Решение №06/995 Решение о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 14 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/231-17
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

07.02.2017                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя интересов федерального государственного бюджетного учреждения «Военный санаторий «Ялта» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Заказчик) А. И. Гарагуц (по доверенности),

представители индивидуального предпринимателя Мусаевой Дианы Гасанбековой (далее — Заявитель) на заседание Комиссии не явились, —

рассмотрев жалобу Заявителя от 31.01.2017 №3 (вх. №99/10 от 01.02.2017) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «техническое обслуживание и техническая эксплуатация военных городков для нужд
ФГБУ «Военный санаторий «Ялта» минобороны России в 2017 году» (извещение №0375100003216000106) (далее – Аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации об Аукционе Заказчиком при описании отдельных материалов и товаров («Кабель силовой. Тип 3» и «Стеклопакеты»), используемых при выполнении работ, установлено требование о соответствии ГОСТ, при этом показатели характеристик и свойств товаров, указанные Заказчиком, отличны от показателей ГОСТ.

2. Заказчиком на запрос разъяснений положений документации об Аукционе даны разъяснения противоречащие Закону о контрактной системе и меняющие суть документации об Аукционе.

3. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к участникам Аукциона.

4. В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам отдельных материалов (стеклопкеты, известь строительная, плитка керамическая, проволка стальная канатная), используемым при выполнении работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений Заказчика.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 01.02.2017 №06/716, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика частично согласился с доводами жалобы.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте – 08.12.2016, изменения – 16.01.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 23 186 666,67 рублей;

4) дата и время окончания подачи заявок: 01.02.2017 06:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 03.02.2017, дата проведения Аукциона: 06.02.2017;

5) на участие в Аукционе подано 12 заявок, все заявки допущены к участию в Аукционе;

6) в ходе проведения Аукциона предложения о цене контракта подали 9 участников, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 49,62%;

7) победителем Аукциона признан участник с наименьшей предложенной ценой контракта 11 681 333,20 рублей.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что в документации об Аукционе Заказчиком при описании отдельных материалов и товаров («Кабель силовой. Тип 3» и «Стеклопакеты»), используемых при выполнении работ, установлено требование о соответствии ГОСТ, при этом показатели характеристик и свойств товаров, указанные Заказчиком, отличны от показателей ГОСТ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком в техническом задании при описании объекта закупки по позиции «Кабель силовой. Тип 3» и «Кабель силовой. Тип 5» установлено:

Кабели силовые. Тип 3. Изоляция токопроводящих жил  должна быть экструдирована, плотно прилегать к токопроводящей жиле, отделяться от токопроводящей жилы без повреждения жилы, самой изоляции. Исполнение кабеля в части показателей пожарной опасности должны быть нг-LS; нг-FRLS. Срок службы кабеля может быть не менее 25 лет. Заполнение внутренних и наружных промежутков между изолированными жилами для придания кабелю практически круглой формы внутренний и наружные промежутки между изолированными жилами должны быть заполнены. Материал изоляции токопроводящих жил должен быть из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности. Стойкость кабелей к воздействию температур окружающей среды должна быть не ниже -50, не выше +50 °С. Стойкость наружной оболочки к растрескиванию должна быть стойкой при повышенной температуре. Номинальное сечение токопроводящих жил должно быть 3,0 мм2. Стойкость изоляции к растрескиванию должна быть стойкой при повышенной температуре. Кабели должны быть стойкие к старению при воздействии температуры. Заполняющий наружные промежутки между изолированными жилами материал может быть жгут из негигроскопичного волокнистого или полимерного материала. Номинальная толщина изоляции должна быть 0,6 мм. Число токопроводящих жил должно быть 3. Номинальная частота должна быть 50 Гц. Материал токопроводящей жилы должна быть медь. Огнестойкость кабелей должна быть, мин 90 или 120 или 180 или не нормируется. Соответствие ГОСТ 31996-2012.

Кабели силовые. Тип 5. Изоляция токопроводящих жил  должна быть экструдирована, плотно прилегать к токопроводящей жиле, отделяться от токопроводящей жилы без повреждения жилы, самой изоляции. Исполнение кабеля в части показателей пожарной опасности должны быть нг-LS; нг-FRLS. Срок службы кабеля может быть не менее 25 лет. Заполнение внутренних и наружных промежутков между изолированными жилами для придания кабелю практически круглой формы внутренний и наружные промежутки между изолированными жилами должны быть заполнены. Материал изоляции токопроводящих жил должен быть из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности. Стойкость кабелей к воздействию температур окружающей среды должна быть не ниже -50, не выше +50 °С. Стойкость наружной оболочки к растрескиванию должна быть стойкой при повышенной температуре. Номинальное сечение токопроводящих жил должно быть 3,0 мм2. Стойкость изоляции к растрескиванию должна быть стойкой при повышенной температуре. Кабели должны быть стойкие к старению при воздействии температуры. Заполняющий наружные промежутки между изолированными жилами материал может быть жгут из негигроскопичного волокнистого или полимерного материала. Номинальная толщина изоляции должна быть 0,6 мм. Число токопроводящих жил должно быть 4. Номинальная частота должна быть 50 Гц. Материал токопроводящей жилы должна быть медь. Огнестойкость кабелей должна быть, мин 90 или 120 или 180 или не нормируется. Соответствие ГОСТ 31996-2012.

…» (цитаты документации об Аукционе).

Согласно межгосударственному стандарту «ГОСТ 31996-2012. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия», принятому Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 03.12.2012 №54-П), приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1414-ст введенному в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2014 (далее –
ГОСТ 31996-2012): «…

4.6. Номинальное сечение токопроводящих жил устанавливают из ряда: 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400; 500; 625; 630; 800; 1000 мм2.

Номинальное сечение токопроводящих жил многожильных кабелей должно быть не более 400 мм2.

Номинальное сечение токопроводящих жил кабелей на номинальное напряжение ГОСТ 31996-2012 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия, равное 0,66 кВ, должно быть не более 50 мм2» (цитата ГОСТ 31996-2012).

Таким образом, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к показателю «Номинальное сечение токопроводящих жил» для кабелей силовых не соответствующий требованиям ГОСТ 31996-2012 (в ГОСТ 31996-2012 отсутствует величина показателя «Номинальное сечение токопроводящих» равное 3,0 мм2, в ГОСТ 31996-2012 близкие к величине данного показателя равны 2,5 мм2 или 4 мм2). При этом в документации об Аукционе отсутствует обоснование Заказчика о необходимости использования участником закупки величин данного показателя кабелей силовых, отличных от ГОСТ 31996-2012.

Комиссией установлено, что Заказчиком по позиции «Стеклопакеты» предусмотрено соответствие показателей стеклопакетов ГОСТ 24866-2014: «…

Стеклопакеты. Стеклопакеты: должны соответствовать ГОСТ 24866-2014. Стеклопакеты в зависимости от числа камер: должны быть однокамерные; двухкамерные. Камеры стеклопакетов: могут быть заполнены осушенным воздухом \ инертным газом или их смесью. Стекло применяемое для изготовление стеклопакетов: должно быть марки М1 \ М4 по ГОСТ 111-2014. Толщина стеклопакетов: необходима 24 мм; 32 мм. Предельное отклонение номинальной толщины стеклопакетов: не должны превышать ±1.5 мм. Стеклопакеты: должны иметь ровные кромки и целые углы, щербление края стекла в стеклопакете, незашлифованные сколы, выступы края стекла, повреждение углов стекла не допускаются. Внутренние поверхности стекол в стеклопакетах: должны быть чистыми, не допускаются загрязнения (следы пальцев рук, герметик, надписи, пыль, ворсинки, масляные пятна и т.д.), допускаются точечные загрязнения, по своим размерам не превышающие допускаемые пороки внешнего вида для исходного стекла, при этом общее количество пороков стекла и загрязнений должно соответствовать требованиям нормативных документов на исходное стекло. Каждый герметизирующий слой (первичный и (или) вторичный) в стеклопакетах (в т. ч. в местах угловых соединений): должен быть сплошными, без разрывов и нарушений целостности. На границе первого и второго слоев герметизации: не должно быть видно дистанционную рамку, не допускаются наплывы герметика в наружном герметизирующем слое (превышающие допуск на размер стеклопакета). На стеклопакетах радужные полосы (явление интерференции), видимые под углом менее 60° к плоскости стеклопакета: допускаются. Стеклопакеты: должны быть долговечными (стойкими к длительным циклическим климатическим воздействиям). Долговечность стеклопакетов: должна составлять не менее 20 условных лет эксплуатации.…» (цитата документации об Аукционе).

Вместе с тем, согласно межгосударственному стандарту «ГОСТ 24866-2014. Стеклопакеты клеенные. Технические условия», принятому Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20.10.2014 №71-П), приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.05.2015 №362-ст введенному в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.04.2016 (далее – ГОСТ 24866-2014): «…

  1. Виды стекла, применяемые при изготовлении стеклопакетов, указаны в таблице 1

Таблица 1 - Виды стекла, применяемые при изготовлении стеклопакетов

     

Наименование вида стекла

Обозначение документа

Обозначение стекла (марка, класс защиты)

Листовое бесцветное

ГОСТ 111

М0, М1

Узорчатое

ГОСТ 5533

У

…» (цитата ГОСТ 24866-2014).

Таким образом, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлено требование к маркам класса защиты по ГОСТ 111-2014 не соответствующие требованиям установленным ГОСТ 24866-2014 (в документации об Аукционе установлено требовании о том, что «Стекло применяемое для изготовление стеклопакетов: должно быть марки М1 \ М4 по ГОСТ 111-2014», тогда как в ГОСТ 24866-2014, ГОСТ 111-2014 стекла, применяемые при изготовлении стеклопакетов, соответствуют маркам М0, М1). При этом в документации об Аукционе отсутствует обоснование Заказчика о необходимости использования иных марок класса защиты стеклопакетов, установленных Заказчиком в документации об Аукционе.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, указанные доводы Заявителя нашли свое подтверждение.

2. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком 27.01.2017 ответом на запрос разъяснений положений документации изменена суть документации об Аукционе.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Согласно разъяснениям Заказчика от 27.01.2017 №РД5, размещенным на официальном сайте, Заказчиком определено: «…

Уважаемый Заказчик, просим пояснить:

  1. «Кабели силовые…», установлено требование: «Заполнение внутренних и наружных промежутков между изолированными жилами для придания кабелю практически круглой формы… Стойкость кабелей к воздействию температур окружающей среды должна быть не ниже -50, не выше +50 °С… Номинальное сечение токопроводящих жил должно быть 3,0 мм2… Соответствие ГОСТ 31996-2012». Вопрос: 1. «практически» является конкретным значением и его требуется оставить в первое части заявки или данное или же оно недопустимо для указания? 2. требуется указать два значения стойкости кабеля (верхнее – плюсовое и нижнее – минусовое, например: -50, +50 °С ) или одно (-50 или +50 °С)? 3. В соответствии с ГОСТ 31996-2012 градация сечения жил следующим образом: 1,5 мм2, 2,5 мм2, 4 мм2, 6 мм2 и т.д. ГОСТ 31996-2012 не устанавливает сечение жилы размером 3 мм2, ваши условия противоречат ГОСТу, просим пояснить либо внести изменения.
  2. В инструкции отсутствуют указания по значению знака «±». Просим пояснить: как следует указывать значения сопровождающие знаком «±», например Предельное отклонение номинальной толщины стеклопакетов: не должны превышать ±1.5 мм: следует указать одно значение в пределах от +1,5 до -1,5 без знака «±»?

Ответ на запрос.

  1. Слово «практически» допустимо указывать в составе первой части заявки. При указании температурного диапазона участник должен указать как верхний предел температуры, так и нижний предел температуры. В случае отсутствия у участника закупки при выполнении работ использовать кабель с сечением  жил 3,0 мм2, участник может использовать кабель с сечением 2.5 мм2.
  2. Знак «±» означает предельные отклонения, участник закупки вправе указать как конкретный показатель, так и допустимые предельные отклонения. Участник закупки при указании предельных отклонений вправе указать знак «±», а так же вправе указать отклонения как в большую сторону, так и в меньшую.

…» (цитаты).

Комиссия, изучив техническое задание документации об Аукционе, разъяснения положений документации об Аукционе, приходит к выводу, что указанными разъяснениями положений документации об Аукционе Заказчиком изменена суть документации об Аукционе, что нарушает требования части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

3. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к участникам Аукциона.

В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. – Федеральный закон от 04.06.2014 №140-ФЗ;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) утратил силу с 01.01.2014. — Федеральный закон от 28.12.2013 №396-ФЗ;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; (пункт 7 в редакции Федерального закона от 28.12.2016 №489-ФЗ)

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; (пункт 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 №489-ФЗ)

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; (пункт 9 введен Федеральным законом от 28.12.2013 №396-ФЗ)

10) участник закупки не является офшорной компанией. (пункт 10 введен Федеральным законом от 13.07.2015 №227-ФЗ).

Нормы положений пунктов 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе являются обязательными к применению с 09.01.2017.

Согласно извещению о проведении Аукциона изменения в извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе Заказчиком внесены 16.01.2017.

Учитывая приведенное, действия Заказчика, при внесении изменений в документацию об Аукционе не установившего обязательные требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают требования части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.

4. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что в техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам отдельных материалов (стеклопкеты, известь строительная, плитка керамическая, проволка стальная канатная), используемым при выполнении работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений Заказчика.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать следующую информацию:

- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является техническое обслуживание и техническая эксплуатация военных городков для нужд Заказчика.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заявитель в жалобе указал: «…Считаем, что по следующим показателям невозможно представить конкретные значения по момент подачи заявок:

«Стеклопакеты» На стеклопакетах радужные полосы (явление интерференции), видимые по углом менее 600 к плоскости стеклопакетом: допускаются. Долговечность стеклопакетов: должна составлять менее 20 условных лет эксплуатации.

«Известь строительная» Воздушная или гидравлическая известь должна выдерживать испытание на равномерность изменения объема.

«Плитка керамическая. Тип 2» Кривизна лицевой поверхности не должна быть более 1.1 мм. Косоугольность не должна быть более 1.0 мм… Общее число допустимых дефектов на одной плитке не должно быть более трех

При воздействии раствора № 3 не должно быть потери блеска глазури / изменения цветового тона и декоративного покрытия.

«Проволка стальная канатная» Временное сопротивление разрыву должно быть более 1370 (140) Н/мм2.

Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика указать в заявке конкретные показатели характеристик считаем незаконным и существенно ограничивающим конкуренцию…» (цитата жалобы).

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии, а также Заявителем не представлено объективных доказательств и документально не подтверждены доводы, изложенные в жалобе.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. В результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссией установлено:

5.1. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.

В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

При этом частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе о кратком изложении условий контракта, содержащих наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. 

Комиссия, изучив проект контракта, не установила в нем наличия источника финансирования.

Бездействие Заказчика, не установившем в проекте контракта сведения об источнике финансирования, нарушают требования части 1 статьи 34, пункта 2
статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.2. В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу статьи 8 Закона о контактной системе определено, что:

- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе);

- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Запреты на ограничивающие конкуренцию действия организаторов или заказчиков торгов при проведении закупок на поставки товаров для государственных нужд, установленные законодательством, также взаимосвязаны.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Техническое обслуживание (здания, сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения) по определению это операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности здания (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения) при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Комиссия, изучив документацию об Аукциона, установила, что Заказчиком в Техническом задании предусмотрены следующие виды услуг (работ), подлежащие выполнению исполнителем:

КРОВЛЯ

ФАСАДЫ

….

ЛЕСТНИЧНЫЕ КЛЕТКИ, ОТДЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ЗДАНИЙ

….

3.21.

Перетяжка мягкой мебели.

По мере необходимости

….

ПОДВАЛ

….

4.2.

Регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию по уничтожению грызунов и насекомых.

согласно санитарных норм и правил

ЧЕРДАКИ

….

….

….

5.3.

Дезинсекция и дезинфекция всего объема чердачного помещения.

по мере необходимости

…(цитаты документации об Аукционе).

Таким образом, согласно техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком осуществляется закупка услуги по техническому обслуживанию зданий и сооружений с выполнением работ по текущему ремонту зданий с использованием строительных материалов, работы по дезинсекции и дератизации, т. е. функционально и технически не связанных друг с другом, по которым существуют отдельные товарные рынки предоставления услуг, выполнения работ, и на которых осуществляют свою деятельность различные хозяйствующие субъекты, в т.ч. имеющие разрешительные документы на их оказание, выполнение (соответствующие лицензии, свидетельства СРО и т.п.).

Обладая индивидуально-определенными свойствами и спецификой, каждый вид указанных выше работ, услуг и товаров, используемых при выполнении работ, включенных в описание объекта закупки, привлекает к Аукциону специфический круг хозяйствующих субъектов. Объединение в один лот различных работ (товаров), перечисленных в описании объекта Аукциона и обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в закупке лиц, заинтересованных в выполнении определенных видов работ, оказании определенных услуг или поставке определенных товаров, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком объединены в один лот работы, услуги, технологически и функционально не связанные с услугами, оказание которых являются предметом Аукциона, что является нарушением части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.30, 3.34, 3.35 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.

2. Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела №06/231-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 01.02.2017 № 06/716.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Предписание
по делу №06/231-17
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

07.02.2017                                                                                               г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

<...>

на основании решения Комиссии от 07.02.2017 по делу №06/231-17 по итогам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Мусаевой Дианы Гасанбековны от 31.01.2017 №3 (вх. №99/10 от 01.02.2017) на действия федерального государственного бюджетного учреждения «Военный санаторий «Ялта» Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме «техническое обслуживание и техническая эксплуатация военных городков для нужд ФГБУ «Военный санаторий «Ялта» минобороны России в 2017 году» (номер извещения 0375100003216000106) (далее — Аукцион), в соответствии с частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.02.2017 №0375100003216000106-1-1, протокол подведения итоговой электронного аукциона от 09.02.2017 № 0375100003216000106-3-1 (далее – Протоколы) и разместить информацию об отмене Протоколов на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

2. Заказчику:

- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 07.02.2017 по делу №06/231-17 и разместить измененную документацию об Аукционе на официальном сайте;

- назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новую дату проведения Аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и новой дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.

3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:

- отменить протокол проведения электронного аукциона от 06.02.2016 №0375100003216000106-2-1;

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;

- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, новой дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

4. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 07.02.2017 по делу №06/231-17.

5. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки в срок до 10.03.2017 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.

6. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 01.02.2017 №06/716.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей и на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны