Решение №06/9115 Решение по делу о нарушении законодательства Российской Феде... от 24 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/3111-16
о нарушении законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

07.12.2016                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Черноморская центральная районная больница» (далее — Заказчик) Л. В. Климовой (по доверенности),

от общества с ограниченной ответственностью «Айти – Ритейл» (далее — Заявитель) поступило ходатайство б/н б/д (вх. № 5313 от 05.12.2016) о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Заявителя, –

рассмотрев жалобу Заявителя от 01.12.016 № 01-12-1 (вх. №3209/09 от 01.12.2016) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «Оказание услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных и обучению сотрудников для ГБУЗ РК "Черноморская ЦРБ"» (номер извещения 0375200031516000262) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участников Аукциона Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств либо Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств.
  2. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам о наличии у участников Аукционе Лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
  3. При описании объекта закупки в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии программного (программно – аппаратного) технического средства, с помощью которого проводится анализ (аудит) информационной сети а также наличие сертификата ФСТЭК России.
  4. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно объединены в один лот различные по функциональным и технологическим характеристикам виды работ, что влечет за собой ограничение конкуренции.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 02.12.2016 № 06/8825, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт).

На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте –29.11.2016;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

- начальная (максимальная) цена контракта – 278 333,33 российских рубля;

- дата и время окончания подачи заявок: 07.12.2016 10:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 09.12.2016; дата проведения Аукциона: 12.12.2016.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участников Аукциона Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств либо Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В документации об Аукционе Заказчик установил следующие требования к участникам Аукциона:

«…

№ пункта

Наименование

Информация

  1.  

Единые требования к участникам закупки

Требования к участникам закупки:

….

- наличие лицензии Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

Лицензия ФСБ России на осуществление деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, лицензия ФСБ России на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, либо лицензия ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

  1.  

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

 

 

….

2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям:

2.1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки: наличие лицензии Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

Лицензия ФСБ России на осуществление деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, лицензия ФСБ России на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, либо лицензия ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

….

Требования, установленные заказчиком:

  1. наличие лицензии УФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств…» (цитаты документации об Аукционе).

Согласно извещению о проведении Аукциона № 0375200031516000262, документации об Аукционе объектом закупки является «Оказание услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных и обучению сотрудников для ГБУЗ РК "Черноморская ЦРБ"».

Заказчиком в разделе «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) установлены виды и объемы необходимых работ, в частности: «…

Оказание работ и услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Черноморская центральная районная больница», проектированию системы защиты персональных данных с разработкой локальных актов, обучению сотрудников по вопросу защиты информации и обработки персональных данных включает в себя следующие этапы работ:

  1. Обследование (аудит) информационной системы персональных данных:

• Анализ организационно-распорядительных документов на соответствие законодательству РФ в области защиты персональных данных.

• Анализ процессов, в которых обрабатываются персональные данные и целей их обработки.

• Осмотр технологических и офисных помещений с точки зрения обеспечения физической безопасности ИТ- структуры.

• Подробный технический анализ (аудит) информационной сети с использованием сертифицированных программных (программно-аппаратных) средств:

- оперативный контроль информации в информационной сети;

  - сканирование информационной сети на предмет выявления уязвимостей;

  - мониторинг и анализ защищенности системы от атак (программно-аппаратных воздействий);

  - контроль соблюдения требований защищенности;

  - инвентаризация сети.

• Составление рекомендаций по приведению помещений, в которых хранятся персональные данные, в соответствии с требованиями законодательства РФ о персональных данных.

• Составление рекомендаций по поставке технических средств защиты информации.

  1. Построение системы защиты персональных данных и разработка организационно-распорядительной документации:

• Разработка методов и способов защиты персональных данных.

• Проектирование системы защиты персональных данных.

• Разработка полного комплекта организационно-распорядительной документации, регламентирующей порядок работы с персональными данными на бумажных и электронных носителях информации согласно Приложению № 2.

  1. Обучение сотрудников по подготовленным локальным актам в рамках оказываемой услуги.

Обучение сотрудников  по подготовленным локальным актам в рамках оказываемой услуги могут выполняться  в течении всего срока действия заключаемого Контракта. Сроки исполнения услуг (работ), могут быть  оговорены  Сторонами устно или  оформлены «Дополнением к контракту»,  с учётом реального времени на их исполнение.

  1. Обучение 2 сотрудников на курсе по теме: «Защита информации в учреждении» с выдачей удостоверений о повышении квалификации. …» (цитата).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» утвержден Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (далее – Перечень от 16.04.2012 № 313), в который включены следующие виды работ:

1. Разработка шифровальных (криптографических) средств.

2. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

3. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

4. Разработка средств изготовления ключевых документов.

5. Модернизация шифровальных (криптографических) средств.

6. Модернизация средств изготовления ключевых документов.

7. Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.

8. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

9. Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

10. Производство средств изготовления ключевых документов.

11. Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.

12. Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.

13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

14. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

15. Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.

16. Ремонт шифровальных (криптографических) средств.

17. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

18. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

19. Ремонт, сервисное обслуживание средств изготовления ключевых документов.

20. Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

21. Передача шифровальных (криптографических) средств.

22. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

23. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

24. Передача средств изготовления ключевых документов.

25. Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

26. Предоставление услуг по имитозащите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

27. Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.

28. Изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.

Таким образом, Заказчик в документации об Аукционе установил требование об обязательном наличии у участников Аукциона Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, либо Лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), т.е. на виды услуг несоответствующие предмету контракта, что влечет ограничение круга участников Аукциона.

Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование об обязательном наличии у участников Аукциона вышеуказанных лицензий на виды услуг (работ) несоответствующие предмету контракта, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам о наличии у участников Аукционе Лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В документации об Аукционе Заказчик установил следующее требование к участникам Аукциона:

«…

№ пункта

Наименование

Информация

  1.  

Единые требования к участникам закупки

Требования к участникам закупки:

- наличие лицензии Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

  1.  

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

 

 

2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям:

2.1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки: наличие лицензии Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

Требования, установленные заказчиком:

  1. наличие лицензии ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на следующие виды работ и услуг:
  • контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по технически каналам
  • контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
  • аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации;
  • проектирование в защищенном исполнении;
  • установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации;

...» (цитаты документации об Аукционе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» утверждены виды работ и услуг, подлежащих лицензированию Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, в частности:

а) контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам в:

средствах и системах информатизации;

технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;

помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;

помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);

б) контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;

в) сертификационные испытания на соответствие требованиям по безопасности информации продукции, используемой в целях защиты конфиденциальной информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации);

г) аттестационные испытания и аттестация на соответствие требованиям по защите информации:

средств и систем информатизации;

помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

защищаемых помещений;

д) проектирование в защищенном исполнении:

средств и систем информатизации;

помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

защищаемых помещений;

е) установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).

…» (цитаты из документации об Аукционе).

Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу, что объект Аукциона включен в перечень видов работ и услуг подлежащих лицензированию Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, в связи с чем действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование к участникам Аукциона о наличии у участников Аукциона лицензии ФСТЭК России не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе при описании объекта закупки неправомерно установлено требование о наличии программного (программно – аппаратного) технического средства, с помощью которого проводится анализ (аудит) информационной сети, и иметь сертификат ФСТЭК России.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в частности:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

В силу части 6 статьи 64 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 64 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Заказчиком в разделе «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) документации об Аукционе установлены требования, в частности: «…

  1. Наличие программного (программно-аппаратного) технического средства, с помощью которого проводится анализ (аудит) информационной сети, которое должно соответствовать следующим требованиям:

•        иметь сертификат ФСТЭК России подтверждающий выполнение требований руководящего документа «Защита от несанкционированного доступа к информации не ниже 4 уровня контроля

•        обеспечивать загрузку доверенной среды с любого компьютера (по технологии Live-CD/Live-flash) с автоматическим определением сетевого оборудования, подключенного к вычислительной сети…» (цитата документации об Аукционе).

Таким образом, действия Заказчика по установлению в документации об Аукционе требований к участникам о наличии у них технологического оборудования и ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, нарушают часть 3 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно объединены в один лот различные по функциональным и технологическим характеристикам виды услуг, что влечет за собой ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу статьи 8 Закона о контактной системе определено, что:

- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе);

- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Запреты на ограничивающие конкуренцию действия организаторов или заказчиков торгов при проведении закупок на поставки товаров для государственных нужд, установленные законодательством, также взаимосвязаны.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона № 0375200031516000262, документацией об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных и обучению сотрудников для ГБУЗ РК "Черноморская ЦРБ.

Вместе с тем, Заказчик в Техническом задании в документации об Аукционе установил: «…

Оказание работ и услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Черноморская центральная районная больница», проектированию системы защиты персональных данных с разработкой локальных актов, обучению сотрудников по вопросу защиты информации и обработки персональных данных включает в себя следующие этапы работ:

  • Обследование (аудит) информационной системы персональных данных:

• Анализ организационно-распорядительных документов на соответствие законодательству РФ в области защиты персональных данных.

• Анализ процессов, в которых обрабатываются персональные данные и целей их обработки.

• Осмотр технологических и офисных помещений с точки зрения обеспечения физической безопасности ИТ- структуры.

• Подробный технический анализ (аудит) информационной сети с использованием сертифицированных программных (программно-аппаратных) средств:

- оперативный контроль информации в информационной сети;

- сканирование информационной сети на предмет выявления уязвимостей;

- мониторинг и анализ защищенности системы от атак (программно-аппаратных воздействий);

  - контроль соблюдения требований защищенности;

  - инвентаризация сети.

• Составление рекомендаций по приведению помещений, в которых хранятся персональные данные, в соответствии с требованиями законодательства РФ о персональных данных.

• Составление рекомендаций по поставке технических средств защиты информации.

  • Построение системы защиты персональных данных и разработка организационно-распорядительной документации:

• Разработка методов и способов защиты персональных данных.

• Проектирование системы защиты персональных данных.

• Разработка полного комплекта организационно-распорядительной документации, регламентирующей порядок работы с персональными данными на бумажных и электронных носителях информации согласно Приложению № 2.

  • Обучение сотрудников по подготовленным локальным актам в рамках оказываемой услуги.

Обучение сотрудников  по подготовленным локальным актам в рамках оказываемой услуги могут выполняться  в течении всего срока действия заключаемого Контракта. Сроки исполнения услуг (работ), могут быть  оговорены  Сторонами устно или  оформлены «Дополнением к контракту»,  с учётом реального времени на их исполнение.

  • Обучение 2 сотрудников на курсе по теме: «Защита информации в учреждении» с выдачей удостоверений о повышении квалификации.…» (цитата документации об Аукционе).

Таким образом, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе кроме услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных Заказчика, проектированию системы защиты персональных данных с разработкой локальных актов, являющихся предметом контракта, установлено требование об обучении сотрудников по вопросу защиты информации и обработки персональных данных.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Объединение в один лот вышеуказанных услуг исключает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в части предоставления услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных, т.к. оказание услуг по обучению сотрудников по вопросу защиты информации и обработки персональных данных требует наличия у участника Аукциона лицензии на образовательную деятельность, что ограничивает участие данных участников в Аукционе, ввиду отсутствия указанной лицензии.

Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый вид из указанных услуг, включенных в описание объекта Аукциона, привлекает к закупке определенный круг хозяйствующих субъектов. Объединение в один лот различных услуг, перечисленных в описании объекта закупки и обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в Аукционе лиц, заинтересованных в оказании услуг приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных в отдельной из услуг Аукциона, что ограничивает конкуренцию.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика, объединившего в один лот технологически и функционально не связанных между собой услуг, нарушают требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 6 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/3111-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 02.12.2016 № 06/8825.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Предписание
по делу №06/3111-16
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе

07.12.2016                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 07.12.2016 по делу №06/3111-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Айти - Ритейл» от 01.12.2016 № 01-12-1 (вх. № 3209/09 от 01.12.2016) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Черноморская центральная районная больница» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона «Оказание услуг по обследованию (аудиту) информационных систем персональных данных, проектированию и построению системы защиты персональных данных для информационной системы персональных данных и составлению комплекта документов для информационной системы персональных данных и обучению сотрудников для ГБУЗ РК "Черноморская ЦРБ"» (номер извещения 0375200031516000262) (далее — Аукцион), в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с изменениями (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Заказчику отменить Аукцион.
  2. Заказчику внести изменения в план-график закупок на 2017 год, документацию об Аукционе и осуществить закупку в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 07.12.2016 по делу               №06/3111-16.

3. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки в срок до 30.12.2016 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

4. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 02.12.2016 № 06/8825.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей и на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны