Решение б/н Решение и Предписание по делу № 08/25-17 ( Департамент город... от 13 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 

по делу № 08/25-17 о нарушении

антимонопольного законодательства

                                                                                                                г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения объявлена  05 июня 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2017 года.

 

Комиссия по рассмотрению дела № 08/25-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление, Крымское УФАС России)

рассмотрев дело № 08/25-17, возбужденное по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства города Севастополя антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

10 января 2017 года Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Управление) № 02 (далее – Приказ № 02) возбуждено дело № 08/25-17 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства города Севастополя (далее – Заказчик, Департамент) части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и определена Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08/25- 17 (далее – Комиссия Управления).

25 января 2017 года Председателем Комиссии Управления дело № 08/25-17 назначено к рассмотрению, в качестве Ответчика по делу был привлечен Департамент, в качестве Заинтересованного лица по делу 20 февраля 2017 года –  Государственное унитарное предприятие Севастополя «Севастопольский автодор».

Рассмотрение дела № 08/25-17 Комиссией Управления осуществлялось в период с 01 февраля 2017 года по 05 мая 2017 года.

Для выяснения обстоятельств по делу Комиссией Управления у Ответчика и Заинтересованного лица истребованы необходимые документы, информация и пояснения.

10 октября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступило заявление Председателя Региональной общественной организации «Дорожный контроль – Севастополь» Мишина М.А. по фактам нарушений  действующего законодательства, при проведении конкурса по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых в качестве специализированной организации, осуществляющей перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, возврат, в городе Севастополе.

Проведенной проверкой установлено, что 27 июня 2016 года Департаментом было опубликовано извещение о проведении конкурса по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых в качестве специализированной организации, осуществляющей перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, возврат, в городе Севастополе (далее – Конкурс).

Согласно извещению Конкурс проводился в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 28.08.2015 № 826-ПП «О мерах по реализации Закона города Севастополя от 20.07.2015 № 170-ЗС «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств в городе Севастополе» (далее – Постановление).

Постановлением утвержден Порядок определения специализированной организации, осуществляющей перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат задержанных транспортных средств в городе Севастополе (далее – Порядок), в соответствии с которым (пункты 3, 4, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 7, 7.1, 7.2) Департамент при проведении конкурса обязан разработать конкурсную документацию, в которой устанавливаются все требования необходимые для проведения указанного конкурса, а именно требования к участникам, требования к составлению заявок на участие в Конкурсе, описание объекта Конкурса и порядок оценки заявок с целью выявления лучшего предложения среди участников, то есть Конкурс проводится на основании конкурсной документации.

Изучением представленных документов, Управлением установлено, что Департаментом разработано Положение о порядке проведения конкурса по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых в качестве специализированной организации, осуществляющей перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, возврат задержанных транспортных средств в городе Севастополе, утверждённое приказом №114-ОД от 21 июня 2016 года (далее - Положение).

Согласно пункту 2.1.3 Положения, Департамент также обязан утвердить документацию по проведению Конкурса, разместить (опубликовать) на официальном сайте https://sevastopol.gov.ru извещение о проведении Конкурса и информацию о результатах его проведения.

В соответствии с пунктами 1.2.3. и 1.2.4. Положения, Заказчик обеспечивает открытость, а также доступность информации о проведении Конкурса и доведение такой информации на безвозмездный основе участникам.

27 июня 2016 года Департаментом на официальном сайте https://sevastopol.gov.ru опубликовано извещение о проведении Конкурса, с указанием адреса приема заявок на участие в Конкурсе, сроков их приема и дат вскрытия. При этом, Заказчиком не опубликована конкурсная документация на основании которой должен проводится Конкурс и в которой устанавливаются все требования необходимые для проведения указанного конкурса, а именно требования к участникам, требования к составлению заявок на участие в Конкурсе, описание объекта Конкурса и порядок оценки заявок с целью выявления лучшего предложения среди участников.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Конкурсная документация отсутствует на официальном сайте https://sevastopol.gov.ru.

В заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что документацию для проведения Конкурса им не разрабатывалась, фактически потенциальные участники должны руководствоваться Положением для формирования заявки.

При этом, размещенное извещение о проведении Конкурса не содержит каких-либо ссылок на необходимость соблюдений требований Положения при формировании заявки.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что Заказчиком нарушены требования Порядка и Положения о проведения Конкурса, в части не опубликования и не утверждения конкурсной документации. Указанные нарушения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, так как основные требования к такому Конкурсу, Заказчиком не утверждены и не опубликованы, для ознакомления участникам.

Косвенным доказательством ограничения конкуренции служит факт, того, что при проведении Конкурса подана одна заявка от Государственного унитарного предприятия Севастополя «Севастопольский автодор» (согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 04.07.2016 года), которая была признана комиссией Департамента соответствующей требованиям при проведении Конкурса.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Департаментом нарушена  часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в виде ограничения и устранения конкуренции при проведении Конкурса. 

В тоже время Комиссией Управления установлено, что Департаментом 07 июля 2016 года заключен договор №1 об осуществлении перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, заключение договора на 3 третий день, после опубликования протокола вскрытия конвертор с заявками, не учитывая требования в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом требования к сроку подписания договора, по результатам проведения Конкурса, должно соответствовать требованиям, установленным Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Данная позиция находит свое подтверждение в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 года).

Помимо изложенного, согласно ч. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным Законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При таких обстоятельствах, договор  заключенный по результатам проведения Конкурса, проведенного с нарушениями порядка его проведения и с нарушением общего порядка заключения, по результатам торгов, не соответствует требованиям закона, в связи с чем, является недействительным в силу ничтожности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления, 

                                                        РЕШИЛА:

  1. Установить в действиях Департамента нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой, запрещаются при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

  1. Выдать Департаменту обязательное для исполнения предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

 

  1. В связи с наличием правовых последствий, которые привели к недопущению, ограничению и устранению конкуренции материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности должностных лиц Департамента, допустивших нарушения, к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/25-17

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года

№ 135 – ФЗ «О защите конкуренции»

 

05 июня 2017 года                                                                                 г. Севастополь

 

 

 

 

Комиссия по рассмотрению дела № 08/25-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление, Крымское УФАС России)

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05 июня 2017 года по делу № 08/25-17 о нарушении Департаментом городского хозяйства города Севастополя антимонопольного законодательства части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Департаменту городского хозяйства города Севастополя совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а также устранение нарушений:

  1. порядка заключения договоров путем принятия всех предусмотренных Гражданским Кодексом РФ мер, направленных на прекращение исполнения обязательств по договору № 1  об осуществлении перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств от 07 июля 2016 года;
  2. порядка определения специализированной организации, осуществляющей перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат в городе Севастополе (далее – Порядок) путем отмены всех составленных протоколов при проведении Конкурса, аннулирования процедуры проведения Конкурса и проведения Конкурса в соответствии с установленным Порядком.

 

Департаменту городского хозяйства города Севастополя об исполнении настоящего предписания сообщить в Управление в течение 15 рабочих дней с момента получения настоящего предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Примечание: в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны