Решение б/н Решение и Предписание по делу № 08/2046-16 ( Государственное... от 8 сентября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/2046-16 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября  2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2016 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«….»  

в присутствии представителей:

Государственного учреждения – Севастопольское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик): «….»

Общества с ограниченной ответственностью «ПрофИТ»: «….»

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ПрофИТ»  (далее – Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона  на оказание услуг по слухопротезированию инвалидов,  извещение № 0274100000116000072  (далее – Аукцион), заслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, протоколы заседаний аукционной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, документация об аукционе не соответствует требованиям установленным Законом о контрактной системе, а именно:

  1. Заказчиком установлен срок окончания приема заявок в 12.00 27 августа 2016 года (суббота) не рабочий день;
  2. Заказчиком не установлены требования к участникам в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности, а так же о предоставлении ее в составе заявки.
  3. Заказчиком не установлены требования к участникам в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, а так же о предоставлении ее в составе заявки.
  4. Заказчиком в проекте государственного контракта установлены требования к гарантийному ремонту изделия, таким образом, что участник, не имеющий структуры сервисного технического обслуживания на территории города Севастополя, не сможет выполнить условия контракта по гарантийному ремонту.

Пояснения представителя Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.

  1. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Такое единственное требование к срокам при размещении извещения о проведении электронного аукциона установлено Законом о контрактной системе. Иных требований, в том числе к сроку окончания приема заявок в рабочие дни не содержится.

Заказчиком извещение о проведении закупки размещено в единой информационной системе 11 августа 2016 года, вместе с тем срок окончания приема заявок в извещении указан 12.00 27 августа 2016 года.

Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что срок окончания приема заявок составляет более 15 дней, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя не подтвержден.

  1. Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) медицинская деятельности подлежит лицензированию.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология - оториноларингология», утверждённого приказом Минздрава России от 09 апреля 2015 № 178н, медицинская помощь по профилю «сурдология - оториноларингология» включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Минздравсоцразвития России от 27 ноября 2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг») подбор и настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.

Предметом закупки является услуга по слухопротезированию инвалидов, которая в том числе, включает в себя:

- обеспечение получателя необходимыми слуховыми аппаратами аналоговыми и цифровыми заушными различной мощности: сверхмощными, мощными, средней и слабой мощности;

- изготовление ушного вкладыша по индивидуальным слепкам получателя.

Следовательно, Заказчиком должны быть установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности, а так же о предоставлении ее в составе заявки.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки в извещении и документации об аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности. Такие действия нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью  4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Заявителя подтвержден.

  1. Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.

Согласно пункта 2 Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники
(утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 года N 469) понятие «медицинская техника» означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В пункте требования к объему предоставления гарантий качества работ в документации об аукционе указано, что обеспечение ремонта и технического обслуживания изделий в течение всего срока службы, установленного производителем, должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Следовательно, при указании требования об обеспечении технического обслуживания изделий, Заказчиком должны быть установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, а так же о предоставлении ее в составе заявки.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки в извещении и документации об аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники. Такие действия нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью  4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Заявителя подтвержден.

  1. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона  от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В пункте 3.1.5. проекта государственного контракта указано:

«При обращении получателя за услугами по гарантийному ремонту изделия, обеспечить:

- выезд по месту жительства получателя (не позднее чем в 10-дневный срок с даты его обращения) для определения характера и степени поломки (деформации, износа) изделия, а также проведения несложного ремонта.

- приём получателя услуг специалистами медико-технической комиссии (далее - МТК) Исполнителя для диагностики состояния Изделия, определения характера и степени поломки (деформации, износа) изделия, определения объёмов гарантийного ремонта, с оформлением в тот же день соответствующего заключения МТК и заказа-наряда на ремонт изделия. Проведение несложного ремонта осуществляется на месте, либо в течение 1-3 дней с даты оформления заказа-наряда, а в других случаях проведение ремонта осуществляется в сроки, не превышающие срок обеспечения получателя услуг изделием (30 дней).

- консультирование по пользованию отремонтированным изделием производить одновременно с его выдачей».

Следовательно, выполнить условие контракта, указанного в пункте 3.1.5. проекта государственного контракта может либо участник имеющий структуру сервисного обслуживания в городе Севастополе, либо участник территориально, находящийся в городе Севастополе.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к  гарантийному ремонту вышеописанным образом, ограничивают круг участников и нарушают требования части 1 статьи 17  Закона о защите конкуренции и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью  1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Заявителя подтвержден.

Дополнительно Комиссией установлено следующее:

  1. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В  документации об аукционе указано, что дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе – до 23 августа 2016 года, а также указано, что участник закупки вправе направить не более трех запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе оператору электронной площадки РТС-тендер не позднее 19 августа 2016 года.

Вместе с тем срок окончания приема заявок 27 августа 2016 года.

Из вышеизложенного следует, что Заказчиком установлен порядок направления запросов разъяснения положений документации об электронном аукционе с нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, ограниченный 19 августа 2016 года, а не 23 августа 2016 года.

Таким образом, вышеописанные действия Заказчика, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Условия допуска товаров, предусмотренные вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе, установлены в Постановлении Правительства РФ от 05 февраля 2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102).

Пунктом 2 Постановления № 102 предусмотрено, что заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Согласно пункту 3 Постановления № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 21 декабря 2015 № 93 (далее – Приказ ТПП) утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Вместе с тем, Заказчиком в документации об аукционе в пункте «Условия, запреты и ограничения поставки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств» установлено следующее:

«…участникам размещения закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 (пятнадцати) процентов. В случае, если победителем электронного аукциона представлена заявка на участие в электронном аукционе, которая содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранных государств за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Армения и Республики Казахстан, контракт с таким победителем электронного аукциона заключается по цене, предложенной участником электронного аукциона, сниженной на 15 (пятнадцать) процентов от предложенной цены контракта.

Установлен запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457.

Устанавливается ограничение допуска товаров для целей осуществления закупок согласно требованиям части 3 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ в соответствии с постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»…»

Таким образом, Заказчик в документации об аукционе установил ограничения в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, но при этом не установил требование о предоставлении подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Комиссия пришла к выводу, что вышеописанные действия Заказчика, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ПрофИТ» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по слухопротезированию инвалидов,  извещение № 0274100000116000072, обоснованной, в части не установления требований о наличии необходимых лицензий и включения в условия государственного контракта требований ограничивающих число участников.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

5. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Государственного учреждения – Севастопольское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации к административной ответственности в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30, частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/2046-16  о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

07 сентября  2016 года                                                                          г. Севастополь

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«….»

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года  № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 02 сентября 2016 года по делу № 08/2046-16   по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «ПрофИТ»   (далее – Заявитель) на действия Государственного учреждения – Севастопольское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на на оказание услуг по слухопротезированию инвалидов,  извещение № 0274100000116000072  (далее  – Аукцион),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Заказчику Государственному казенному учреждению «Севастопольское административно-коммунальное хозяйство»:
    1.  отменить протоколы рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, протокол подведения итогов электронного аукциона в случае, если в ходе проведения Аукциона (извещение № 0274100000116000072) указанные протоколы были составлены;
    2. внести изменения в документацию об Аукционе (извещение № 0274100000116000072) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, и с учетом решения от 02 сентября 2016 года по делу № 08/2046-16;
    3. вернуть процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона (извещение № 0274100000116000072) на стадию подачи заявок.
  2. в срок до 30 сентября 2016 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.
  3. Оператору электронной площадки Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер»:
    1.  отменить протокол проведения Аукциона (извещение № 0274100000116000072), в случае его проведения;
    2.  обеспечить Заказчику возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны