Решение №06/962 Решение о результатах рассмотрения жалобы на действия заказч... от 12 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/199-17
о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц»

07.02.2017                                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей интересов:

государственного унитарного предприятия «Черноморнефтегаз» (далее – ГУП РК «Черноморнефтегаз», Заказчик) М. В. Купцовой (по доверенности),                    С. В. Гредина (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Лидер» (далее — Заявитель) А. В. Герасимова (по доверенности), —

рассмотрев жалобу Заявителя от 27.01.2017 № 21-01/17 (вх. №254/09 от 30.01.2017) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме «Услуги по вооруженной и невооруженной охране объектов ГУП РК «Черноморнефтегаз» (80.10.12.000 – услуги охраны)» (извещение №31604637059) (далее — Конкурс), рассмотрев предоставленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                        «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации необоснованные и избыточные:

1. «Критерии оценки - Наличие договора страхования ответственности охранной организации перед заказчиком – 10», противоречащий действующему законодательству.

2. Специальные (квалификационные) требования к участникам, а именно: «а) Наличие стационарной оперативной дежурной части на территории Республики Крым с круглосуточным режимом работы, обеспеченной необходимыми средствами связи (радиосвязь и/или мобильная связь) с объектами охраны; б) Введенная в эксплуатацию комната хранения оружия, расположенная на территории Республики Крым; подтверждение наличия 1 автомобиля повышенной проходимости (с полным приводом).

Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.01.2017 №06/627, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru).

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ и услуг ГУП РК «Черноморнефтегаз» от 09.07.2015 (с изменениями от 10.03.2016), утвержденным приказом ГУП РК «Черноморнефтегаз» № 457-пр от 09.07.2015 (далее - Положение о закупках).

В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия установила следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках, которым предусмотрена возможность проведения открытого конкурса в электронной форме.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте — – 30.12.2016;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;

3) дата и время окончания подачи заявок: 02.02.2017 в 11:00, дата и время рассмотрения заявок: 16.02.2017 14:00, дата и время подведения итогов: 28.02.2017 14:00;

4) начальная (максимальная) цена контракта – 41 588 976,00 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. В качестве доводов жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик «в Конкурсной документации установил необоснованные и избыточные критерии оценки, а именно: «4. Наличие договора страхования ответственности охранной организации перед заказчиком – 10» … Порядок оценки конкурсных заявок, установленный Заказчиком в н. 2.2 конкурсной документации, приводит к возникновению следующих обстоятельств:

- Требования конкурсной документации обязывают Участника нести финансовые затраты на страхование ответственности охранной организации перед заказчиком, в отсутствии заключенного договора на оказание охранных услуг с Заказчиком…» (цитата).

Заказчик в Конкурсной документации установил: «…

2.2. Критерии оценки:

Критериями оценки конкурса являются:

Цена-60%

Наличие положительного опыта по надлежащему оказанию услуг охраны – 15%

Наличие нарезного служебного оружия -15%

Наличие договора страхования ответственности охранной организации перед заказчиком – 10%

Совокупная значимость всех критериев составляет 100.

4. Наличие договора страхования ответственности охранной организации перед заказчиком - 10.

Максимальное количество баллов для критерия – 10.

5 (пять) баллов при наличии договора страхования ответственности охранной организации перед заказчиком на сумму до 5 млн. рублей.

10 (десять) баллов при наличии договора страхования ответственности охранной организации перед заказчиком на сумму свыше 5 млн. рублей.

0 (ноль) балов при отсутствии договора страхования ответственности охранной организации перед заказчиком.

Подтверждается заверенной копией договора страхования ответственности охранной организации перед заказчиком.

Победителем признается участник, заявке которого присвоено максимальное количество баллов при суммировании всех баллов по критериям.

…» (цитаты Конкурсной документации).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что «Страхование ответственности осуществляется на основании «Правил страхования гражданской ответственности частных охранных предприятий», а также других законодательных актов (Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», иных законных и подзаконных актов, регулирующих деятельность охранных организаций). Требование о наличии указанного договора связано со значительной суммой договора и суммой возможных убытков Предприятия от ненадлежащего исполнения обязанностей контрагентом. При этом под «заказчиком» в данном случае подразумевается непосредственно ГУП РК «Черноморнефтегаз», а любой заказчик по договору оказания услуг по вооруженной и невооруженной охране. Следует отметить, что оспариваемый критерий является критерием оценки участников, а не допуска участников к участию в процедуре. Таким образом, он отражает потребности и приоритеты Заказчика при проведении закупки, но никоим образом не ограничивает конкуренцию. Участник, не предоставивший копию указанного договора, не лишается права на участие в закупке» (цитата письменных возражений на жалобу).

Учитывая изложенное, Комиссия, заслушав пояснения представителей сторон, изучив положения Конкурсной документации Запроса, приходит к выводу, что данные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупках.

Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчик «установил в Конкурсной документации необоснованные и избыточные специальные (квалификационные) требования к участникам, а именно: «а) Наличие стационарной оперативной дежурной части на территории Республики Крым с круглосуточным режимом работы, обеспеченной необходимыми средствами связи (радиосвязь и/или мобильная связь) с объектами охраны; б) Введенная в эксплуатацию комната хранения оружия, расположенная на территории Республики Крым; подтверждение наличия 1 автомобиля повышенной проходимости (с полным приводом)…

Вышеуказанные требования конкурсной документации обязывают Участника нести Финансовые затраты на содержание дежурной части и комнаты хранения оружия в регионе оказания планируемых услуг, в отсутствии заключенного договора на оказание охранных услуг с Заказчиком.

Также, установление требования о наличии автомобиля повышенной проходимости в собственности у Участника или находящеюся в лизните (не взятого в аренду) законодательно не закреплено, является необоснованным и избыточным, и создает необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, имеющим соответствующие автомобили в аренде.

Установленные Заказчиком требования противоречат действующему законодательству, являются необоснованными и избыточными, что не отвечает целям регулирования и основным принципам 223-ФЗ, а также приводит к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки…» (цитаты жалобы).

Заказчик в Конкурсной документации установил: «…

4. Общие требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям:

Специальные (квалификационные ) требования к участникам:

- наличие финансовых, материально-технических, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора, а именно:

а) Наличие стационарной оперативной дежурной части на территории Республики Крым с круглосуточным режимом работы, обеспеченной необходимыми средствами связи (радиосвязь и/или мобильная связь) с объектами охраны. Подтверждается договором аренды недвижимого имущества срок действия которого не менее срока оказания услуг указанного в проекте договора, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, или документов, подтверждающих право собственности. Положением о дежурной части, должностная инструкция оперативного дежурного, утвержденная руководством охранной организации, Договорами купли – продажи средств связи или соответствующими товарными накладными, или бухгалтерскими документами.

б) Введенная в эксплуатацию комната хранения оружия, расположенная на территории Республики Крым (подтверждается копией Акта обследования помещений (комнаты) хранения оружия комиссией МВД).

- подтверждение наличия 1 автомобиля повышенной проходимости (с полным приводом), принадлежащих Участнику или находящиеся в лизинге (не взятых в аренду), (подтверждается заверенными копиями ПТС).

…» (цитаты Конкурсной документации).

На заседании Комиссии представители Заказчика в доводы жалобы Заявителя пояснили следующее: «…

Требование о наличии стационарной оперативной дежурной части на территории Республики Крым объясняется большим количеством структурных подразделений и объектов Заказчика и их значительной территориальной разрозненностью, отсутствием мобильной связи и наличием автопатрулей, оборудованных только средствами радиосвязи, радиус действия которых требует расположения именно на территории Республики Крым, что приводит к необходимости обеспечения постоянного текущего мониторинга и оперативного взаимодействия между сотрудниками охраны, расположенными на таких разрозненных объектах. Также принимая во внимание удаленное расположение охраняемых объектов, зачастую единственным доступным средством коммуникации является радиосвязь, из-за чего в конкурсной документации предъявлены дополнительные требования по наличию соответствующего оборудования.

Требование о наличии введенной в эксплуатацию комнаты хранения оружия, расположенной на территории Республики Крым, также продиктовано спецификой деятельности ГУП РК «Черноморнефтегаз» и нормами действующего законодательства, а именно п. 1 ст. 9 Федерального закона №256-ФЗ, в соответствии с которой система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства, и п. 163 части ХХ Приказа МВД РФ от 12.04.1999 г. №288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814, в соответствии с которым оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.

Требование о наличии 8 автомобилей повышенной проходимости (с полным приводом), принадлежащего Участнику или находящегося в лизинге (не взятого в аренду) обусловлено высокой степенью значимости закупаемых услуг и высокими рисками, связанными с ненадлежащим оказанием исполнителем таких услуг. Так, в случае, если срок аренды автомобилей, находящихся во владении исполнителя, истечет, и пролонгация или заключение новых договоров аренды потребует какого бы то ни было времени, Предприятие, в хозяйственном ведении которого находятся объекты повышенной безопасности, может остаться без охраны.

Таким образом, все указанные в Конкурсной документации требования Заказчика обусловлены объективными факторами…» (цитаты из письменных возражений).

Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в случае возникновения непредвиденной опасной ситуации при защите объектов Заказчика и необходимостью применения автомобилей в целях защиты охраняемых объектов, в результате чего произойдет порча автомобилей, то данный случай не подпадает под страховой и, соответственно, не подлежит возмещению арендодателю страховой компанией.

Учитывая изложенное, Комиссия, заслушав пояснения представителей сторон, изучив положения Конкурсной документации Запроса, приходит к выводу, что данные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупках.

Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
  2. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 30.01.2017 №06/627.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны