Решение б/н Решение по делу № 08/1227-16 от 6 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/1227-16 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

 

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«….»        

в присутствии представителей:

Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее – Заказчик):«….»

Управления государственного заказа (далее – Уполномоченный орган): «….»

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт «Земля и город» (далее – ООО НИИ «Земля и город», Заявитель) от 10 июня 2016 года № 0711-ФЭ/11024 на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке и утверждению проекта планировки и проекта межевания территории "пл.Захарова", извещение № 0174200001916001084 (далее – Конкурс), заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте http://new.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, конкурсная документация содержит избыточные требования к участникам открытого конкурса в части истребования копии лицензии на деятельность по осуществлению геодезических и картографических работ федерального назначения результаты которых имеют общегосударственное, отраслевое значение.

Также, Заявитель считает, что требование о наличии у участника закупки (юридического лица) не менее двух квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, работающих на основании трудового договора с данным юридическим лицом, копий трудовых договоров, заключенных с кадастровыми инженерами; квалификационного аттестата кадастрового инженера для участника закупки (индивидуального предпринимателя), установлено Заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме этого, Заявитель считает, что установленные Заказчиком критерии оценки по квалификации трудовых ресурсов и по опыту выполнения сопоставимых работ, приводят к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 17 июня 2016 года № 01-14/3695-Д-исх на жалобу ООО НИИ «Земля и город» от 10 июня 2016 года № 0711-ФЭ/11024.

Пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.

В силу части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктами 17, 27 Информационной карты конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки копии лицензии на деятельность по осуществлению геодезических и картографических работ федерального назначения результаты которых имеют общегосударственное, отраслевое значение (п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. N 1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)».

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании).

На основании пункта 42 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

Перечень геодезических и картографических работ федерального назначения содержится в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее — Закон о геодезии и картографии).

В соответствии со статьей 1 Закона о геодезии и картографии:

- геодезия - это область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени;

- деятельность в области геодезии и картографии (геодезическая и картографическая деятельность) - научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии;

- геодезические и картографические работы - это процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о геодезии и картографии геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя:

- геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;

- геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

Перечень геодезических и картографических работ федерального назначения содержится в пункте 2 статьи 3 Закона о геодезии и картографии.

Исходя из содержания статьи 3 Закона о геодезии и картографии геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах, не относятся к геодезическим работам федерального назначения, а относятся к геодезическим работам специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

Таким образом, с момента вступления в силу Закона о лицензировании лицензирование деятельности по осуществлению геодезических работ специального (отраслевого) назначения не предусмотрено.

Данные действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, нарушают требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, 21 июня 2016 года Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию, указанное нарушение устранено.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В пункте 17 Информационной карты Конкурса Заказчиком установлено требование о необходимости наличия у участника закупки (юридического лица) не менее двух квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, работающих на основании трудового договора с данным юридическим лицом, копий трудовых договоров, заключенных с кадастровыми инженерами; квалификационного аттестата кадастрового инженера для участника закупки (индивидуального предпринимателя).

Предметом работ по Конкурсу является оказание услуг по разработке и утверждению проекта планировки и проекта межевания территории "пл.Захарова".

Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс), проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:

1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;

2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

3) границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков;

6) границы территорий объектов культурного наследия;

7) границы зон с особыми условиями использования территорий;

8) границы зон действия публичных сервитутов.

Из указанной нормы следует, что чертежи межевания территории выполняются на кадастровом плане территории.

При этом, содержание работ по отображению границ образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории фактически включает в себя разработку схемы расположения земельного участка ил земельных участков на кадастровом плане территории.

В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Таким образом, подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории относятся к кадастровой деятельности и осуществляются кадастровыми инженерами.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастровой деятельности), наличие аттестата кадастровых инженеров обязательно для лица, осуществляющего кадастровую деятельность.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Заказчиком правомерно установлено требование о наличии у участника закупки (юридического лица) не менее двух квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, работающих на основании трудового договора с данным юридическим лицом, копий трудовых договоров, заключенных с кадастровыми инженерами; квалификационного аттестата кадастрового инженера для участника закупки (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В приложении № 4 к конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:

- цена контракта;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» осуществляется с учетом следующих показателей:

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, а также специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;

- опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Согласно пункту 2 Приложения № 4 к документации количество баллов по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, а также специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»  определяется в зависимости от наличия у участника закупки квалифицированных трудовых ресурсов участника конкурса, а именно сведения о кадровом составе участника конкурса, в том числе наличие штатных или привлекаемых на договорной основе специалистов, имеющих действующие квалификационные аттестаты в области архитектуры, городского кадастра, географии, землеустройства и земельного кадастра, промышленное и гражданское строительство, оказания услуг по разработке градостроительного проектирования, наличие кадастровых инженеров.

Указанные сведения подтверждаются представленными копиями документов (трудовые книжки, трудовые договоры), подтверждающие наличие привлекаемых к исполнению контракта сотрудников в штате участника открытого конкурса или договорных отношений; копии документов, подтверждающие образование и квалификацию (в области архитектуры, городского кадастра, географии, землеустройства и земельного кадастра, промышленное и гражданское строительство), копиями квалификационных аттестатов специалистов/свидетельств о повышении квалификации по специальностям, копиями аттестатов кадастровых инженеров.

Согласно подпункту «а» пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1085 (далее – Правила оценки заявок), показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, Заказчик установил порядок оценки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Правилами оценки заявок.

По четвертому доводу Заявителя, в части подтверждения опыта выполнения сопоставимых работ только государственными контрактами, 21 июня 2016 года Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО НИИ «Земля и город» от 10 июня 2016 года № 0711-ФЭ/11024 на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке и утверждению проекта планировки и проекта межевания территории "пл.Захарова", извещение № 0174200001916001084, обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части установления избыточных требований к участникам закупки.

3. В связи с устранением выявленного нарушения предписание об устранении нарушений не выдавать.

4. Снять ограничения наложенные уведомлением Управления о принятии жалобы к рассмотрению от 16 июня 2016 года № 8/2325-с.

Связанные организации

Связанные организации не указаны