Решение б/н Решение и Предписание по делу № 08/2587-16 о нарушении ( Гос... от 26 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/2587-16 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября  2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление)        «….»

в присутствии представителей:

Управления государственного заказа: «….»

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка»: «….»

 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №25»: «….»

 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 61 имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»: «….»

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени В.Д. Ревякина»: «….»

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени В.В. Ходырева»: «….»

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Л.В. Бобковой»: «….»

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 47»: «….»

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 57 с музыкально-хоровым профилем обучения»: «….»

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «МАГ сервис» (далее – ООО «МАГ сервис», Заявитель) № 12-3434 на действия  Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №28», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №25», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 11», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 61 имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.Д. Ревякина», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №44 имени В.В. Ходырева», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №32 имени Л.В. Бобковой», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №47», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 57 с музыкально-хоровым профилем обучения» (далее — Заказчики), Управления государственного заказа (далее - Организатор закупки) при проведении совместного аукциона в электронной форме на поставку средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего образования в рамках реализации государственной программы «Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015-2020 годы», закупка  №  0174200001916003434 (далее – Аукцион), заслушав пояснения представителей Организатора закупки, Заказчиков, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, протоколы заседаний аукционной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, Заказчиком объединены в один комплект не связанные между собой товары, которые имеют свой собственный рынок, тем самым описание объекта закупки носит необъективный характер, что нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе.

Пояснения представителей Заказчиков, Организатора закупки в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  1. описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно извещению о проведении Аукциона, предметом закупки является поставка средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего образования. В техническом задании документации об аукционе приведен перечень и количество закупаемых предметов, в том числе:

«…

Наименование:

Ед. измер.

Кол-во

Комплект оборудования для кабинета начальной школы

комплект

4

состав 1-го комплекта:

 

 

Интерактивная доска

шт.

1

Проектор с настенным креплением

шт.

1

Многофункциональное устройство

шт.

1

Акустическая система

шт.

1

Сетевой фильтр

шт.

1

Ноутбук учителя с предустановленным системным и учебным программным обеспечением

шт.

1

Мышь компьютерная для ноутбука учителя

шт.

1

Цифровая лаборатория

шт.

1

Интерактивное учебное пособие для изучения окружающего мира в 1 классе (Человек и природа, человек и общество, правила безопасной жизни).

шт.

1

Интерактивное учебное пособие для изучения окружающего мира во 2 классе (Человек и природа).

шт.

1

….

 

 

Микроскоп цифровой

шт.

1

Демонстрационный материал для обучения счёту от 1 до 10

шт.

1

Демонстрационный материал для обучения счёту от 1 до 20

шт.

1

Раздаточный материал для обучения счёту от 1 до 10

шт.

25

Раздаточный материал для обучения счёту от 1 до 20

шт.

25

Универсальное пособие для работы с последующей самопроверкой

шт.

25

Стойка для хранения универсальных пособий

шт.

3

Набор раздаточных карточек для изучения умножения и деления

компл.

3

 

 

Ящик для хранения наборов раздаточных карточек

шт.

4

 

 

…» (цитата из технического задания).

Изучением технического задания, Комиссия Управления установила, что интерактивные учебные пособия, демонстрационные и раздаточные материалы, универсальные пособия для работы с последующей самопроверкой предназначены для обучения детей в начальной школе, и какой-либо другой функции, кроме образовательной, не выполняют.

Вместе с тем, такие товары как проектор, интерактивная доска, акустическая система, многофункциональное устройство, ноутбук, мышь компьютерная предназначены не только для использования учителями в образовательных учреждениях, то есть образовательная функция указанных товаров не является исключительной.  

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что  Организатором закупки объединены в один комплект оборудования для кабинета начальной школы товары, предназначенные для использования исключительно в целях обучения детей, с товарами, которые могут быть использованы в иных сферах жизнедеятельности человека, что привело (или могло привести) к ограничению конкуренции.

Указанный вывод, помимо явно видной несвязности различных товаров, подтверждается еще и тем, что в техническом задании Заказчиком,  среди прочих, включен «ноутбук учителя с предустановленным системным и учебным программным обеспечением», при этом непонятно программное обеспечение какой страны происхождения планируется к установке на ноутбук, что обусловлено, прежде всего, имеющимся запретом на использование программного обеспечения иностранного происхождения.

Так, товарный рынок программного обеспечения (по данным информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»), существующий на территории Российской Федерации представлен  программным обеспечением различных производителей, как иностранного происхождения, так и российского. В то же время, из содержания технического задания потенциальному участнику непонятно какое именно программное обеспечение  (иностранного или отечественного производства) будет удовлетворять потребностям Заказчика, а многообразие участников рынка – продавцов, видов и производителей программного обеспечения представленного на товарном рынке столь велико, что высока вероятность получения Заказчиком, в конечном итоге программного обеспечения иностранного производства.

Вместе с тем согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения  для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, Заказчик, включая в один комплект товар, который подпадает под действие запретов и ограничений, установленных Законом о контрактной системе, и который не подпадает, фактически включает в один комплект разные, несвязанные  товары.

Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе между Заказчиками и Организатором закупки заключено Соглашение о проведении совместного аукциона от 29 августа 2016 года (далее - Соглашение).

Согласно пункту 3.2 Соглашения Заказчики передают Организатору закупки полномочия, в том числе по разработке и утверждению аукционной документации.

Таким образом, действия Организатора закупки, объединившего в один комплект товары, не связанные между собой технологически и функционально, а также товары, которые попадают под запрет, установленный Законом о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью  4.1 статьи 7.30, части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя.

Дополнительно, при проведении внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.

Частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 25 Закона о контрактной системе, порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов» утверждены Правила проведения совместных конкурсов и аукционов (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил, в целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор:

а) осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением;

б) разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;

в) предоставляет документацию заинтересованным лицам;

г) предоставляет разъяснения положений документации;

д) при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;

е) осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

ж) направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Федеральным законом случаях;

з) осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе, между Заказчиками и Организатором закупки заключено Соглашение о проведении совместного аукциона от 29 августа 2016 года (далее - Соглашение).

Согласно пункту 3.2 Соглашения, Заказчики передают Организатору закупки полномочия, в том числе по утверждению состава комиссии по осуществлению закупки, а также по утверждению документации об аукционе.

Изучением представленных организатором закупки документов, Комиссией Управления было установлено, что приказ Управления государственного заказа о создании аукционной комиссии от 27 сентября 2016 года №03742000207.2016.23234 содержит указание на то, что Заказчики приняли решение о создании аукционной комиссии и утверждении порядка ее работы. Приказ содержит только подписи уполномоченных представителей Заказчиков, то есть, утвержден самими Заказчиками.

Кроме этого, Комиссией Управления было установлено, что документация об аукционе также утверждена Заказчиками, и сведения об ее утверждении Организатором закупки отсутствуют.

Представитель Организатора закупки в заседании Комиссии пояснил, что приказ и аукционная документация подписаны электронной цифровой подписью сотрудника Организатора закупки, то есть, фактически утверждены Организатором закупки. Однако документов, подтверждающих полномочия такого сотрудника на утверждение состава аукционной комиссии и аукционной документации на заседание Комиссии представлено не было.

Таким образом, не утверждение Организатором состава аукционной комиссии, а также аукционной документации противоречит пункту 6 Правил и, как следствие, является нарушением части 5 статьи 25 Закона о контрактной системе.

В совокупности, нарушения, установленные Комиссией Управления в ходе проведения проверки, свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью  4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «МАГ сервис» № 12-3434 на действия  Заказчиков, Организатора торгов при проведении совместного аукциона в электронной форме на поставку средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего образования в рамках реализации государственной программы «Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015-2020 годы», закупка  №  0174200001916003434, обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора закупки нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Организатора закупки, Заказчиков нарушение части 5 статьи 25 Закона о контрактной системе.

4. Признать в действиях Организатора закупки нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

5. Выдать Организатору закупки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчиков, Организатора закупки к административной ответственности в соответствии с частями 4.1, 4.2 статьи 7.30, частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/2587-16  о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

19 октября  2016 года                                                                           г. Севастополь

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление)

«….»

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года  № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 19 октября 2016 года по делу № 08/2587-16   по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «МАГ сервис» № 12-3434 на действия Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №28», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №25», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 11», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 61 имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.Д. Ревякина», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №44 имени В.В. Ходырева», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №32 имени Л.В. Бобковой», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №47», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 57 с музыкально-хоровым профилем обучения» (далее — Заказчики), Управления государственного заказа (далее - Организатор закупки) при проведении совместного аукциона в электронной форме на поставку средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего образования в рамках реализации государственной программы «Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015-2020 годы», закупка  №  0174200001916003434 (далее  – Аукцион),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Организатору закупки:
    1.  аннулировать процедуру определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения совместного аукциона в электронной форме на поставку средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего образования в рамках реализации государственной программы «Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015-2020 годы», извещение  № 0174200001916003434.
    2. в срок до 11 ноября 2016 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.
  2. Оператору электронной площадки Акционерному обществу «Электронные торговые системы» обеспечить Заказчику возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

Примечание: в соответствии с частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания, контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ (далее – КоАП РФ), невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны