по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (извещение № 31604604602) (далее — Запрос предложений), рассмотрев предоставленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия закупочной комиссии Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями закупочной комиссии Заказчика по необоснованному отклонению заявки Заявителя на участие в Запросе предложений.
Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.01.2017 №06/608, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru).
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП РК «Крымгазсети» (в новой редакции), утвержденной приказом ГУП РК «Крымгазсети» от 27.01.2016 №30 (далее — Положение о закупках).
В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заказчиком, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках, которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способом, как запрос цен в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте — – 28.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый запрос предложений;
3) дата и время окончания подачи заявок: 13.01.2017 в 15:00, дата и время рассмотрения заявок: 13.01.2017 в 15:30, дата и время подведения итогов: 18.01.2017 в 17:00;
4) начальная (максимальная) цена контракта – 1 681 681,08 рублей;
5) на участие в Запросе предложений поданы 3 заявки, 2 заявки отклонены, в т.ч. заявка Заявителя;
6) заключен договор №00026 на оказание услуг от 20.01.2017 с ООО «Экологический центр» с ценой договора 1 025 000,00 рублей, в ЕИС размещен 20.01.2017.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно Протоколу №15 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений от 18.01.2017 (далее — Протокол рассмотрения) закупочная комиссия Заказчика приняла решение отказать Заявителю в допуске по причине: «…
По участнику № 2:
приняла следующее решение: - в соответствии с требованиями п.7.1.,п.7.2. технического задания - Если Исполнитель привлекает для выполнения договора Субподрядчика, то в составе предложения должны быть правоустанавливающие документы не только Исполнителя, но и Субподрядчика, а именно - рамочное соглашение между Исполнителем и Субподрядчиком на выполнение работ; письмо с согласием Субподрядчика на очное присутствие сотрудников Субподрядчика для проведения работ на промышленных площадках ГУП РК «Крымгазсети»; Устав, ИНН, ОГРН, Выписка из ЕГРЮЛ Субподрядчика; декларация о соответствии Субподрядчика обязательным требованиям, которые прописаны в п. 6.1. Технического задания: «а) быть зарегистрированным в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке; б) не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом); в) не являться организацией, на имущество которой в части, необходимой для выполнения договора, наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которой приостановлена; г) соответствовать иным требованиям, установленным в настоящей документации о закупке в соответствии с локальным нормативным документом (ЛНД) или на основании поручений Правительства Российской Федерации либо нормативно - правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Данные документы в предложении ООО «СЗМ НПЦ ИПЭГ» г. Санкт- Петербург, отсутствуют.
в соответствии с требованиями технического задания п.8.5. - Исполнителем обеспечивается присутствие квалифицированного специалиста Исполнителя на территории ГУП РК «Крымгазсети» не менее 20 рабочих часов в неделю, для выполнения всего объема работы, что подтверждается гарантийным письмом, заверенным печатью и подписью руководителя Исполнителя. Данное гарантийное письмо в составе предложения ООО «СЗМ НПЦ ИПЭГ» г. Санкт-Петербург, отсутствует.
В связи с вышеизложенным документация в составе Предложения ООО «СЗМ НПЦ ИПЭГ» г. Санкт-Петербург не соответствует Техническому заданию.
Таким образом комиссией принято решение не допустить (отклонить) участника №2.…» (цитата Протокола рассмотрения).
Заказчиком в документации Запроса предложений установлены следующие требования: «…
6.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Следующие условия проведения запроса предложений являются неотъемлемой частью настоящей документации, уточняют и дополняют положения разделов 1-5 документации по проведению запроса предложений
№ п/п |
Наименование |
Содержание |
---|---|---|
|
|
|
16. |
Документы, включаемые участником процедуры закупки в состав Предложения |
копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; для иностранных субъектов – копия документа о государственной регистрации в соответствии с законодательством соответствующего государства, заверенная печатью, с приложением надлежащим образом заверенного перевода на русский язык,
В случае, если получение указанного решения до истечения срока подачи Предложений для участника процедуры закупки невозможно участник процедуры закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем запроса предложений представить вышеуказанное решение до момента заключения договора.
Все указанные документы прилагаются участником процедуры закупки к Предложению. Не предоставление участником процедуры закупки любого из документов, предусмотренного Документацией, а также предоставление копий документов, не удостоверенных надлежащим образом, предоставление в составе Предложения форм, заполненных с нарушением требований, по их заполнению, является основанием для отклонения Предложения участника и его недопуска к участию в процедуре закупки. |
17. |
Состав Предложения и порядок размещения документов в составе Предложения |
|
…» (цитаты из документации Запроса предложений).
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в пунктах 16, 17 Информационной карты документации Запроса предложений отсутствует требование о предоставлении в составе заявки документов о субподрядчике и гарантийного письма определенной формы.
Представители Заказчика пояснили, что закупочная комиссия Заказчика приняла данное решение исходя из предоставленных Заявителем в составе заявки документов. Закупочная комиссия Заказчика изучив, в частности, приказы о приеме на работу (должности) специалистов посчитала, что 3 (три) специалиста из 6 (шести) указанных Заявителем не являются инженерами-экологами, а также Заявителем предоставлен аттестат аккредитации испытательной лаборатории, выданной другому юридическому лицу, что свидетельствует о привлечении Заявителем соисполнителей. Предоставленное Заявителем в заявке гарантийное письмо не содержит сведений об обеспечении выполнения всех работ, предусмотренных в пункте 8.5. Технического задания: «…
8.5. В рамках выполнения пункта 1.4. Технического задания, Исполнителем обеспечивается присутствие квалифицированного специалиста Исполнителя на территории ГУП РК «Крымгазсети» не менее 20 рабочих часов в неделю на срок, обозначенный в пункте 4.1. настоящего Технического задания, для выполнения следующих работ:
- сбора необходимой информации для разработки документов (проведения обследования организации, ознакомления с местами сбора и хранения отходов, процессами образования отходов, хозяйственной деятельностью института и т. д.);
- обеспечения взаимодействия работы лаборатории и ГУП РК «Крымгазсети»;
- координации деятельности Заказчика в области охраны окружающей среды и персонального консультирования сотрудников Заказчика по предмету закупки.
(подтверждается гарантийным письмом, заверенным печатью и подписью руководителя Исполнителя)
…» (цитата документации Запроса предложений).
Учитывая приведенное, Комиссия, изучив документацию Запроса предложений, копию заявки Заявителя, выслушав пояснения представителей сторон, приходит к выводу, что действия закупочной комиссии Заказчика по отклонению заявки Заявителя нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доводы Заявителя нашли свое подтверждение.
- Комиссия Крымского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
На заседании Комиссии установлено, что по итогам проведения Запроса предложений Заказчиком заключен договор №00026 на оказание услуг от 20.01.2017 с ООО «Экологический центр» с ценой договора 1 025 000,00 рублей, в ЕИС размещен 20.01.2017.
Вместе с тем, Протокол №15 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений от 18.01.2017 размещен Заказчиком на официальном сайте 18.01.2017 16:01.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения указанных целей, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, в том при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом
В силу частей 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия антимонопольным органом жалобы к рассмотрению, организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования является ничтожным.
Следовательно, установление заказчиком в положении о закупках товаров, работ, услуг срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики при осуществлении закупок руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положением о закупках, регламентирующим правила закупки.
В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг разрабатываемое положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации, их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия, изучив Положение о закупках, установила, что Заказчиком в Положении о закупках предусмотрено: «…
5.6.9. Заключение договора по итогам процедуры закупки осуществляется в сроки и в порядке, указанные в документации.
5.6.10. Сроки заключения договора и порядок его заключения не должны противоречить требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Крым..
…» (цитата из Положения о закупках).
Заказчик в документации Запроса предложений предусмотрел следующий срок заключения договора: «…
- Договор с победителем запроса предложений заключается в срок, указанный в пункте 27 раздела 6 «Информационная карта запроса предложений».
27. |
Дата заключения договора |
Договор должен быть заключен не позднее двадцати календарных дней с момента подведения итогов закупки и размещения в ЕИС протокола оценки и сопоставления Предложений участников |
...» (цитаты из документации Запроса предложений).
Исходя из положений статей 2, 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации Запроса предложений установлен срок заключения договоров, не содержащий законодательно установленный десятидневный срок на обжалование участником в антимонопольный орган действий Заказчика, закупочной комиссии Заказчика.
Учитывая изложенное, действия Заказчика по заключению договора по итогам проведенного Запроса предложений без соблюдения законодательно установленного десятидневного срока на обжалование участником в антимонопольный орган действий Заказчика, закупочной комиссии Заказчика, нарушают требования части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 5.6.10 Положения о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Заявителя обоснованной.
- Признать Заказчика нарушившим требования части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 5.6.10 Положения о закупках.
- Признать закупочную комиссию Заказчика нарушившей требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
- Предписание Заказчику об устранении нарушений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции не выдавать ввиду заключения договора.
- Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/193-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
- Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.01.2017 №06/608.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.