Решение б/н Решение по делу № 08/0928-18 (Департамент общественной безо... от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/0928-18 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября  2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 ноября 2018 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

"...."

в присутствии представителей:

"..."

Заинтересованное лицо: "..."

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РИО» (далее – Заявитель) на действия Департамента общественной безопасности города Севастополя (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку фильтров-поглотителей, извещение № 0174200004318000007 (далее – Аукцион), заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Аукциона, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС).

Изучением информации, размещенной в ЕИС (извещение
0174200004318000007) Комиссией установлено, что объектом закупки является поставка фильтров-поглотителей.

По мнению Заявителя:

  1. Заказчиком неправомерно применены положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в обоснование необходимости поставки товара конкретного производителя, ограничивающие количество участников;
  2. Заказчиком неправомерно установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товарам, ограничивающие количество участников;
  3. Заказчиком неправомерно установлены избыточные требования к товару, возможность выполнения которых зависит от действия Заказчика;
  4. Заказчиком неправомерно установлены не предусмотренные нормами технического регулирования требования к продукции в части ее назначения, а также описание объекта закупки произведено не на основе технических регламентов и документов национальной системы стандартизации к закупаемой продукции;

С доводами Заказчик не согласился и считает их необоснованными.

Комиссия Управления, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, материалы и информацию, размещенную в ЕИС, приходит к следующим выводам:

Согласно требованиям пункта 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссией Управления установлено, что согласно Раздела 2 Технического задания аукционной документации, Заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при поставке товара: «…Закупаемый товар: фильтр-поглотитель ФП-300 (ВД 250.503.000 ТУ), так как закупаемый товар является запасной частью для фильтровентиляционного оборудования защитного сооружения гражданской обороны заказчика, проектной (технической) документацией которого предусмотрена установка фильтров-поглотителей ФП-300 (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ).

Количество: 16 шт.

Контроль качества и приемка фильтров-поглотителей должна быть осуществлена военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВП МО РФ).

I. Функциональные характеристики

Фильтры-поглотители должны быть предназначены для очистки воздуха от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей, ядовитых и нейтральных дымов.

Фильтры-поглотители должны обеспечивать возможность монтажа в фильтровентиляционные системы, имеющие собственный вентилятор подачи воздуха, с помощью комплекта монтажных деталей.

 

II. Технические характеристики

Значение характеристики

Минимальное значение показателя

Максимальное значение показателя

Значения показателей, которые не могут изменяться

Единица измерения (ОКЕИ)

Масса фильтра-поглотителя

---

не более 70,0

---

килограмм

Номинальный объемный расход воздуха через фильтр-поглотитель

не менее 300

---

---

кубический метр в час

Сопротивление фильтра-поглотителя постоянному потоку воздуха

---

не более 835

---

паскаль

Степень негерметичности (коэффициент подсоса) фильтра-поглотителя

---

не более 0,1

---

процент

 

III. Эксплуатационные характеристики

Фильтр-поглотитель должен представлять собой металлический кожух цилиндрической формы с крышкой и дном. Фильтр-поглотитель должен иметь три отверстия: боковое и два торцевых, которые закрываются заглушками с прокладками. Внутри барабана между торцевыми отверстиями должен находиться перфорированный стакан, вокруг которого размещён противоаэрозольный фильтр, а между двумя цилиндрическими сетками - поглотитель (активный уголь). Противоаэрозольный фильтр должен очищать воздух от радиоактивной пыли, дыма и бактериальных аэрозолей, а поглотитель - от паров отравляющих веществ.

Фильтр-поглотители должны обеспечивать возможность монтажа в установки производительностью до 900 м3/час (1:3).

Габаритные и присоединительные размеры (мм) должны соответствовать представленному ниже рисунку (рисунок 1).

Рисунок 1. Конструкция и габаритные размеры фильтра-поглотителя ФП-300

Обозначения на рисунке 1: 1 – кожух; 2 – крышка; 3 – дно; 4 – поглотитель; 5 – фильтр противоаэрозольный; 6 – поглотитель; 7 – заглушка.

 

IV. Требования к маркировке.

С целью предотвращения поставки контрафактной или фальсифицированной продукции и распознания подлинности поставленной продукции, на фильтр-поглотитель должна быть нанесена отличительная маркировка:

  • на верхней части, методом выпуклой выштамповки, должны быть нанесены две последние цифры года производства и шифр предприятия изготовителя;
  • на корпусе должны быть нанесены: шифр предприятия-изготовителя; наименование изделия; месяц и год изготовления; номер партии; масса изделия (килограмм); номер изделия в партии; логотип предприятия-изготовителя (методом выпуклой выштамповки); год выпуска (две последние цифры года методом выпуклой выштамповки); надпись «выход воздуха» (нанесена трафаретной краской).

 

V. Требования к упаковке.

Фильтры-поглотители должны поставляться в упаковке предприятия-изготовителя – деревянные ящики по 1 (одному) фильтр-поглотителю в каждом.

Упаковка должна обеспечивать сохранность продукции при транспортировке любым видом транспорта, погрузочно-разгрузочных работах и хранении.

VI. Требования к дате изготовления, гарантиям и сопроводительным документам.

Поставляемые фильтры-поглотители должны быть новыми (товар, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).

Фильтры-поглотители должны быть изготовлены не ранее 2017 года.

Гарантийный срок хранения фильтров-поглотителей со дня приемки отделом технического контроля (ОТК) предприятия-изготовителя должен быть:

  • не менее 10 лет – при хранении на складах в упаковке предприятия-изготовителя;
  • не менее 8 лет – при консервации (без продувки) в смонтированном виде в пределах гарантийного срока хранения;
  • не менее 5 лет – при не боевой эксплуатации (при периодической продувке чистым воздухом с суммарным временем 100 часов в год) в пределах гарантийного срока хранения.

Партия фильтров-поглотителей должна сопровождаться следующими документами:

  1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации – не менее 1 штуки на партию.
  2. Паспорт на партию фильтров-поглотителей с заключением ВП МО РФ и заверенный печатью ОТК предприятия-изготовителя – не менее 1 штуки на каждый фильтр-поглотитель.
  3. Сертификатом соответствия, если товар подлежит обязательной сертификации и числится в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982 – не менее 1 штуки на всё количество поставляемых фильтров-поглотителей.

Дополнительная информация.

Для проверки предоставленных поставщиком товаров, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации…».

По первому доводу.

По мнению Заявителя, документация об Аукционе предусматривает, что фильтры – поглотитель ФП – 300 должны быть произведены в соответствии с техническими условиями  ВД 250.503.000 единственного производителя ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского».

В заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что необходимость поставки фильтра ФП-300 обусловлена тем, что установка указанного изделия предусмотрена проектной (технической) документацией и данное изделие входит в состав оборудования ЗС ГО, являясь его запасной частью. В технической документации на ЗСГО Заказчика имеется указание на модель фильтра-поглотителя. При этом Заявитель жалобы неверно соотносит понятие самого защитного сооружения с понятием «машина» и «оборудование», указывая на то, что ЗСГО не является ни тем, ни другим. Изделие ФП-300 закупается как запасная часть к оборудованию, находящемуся внутри ЗСГО. Данное оборудование образует собой технический комплекс, включающий несколько наименований изделий, при этом работающих и взаимодействующих между собой в едином технологическом цикле. 

В соответствии с Приказом от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» паспорт ЗСГО является документом, определяющим статус самого объекта, а так же документом, необходимым для ведения учёта таких объектов. При этом, в соответствии с пунктом 2.2. Приказа МЧС России от 15.12.2002 года № 583 при отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

По второму доводу.

По мнению Заявителя, Заказчиком в документации Аукциона в Разделе 2 Техническое задание в пункте 2 Технические характеристики указаны, среди прочих следующие характеристики требуемых к поставке фильтров: «…Фильтр-поглотитель с номинальным расходом воздуха – 300 м3/ч (ФП – 300): сопротивление фильтра при номинальном расходном объемном расходе – 835 Па…». При этом установление такого показателя как сопротивление фильтра при номинальном объемном расходе в пределах не более 835 Па для ФП-300 ограничивает возможность предложения аналогичной (эквивалентной) продукции тем самым ограничивает круг возможных участников Аукциона.

  Представители Заказчика в заседании Комиссии управления пояснили, что Заявитель ссылается на показатель сопротивления воздуха 1000 Па (101,97 мм вод.ст.), установленный Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 который согласно пункта 6.4.3, указанного Приказа является одним из параметров, подлежащих контролю после заполнения ЗСГО укрываемыми и, тем самым, устанавливает предельно допустимые максимальные значения сопротивления фильтра.

Более того, Заказчик пояснил, что требования о показателе сопротивления воздуха не более 835(85) Па (мм вод.ст.) обоснованы тем, что фильтр-поглотитель будет применён как запчасть в составе действующего комплекса оборудования. Применение фильтра с увеличенным сопротивлением воздушному потоку может привести к тому, что электроручной вентилятор не справится с нагрузкой 883(90) Па (мм. вод. ст.), перегреется и выйдет из строя, что повлечет дополнительные затраты на ремонт либо замену этого устройства. Требования к габаритам оборудования не отражают фактической потребности Заказчика. Соответствие габаритов требованиям Заказчика являются существенными, так как их несоответствие может привести к нарушению в работе всего комплекса оборудования (например, недостаточная герметичность), что, в последствии, в случае ЧС может причинить вред здоровью укрываемых.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

По третьему доводу.

По мнению Заявителя, согласно части 6 Требования к дате изготовления, гарантиям и сопроводительным документам раздела 2 Технического задания аукционной документации указано, что Партия фильтров-поглотителей должна сопровождаться следующими документами «…Паспорт на партию фильтров-поглотителей с заключением ВП МО РФ и заверенный печатью ОТК предприятия-изготовителя – не менее 1 штуки на каждый фильтр-поглотитель…», установление такого требования является избыточным требованием к товару, которое Заказчик не вправе устанавливать.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Управления пояснил, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 года № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 года № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», оборот фильтров-поглотителей (относятся к средствам, защищающим от боевых отравляющих веществ), не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице военного представительства Министерства обороны Российской Федерации. Данная продукция проходит обязательный контроль качества и приемку ВП МО РФ, так как включена в номенклатуру контроля, ежегодно утверждаемую начальником Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации. Без указанной приемки данная продукция в реализацию не отпускается, без получения соответствующего разрешения на применение данной продукции от начальника войск РХБЗ по вооружению и НИР данная продукция также в реализацию не отпускается.

Более того, Заказчик пояснил, что проведение испытаний продукции на соответствие техническим условиям невозможно без контроля представителя ВП МО РФ. Печать приемки ВП МО РФ является единственным подтверждением качества закупаемых фильтров и их соответствия требованиям безопасности использования. Иные подтверждения качества поставляемой продукции законом не предусмотрены.

В соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 27 сентября 2013 года №707 необходимость контроля качества и приемки ВП МО РФ должна быть установлена заказчиком в контракте (договоре). Без указания в проекте контракта и(или) в техническом задании на необходимость приемки ВП МО РФ, соответствующее ВП МО РФ, закрепленное за предприятием-изготовителем, не сможет осуществить контроль качества, следовательно, допустить продукцию до реализации. Обоснованность требования приемки ВП МО РФ подтверждается судебной практикой, в частности решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2016 по делу №А40-109331/2016) согласно которому, требование заказчика о наличии у продукции отметки и приёмки ВП МО РФ признано законным и обоснованным.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

По четвертому доводу.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлены требования об обеспечении фильтрами поглотителями защиты от аварийно-химически опасных веществ (АХОВ).

Заказчик в заседании Комиссии Управления пояснил, что описание объекта закупки соответствует требованиям положений части 1 статьи ЗЗ Закона о контрактной системе. Товар, являющийся предметом закупки, описан Заказчиком полно и достаточно, что позволяет точно определить его потенциальным участникам закупки (в том числе и Заявителю). В описании объекта Заказчиком установлено требование: «Фильтры-поглотители должны быть предназначены для очистки воздуха от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей, ядовитых и нейтральных дымов». Раздел 2 «Термины и определения» ГОСТ Р 8.639-2008 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Метрологическое обеспечение уничтожения химического оружия. Термины и определения» разъясняет, что понятие «отравляющее вещество» является общим понятием, которое включает в себя АХОВ. Кроме того, фильтры-поглотители ФП-300 долгое время используются для оснащения защитного сооружения гражданской обороны и доказали свою эффективность.

Вместе с тем, отсутствует какая-либо доказательная база, позволяющая утверждать, что фильтры-поглотители ФП-300 не способны обеспечивать защиту от аварийно-химически опасных веществ. Согласно пункта 10.2.2. СП 88.13330.2014 «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны» в местах, где возможна загазованность приземного наружного воздуха вредными веществами (АХОВ), в том числе продуктами горения, в убежищах следует предусматривать оснащение систем вентиляции средствами, обеспечивающими III режим - режим полной изоляции, в том числе с регенерацией внутреннего воздуха. При этом режиме прекращается забор внешнего воздуха и включается режим регенерации внутреннего воздуха.

Кроме этого, Заказчик пояснил, что утверждение Заявителя об аналогичности и эквивалентности фильтров-поглотителей ФП-300УБ и фильтров-поглотителей ФП-300 носит субъективный характер, основывается на письме АО «ЭНПО «Неорганика», т.е. организации, производящей фильтры-поглотители ФП-ЗООУБ и, соответственно, заинтересованной в его сбыте и продвижении на рынке.

Заказчик пояснил, что при подготовке к проведению закупки им проведён тщательный анализ рынка средств коллективной защиты и из открытых источников получена информация о том, что техническая документация фильтров-поглотителей ФП-300УБ не позволяет однозначно судить об их эффективности при использовании в ЗСГО. В настоящее время фильтры- поглотители ФП-300 разработаны по заказу и соответствуют заданным техническим характеристикам Министерства обороны Российской Федерации, а также проходят приёмку и испытания военного представительства данного Министерства (письмо МЧС России от 13.07.2018 № 11-2-1198 адрес разработчика ФП-ЗООУБ). Кроме этого Заключении Министерства обороны Российской Федерации по форме 3 от 21,09.2018года указано, что российские аналоги фильтров ФП-300 отсутствуют.

Предметом электронного аукциона является не производство товара, а его поставка. Поставщиком может выступить любой хозяйствующий субъект, а не только производитель товара. Указанные фильтры-поглотители ФП-300 могут быть поставлены любым хозяйствующим субъектом (в том числе и Заявителем жалобы), что не создает условий для ограничения конкуренции.

Таким образом, Комиссия Управления приходи к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления,

Р Е Ш И Л А:

  1.  Признать Общества с ограниченной ответственностью «РИО» на действия Департамента общественной безопасности города Севастополя при проведении электронного аукциона на поставку фильтров-поглотителей, извещение № 0174200004318000007, необоснованной.
  2. Снять ограничения наложенные уведомлением Управления о принятии жалобы к рассмотрению от 12 ноября 2018 года №8/6761с.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14.

Связанные организации

Связанные организации не указаны