Решение б/н Решение по делу № 08/0211-18 (Государственное бюджетное учре... от 22 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/0211-18 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

"..."

в присутствии представителей:

"....."

рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Дыгай А.Г. (далее – Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения «Дирекция капитального строительства» при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство берегозащитных дамб на р. Кача, г. Севастополь», извещение № 0874200000118000002 (далее – Аукцион), заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Аукциона, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС).

Изучением информации, размещенной в ЕИС (извещение
0874200000118000002) Комиссией установлено, что объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство берегозащитных дамб на р. Кача, г. Севастополь».

По мнению Заявителя:

  1.  Заказчиком в Инструкции не определен принцип разделения видов показателей на 4 группы. При заполнении заявки невозможно однозначно определить значения, какие показатели, по мнению Заказчика не могут изменяться, а какие могут;
  2. Описание объекта закупки носит необъективный характер, так как в инструкции по заполнению заявок, в пункте 23 документации указано, что «…В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в требованиях к значениям показателей, государственным заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации…»;
  3. Заявитель ограничен в возможности подготовить заявку, так как Заказчиком, в техническом задании, установлены требования к значениям показателей товаров, которые возможно получить только путем проведения испытаний.

С доводами Заказчик не согласился и считает их необоснованными.

Комиссия Управления, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, материалы и информацию, размещенную в ЕИС, приходит к следующим выводам:

  1. Заказчиком в пункте 23 раздела документации (Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме инструкция по ее заполнению) размещен порядок предоставления информации о конкретных показателях, для предоставления в первой части заявки в аукционе.

         В соответствии с установленным  порядком, в описании товаров, в соответствии с приложением № 1 к разделу 2  аукционной документации, содержащем требования к товарам, использующимся при выполнении работ, указаны следующие виды показателей:

  1. Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
  2. Показатели, для которых указаны варианты значений;
  3. Показатели, значения которых не могут изменяться;
  4. Показатели, которые определяются диапазоном значений.

Таким образом, Комиссия Управления, приходит к выводу, что указанный раздел документации содержит подробную инструкцию по заполнению первой части заявки, а также содержит принцип разделения видов показателей на 4 группы.

В связи с вышеизложенным, довод Заявителя не находит своего подтверждения.

  1. Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться рядом правил, среди которых, следующие:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Изучением Комиссией Управления содержания Технического задания, а также инструкции по заполнению заявок установлено, что Заказчик допускает установление требований к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик, что обосновывает в порядке, предусмотренном статьей 33 Закона о контрактной системе.

В связи с вышеизложенным Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчик вправе использовать не установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминологию, при условии указания в документации о закупке обоснования необходимости использования таких показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Довод Заявителя не находит своего подтверждения.

  1. Комиссией Управления установлено, что согласно технического задания, Заказчиком, среди прочего, установлены следующие требования к материалам, используемым при выполнении работ: «…

2.

Грунтовка.
Позиция учтена в соответствии с пунктом 51 ресурсной ведомости 02-01-01.
Установлены следующие характеристики товара.

Время высыхания при температуре (180±2) °С до степени 3 — ≤ 30 мин.
Массовая доля нелетучих веществ — в диапазоне конкретных значений с нижним пределом более 65 и с верхним пределом не более 74 %.
Водородный показатель pH — в диапазоне конкретных значений с нижним пределом ≥ 7 и с верхним пределом не более 7,4.
Степень перетира — ≤ 30 мкм.

3.

Краска.
Позиция учтена в соответствии с пунктом 52 ресурсной ведомости 02-01-01.
Установлены следующие характеристики товара.

Массовая доля нелетучих веществ — в диапазоне конкретных значений с нижним пределом включительно от 35 и с верхним пределом не > 58 %.
Область применения — для окраски оштукатуренных бетонных и кирпичных поверхностей.
Максимальная эластичность пленки при изгибе — ≤ 7 мм.
Время полного высыхания при температуре 18-22 °С — не более 4 ч.
Максимальная степень перетира — ≤ 149 мкм.

4.

Гвоздь.
Позиция учтена в соответствии с пунктом 58 ресурсной ведомости 02-01-01.
Установлены следующие характеристики товара.

Наименьший диаметр головки — не менее 3,5 и до 5 мм.
Длина гвоздя — не < 40 и включительно до 50 мм.
Вид торцевой поверхности головки — рифленый.
Предельное отклонение по длине гвоздя — в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее -2 и с верхним пределом не более 2 мм.
Условный диаметр стержня — не менее 1,8 и включительно до 2 мм.
Отклонение от круглости головки — ≤ 0,5 мм.
Вид головки — конический.
Отклонение от соосности головки относительно стержня — ≤ 0,3 мм.

5.

Проволока.
Позиция учтена в соответствии с пунктом 59 ресурсной ведомости 02-01-01.
Установлены следующие характеристики товара.

Форма поперечного сечения — круглая.
Класс проволоки — оцинкованный 2-ого класса -2Ц либо оцинкованный 1-ого класса -1Ц.
Номинальный диаметр проволоки — 2,2 мм.
Точность изготовления — нормальная или повышенная.
Временное сопротивление разрыву — в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее 340 и с верхним пределом не более 540 Н/мм².
Поверхностная плотность цинка — ≥ 60 г/м².
Предельное отклонение по диаметру проволоки — ≥ -0,12 мм.
Материал изготовления проволоки — сталь.
Вид поверхности проволоки — с покрытием.
Относительное удлинение — ≥ 12 %.

9.

Сталь арматурная.
Позиция учтена в соответствии с пунктом 69 ресурсной ведомости 02-01-01.
Установлены следующие характеристики товара.

Номинальная высота поперечного выступа — включительно до 1 мм.
Вид изготовления — стержень.
Временное сопротивление разрыву стали — ≥ 490 Н/мм².
Тип профиля — периодический.
Теоретическая масса 1 м профиля — ≤ 0,617 кг.
Относительное удлинение стали — ≥ 19 %.
Кривизна стержня — ≤ 0,6 % измеряемой длины.
Предел текучести стали — ≥ 295 Н/мм².
Номинальный диаметр стержня — не более 10 мм.

10.

Щебень тип 1.
Позиция учтена в соответствии с пунктом 70 ресурсной ведомости 02-01-01.
Установлены следующие характеристики товара.

Полный остаток на контрольном сите с диаметром отверстий равным наименьшему номинальному размеру зерен — в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее 90 и с верхним пределом не более 100 % по массе.
Полный остаток на контрольном сите с диаметром отверстий равным полусумме наименьшего и наибольшего номинальных размеров зерен — в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее 30 и с верхним пределом не более 60 % по массе.
Номинальный размер зерен основной фракции — свыше 20 до 40 (нижний и верхний предел соответственно) мм.
Содержание глины в комках — ≤ 0,25 % по массе.
Марка по дробимости щебня — 800.

                                                                                                                 …»

         Согласно требованиям пункта 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссия Управления, изучив содержание Технического задания, устанавливающего требования к характеристикам и показателям товаров приходит к выводу о том, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, возможно имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Из изложенного следует, что Заказчик в нарушение пункта 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установил требования к значениям показателей товаров, часть из которых возможно получить только путем проведения испытаний.

Аналогичная позиция подтверждена Письмом ФАС России от 01.07.2016 года ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», а также Решением Верховного Суда РФ от 09.02.2017  года № АКПИ16-1287 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16».

В связи с вышеизложенным Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчик столь подробным описанием объекта закупки, использовав, в некоторых случаях, химические и физические показатели свойств товаров, которые можно определить только лабораторным путем или путем проведения испытаний нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Заявителя подтвержден.

В то же время Комиссия Управления допускает, что описание таким подробным образом характеристик закупаемых товаров может привести, при определенных обстоятельствах, к случаям при которых участник не сможет заполнить заявку, однако на заседание Комиссии Управления не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии Управления Заявитель не обеспечил, а скопированные в жалобу положения Технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Технического задания документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки.

В связи с вышеизложенным Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае действия Заказчика не привели к ограничению прав Заявителя (иных лиц), то есть довод Заявителя в полной мере не подтвержден фактическими обстоятельствами дела.

Кроме того, установлено, что согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 13 марта 2018 года (размещен в ЕИС 13 марта 2018 года) Заказчиком принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в  электронном аукционе, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления,

Р Е Ш И Л А:

        1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Дагая А.Г. на действия Государственного бюджетного учреждения «Дирекция капитального строительства» при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство берегозащитных дамб на р. Кача, г. Севастополь», извещение № 0874200000118000002, обоснованной частично.
  1. Установить в действиях Заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  2. Предписание по делу не выдавать в связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся.
  3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности должностных лиц Заказчика за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Снять ограничения, наложенные уведомлением Управления о принятии жалобы к рассмотрению от 14 февраля 2018 года № 8/1132с.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14.

Связанные организации

Связанные организации не указаны