Решение №06/914 Решение о результатах рассмотрения жалобы ООО «Хорошие» на ... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №06/91-15

о результатах рассмотрения жалобы ООО «Хорошие»

на действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с

Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 

20.04.2015

 

г. Симферополь

 

Резолютивная часть решения объявлена 20.04.2015

Решение изготовлено в полном объеме   22.04.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России), созданная в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями) приказом от 14.04.2015 №40 для рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Хорошие» на действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Казаковой Наталии Петровны;

членов Комиссии:

специалиста – эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Крымского УФАС России Ткаченко Юлии Юрьевны,

специалиста – эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Замзараева Рустема Асановича, –

при участии представителей интересов Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации (далее — ФГБУ «Санаторий «Курпаты», Заказчик, Ответчик) – Амбросимовой Валентины Николаевны (по доверенности от 04.12.2014), Ямчук Анны Викторовны (по доверенности от 14.04.2015) и Маринича Александра Александровича (по доверенности от 20.04.2015),

при участии представителя интересов общества с ограниченной ответственностью «Хорошие» (далее – ООО «Хорошие», Заявитель) – Нехорошкова Сергея Евгеньевича (по доверенности №20 от 15.04.2015),

рассмотрев жалобу ООО «Хорошие» на действия ФГБУ «Санаторий «Курпаты» – организатора запроса предложений на право заключения государственного контракта на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации на 2015 год (извещение №31502207685), заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями), с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями),

УСТАНОВИЛА:

Девятого апреля 2015 года в Крымское УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба Заявителя б/н, б/д (вх. №107/09 от 09.04.2015) на положения Документации запроса предложений на право заключения государственного контракта на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации на 2015 год (извещение №31502207685).

ООО «Хорошие» в жалобе указало: «Заявитель, ознакомившись с документацией к закупке, а так же Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации считает, что закупка опубликована в нарушение требований 223-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ) и 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (цитата жалобы).

Данная жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями) принята к рассмотрению, Крымским УФАС России вынесено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов от 10.04.2015 исх. №06/777, которое размещено на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/) и направлено в адреса Заявителя, Ответчика. Рассмотрение жалобы назначено на 16.04.2015 на 16 часов 00 минут. По собственной инициативе Комиссии Крымского УФАС России для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, а также в связи с ходатайством ФГБУ «Санаторий «Курпаты» от 16.04.2015 №195 (вх. №611 от 16.04.2015) об отложении рассмотрения жалобы, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 20.04.2015.

ФГБУ «Санаторий «Курпаты» письмом от 17.04.2015 исх. №200 предоставлены возражения на жалобу ООО «Хорошие», а также документы и сведения, запрошенные Крымским УФАС России уведомлением о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 10.04.2015 исх. №06/777.

В результате рассмотрения жалобы ООО «Хорошие» по существу в части действий ФГБУ «Санаторий «Курпаты», на основании материалов, предоставленных Заявителем и Заказчиком, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», с изменениями (далее – Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.201 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации, утвержденным 30.12.2014 начальником Территориального управления Управления делами Президента Российской Федерации, в соответствии с пунктом 5 статьи 7 которого, Запрос предложений проводится в случае, если стоимость продукции не является единственным критерием выбора поставщика (подрядчика, исполнителя).

ФГБУ «Санаторий «Курпаты» объявлена закупка «Запрос предложений на право заключения государственного контракта на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации на 2015 год» (номер извещения 31502207685) (далее – запрос предложений №31502207685). Извещение о проведении запроса предложений №31502207685 размещено Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 01.04.2015, в соответствии с которым – дата и время окончания подачи заявок: 09.04.2015 08:30. Вместе с извещением размещена Документация запроса предложений на право заключения государственного контракта на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации на 2015 год (далее – Документация). Начальная (максимальная) цена контракта установлена Заказчиком в размере 24 954 406 (двадцать четыре миллиона девятьсот пятьдесят четыре тысячи четыреста шесть) рублей 40 копеек.

Пояснения представителей Заявителя и Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.

Заявитель в жалобе указал: «1. Подпункты с 12 по 28 пункта 16 раздела 2 Информационной карты не являются едиными требованиями к участникам закупки, то они необоснованно ограничивает конкуренцию участников закупки, действия организатора торгов в части установления такого требования противоречат части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции» (цитата жалобы).

В доводы Заявителя представители ФГБУ «Санаторий «Курпаты» признали допущение технической ошибки в части включения в пункт 16 «Единые требования к участникам закупки, и применение антидемпинговых мер установленных Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Информационной карты подпункта 12 «Для участников закупки могут быть установлены следующие дополнительные требования:» с дальнейшими подпунктами 13-28, которая не может «необоснованно ограничивать конкуренцию участников закупки и противоречить части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции». Заявитель согласился с доводами представителей Заказчика.

В жалобе ООО «Хорошие» указало: «2. Требования к участникам проводимой конкурентной закупки подпунктов 3-6, 8 пункта 17 раздела 2 Информационной карты не оказывают влияние на исполнение контракта и не предусмотрены законодательством, препятствуют доступу к участию в закупке хозяйствующих субъектов, при отсутствии сертификатов, необоснованно ограничивает конкуренцию участников закупки, действия организатора торгов в части установления такого требования противоречат вышеназванному Закона №115-ФЗ» (цитата жалобы).

В указанных пунктах раздела 2 Информационной карты Заказчик установил:  

17

  1. Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, а именно: наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на выполнение услуг по предоставлению услуг питания по системе «Шведский стол», в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом учитывается стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляющая не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
  2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, оборудования и других материальных ресурсов, в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
  3. Наличие действующего сертификата на санаторно-оздоровительные услуги,
  4. Наличие действующего сертификата соответствия международных стандартов качества ISO-9001-2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008)
  5. Наличие сертификата надежного предприятия.
  6. Наличие дипломов и сертификатов, подтверждающих опыт обслуживания крупных (желательно международных) мероприятий.
  7. Предоставление услуги «Рум – сервис».
  8. Наличие сертификата пищевой безопасности.

Комиссия Крымского УФАС России изучив положения вышеуказанных подпунктов установила, что Заказчиком установлено дополнительное требование для участников закупки, а именно «Наличие действующего сертификата на санаторно-оздоровительные услуги». Заказчиком несоблюдены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, которым предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в частности, равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Требование предоставления/наличия действующего сертификата на санаторно-оздоровительные услуги участником запроса предложений на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» для нужд ФГБУ «Санаторий «Курпаты» значительно сужает круг потенциальных участников, ведет к ограничению конкуренции, путем слияния двух абсолютно разных технологически и функционально не связанных между собой услуг, т.е. разные конкурентные рынки, что противоречит части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, требование ФГБУ «Санаторий «Курпаты» о «Наличии действующего сертификата соответствия международных стандартов качества ISO-9001-2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008)» несостоятельно и противоречит требованиям законодательству Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг, т.к. данный стандарт отменен с 01.01.2013 года. Представитель ООО «Хорошие» на заседании Комиссии Крымского УФАС России предоставил копию приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.12.2011 №1575-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта», согласно которого с 01.01.2013 отменен национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

В части доводов Заявителя, что Заказчиком «3. В подпунктов 1 пункта 17 раздела 2 Информационной карты присутствует оговорка «проводится конкурс с ограниченным участием», вместо проводимого запроса предложений, что вводит в заблуждение участников процедуры» (цитата жалобы), представители Заказчика подтвердили наличие оговорки, что в свою очередь не ограничивает конкуренцию.

ООО «Хорошие» в жалобе указало: «4. Требования к участникам проводимой конкурентной закупки подпунктов 12, 13 пункта 18 раздела 2 Информационной карты являются ненадлежащими, в связи с предоставлением, в соответствии с п.1.1 контракта (раздел 4) и исходя из положений ст.17.1 Закона №115-ФЗ, в безвозмездное пользование помещений кухни и столовой победителю конкурсной процедуры для создания необходимых условий для организации общественного питания. Исходя из чего, требования о наличии на праве собственности или праве аренды «объекта недвижимости, используемого в производственных целях» препятствует доступу к участию в закупке хозяйствующих субъектов и необоснованно ограничивает конкуренцию участников закупки» (цитата жалобы).

Указанные в пункте 18 Заказчиком требования к участникам о предоставлении документов и сведений, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений, не имеют отношения к предмету закупки и не соответствуют законодательству Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг:

12. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях (выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).

13. Копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).

При этом представители Заказчика пояснили, что указанные документы и сведения не относятся к критериям оценки заявки участника, и в случае их отсутствия заявка участника будет соответствовать требованиям Документации.

В доводы Заявителя, что «5. В соответствии с пунктом 19 раздела 2 Информационной карты Обеспечение заявки  на участие в запросе предложений не предусмотрено, однако п.1.5 контракта (раздел 4) предусматривает не только процент обеспечения но также порядок и условия внесения данного обеспечения. Заказчиком указана противоречивая иформация о существенных показателях закупки, что вводит в заблуждение участников процедуры и не позволяет определить истинные требования Заказчика» (цитата жалобы, оформление сохранено), опровергается тем, что в пункте 1.5 Проекта контракта речь идет об исполнении контракта: «В случае установленного документацией требования по обеспечению контракта, до заключения контракта, Исполнитель предоставляет Заказчику обеспечение исполнения контракта…». Таким образом, Заявленные ООО «Хорошие» действия Заказчика «вводящие в заблуждение участников процедуры и не позволяет определить истинные требования Заказчика» не нашли своего подтверждения.

ООО «Хорошие» в жалобе указало: «6. В приложении №1 к Информационной карте указаны «критерии оценки заявок». Эпистемологическим анархизм в данных «критериях» относится не только к величине значимости максимальных значений критериев: цены контракта и квалификации участников закупки (60/40), но и к соотношениям применяемым к подкритериям: позволяющим определить соответствие квалификации участника закупки и способность исполнить им договор исходя из специфики предмета закупки и потребностей заказчика: опыт оказания услуг (5 баллов), квалификация руководителей и специалистов (10 баллов), и наличие иных документов не оказывающих влияние на исполнение контракта, но позволяющих создать анре преимущественные условия для участия в запросе предложений: наличие различных сертификатов (24 балла).

К тому же, дополнительные требования, предусматривающие проверку участников закупки исходя из объема и успешного опыта выполнения аналогичных предмету закупки договоров,  материально-технической базы,  деловой репутации, могут являться условием участия в торгах, следовательно, наличие или отсутствие в составе заявок документов, определенных организатором торгов как обязательных к представлению, а также соответствие или несоответствие участника установленным требованиям никак не могут быть критериями оценки предложений» (цитата жалобы, оформление сохранено).

В соответствии счастью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Заявителем не предоставлены доводы несоответствия действий Заказчика требованиям Закона о закупках и ведущих к  ограничению конкуренции. 

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в частности:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями) Комиссия Крымского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу б/н, б/д (вх. №107/09 от 09.04.2015) на положения Документации запроса предложений на право заключения государственного контракта на оказание услуг общественного (лечебного) питания по методу «Шведский стол» для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий «Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации на 2015 год (извещение №31502207685) частично обоснованной.

2. ФГБУ «Санаторий «Курпаты» признать нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ФГБУ «Санаторий «Курпаты» предписание об устранении нарушений Закона о закупках, Закона о защите  конкуренции.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны