Решение б/н Решение по делу № 08/2706-16 (Некоммерческая организация «Ф... от 7 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/2706-16

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года

№ 135 – ФЗ «О защите конкуренции»

 

                                                                                                               г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 ноября 2016 года.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление)

«….»

в присутствии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «Лесная сказка» (далее –  ООО «Лесная сказка», Заявитель):«….»

Некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» (далее – Организатор): «….»

Заинтересованных лиц: Михалина А.Ю. (директор ООО «Приватправо-безопасность»), Павленко Е.С. (директор ООО «АВЕС-СТРОЙ ПЛЮС»), Реуцкого А.В. (представитель ООО «АВЕС-СТРОЙ ПЛЮС» по доверенности от 25 октября 2016 года), Коноваленко С.А. (индивидуального предпринимателя), Ярославцева Я.В. (представитель ООО «СТАНДАРТ-СТРОЙ» по доверенности от 02 ноября 2016 года), Медведева А.Н. (представителя ООО «ПитерКонс» по доверенности от 02 ноября 2016 года),

рассмотрев жалобу ООО «Лесная сказка» (вх. № 2819/09 от 17 октября 2016 года)  на действия Организатора при проведении открытых конкурсов на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя, регистрационные номера: 043-КР 731/ВИС-16-2, 042-КР 731/К-16-2, 041-КР 731/К-16-2, 040-КР 731/ВИС-16-2, 039-КР 731/К-16-2, 038-КР 731/К-16-2, 037-КР 731/КОМ-16-2, 036-КР 731/КОМ-16-2  (далее – Конкурс), заслушав пояснения представителя Заявителя, представителей Организатора, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Конкурсов, конкурсные документации, протоколы заседаний конкурсной комиссии размещены на официальном сайте Организатора www.fskr92.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, пункты 3.6, 3.9, 5.5.1 проекта договора, устанавливающие порядок оплаты по договору, противоречат друг и другу и влекут за собой необоснованное ограничение конкуренции.

Также Заявитель считает, что Организатором в конкурсной документации не приведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, что является нарушением пункта 3.4.8 Порядка привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов города Севастополя.

Кроме этого, по мнению Заявителя, в конкурсной документации отсутствуют сведения об объемах работ, которые необходимо выполнить по договору, в связи с чем, у участников отсутствует возможность оценить риски, связанные с выполнением работ, что приводит к ограничению конкуренции.

Организатор с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 21 октября 2016 года № 1108-04/16 на жалобу ООО «Лесная сказка».

Пояснения представителя Заявителя, представителей Организатора в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.

В соответствии с частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Постановление), закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

Согласно пункту 3 Постановления, пункт 2 настоящего постановления и раздел III Положения применяются по истечении 90 дней после дня вступления в силу настоящего постановления.

 При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона города Севастополя от 18 февраля 2015 года № 118-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя» (далее – Закон о капитальном ремонте), порядок  проведения  открытого конкурса, включающий  в  себя процедуру привлечения региональным оператором подрядных организаций для  оказания  услуг  и  (или)  выполнения  работ  по  капитальному  ремонту, состав конкурсной документации, положения о формировании конкурсной комиссии,  рассмотрении  и  оценке  заявок,  подведении  итогов  конкурса, утверждается Уполномоченным органом.

Так, приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 23 августа 2016 года № 180-ОД был утвержден Порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов города Севастополя (далее - Порядок).

Таким образом, Организатор при осуществлении торгов на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов города Севастополя обязан руководствоваться утвержденным Порядком.

Согласно пункту 5.5.1. проекта договора, плательщик вправе произвести оплату аванса в соответствии с условиями настоящего Договора.

В соответствии с пунктом 3.6 проекта договора, оплата выполненных по настоящему Договору работ производится Плательщиком в размере фактических расходов в соответствии с формой № КС-3 за вычетом ранее произведенного аванса, в течение 90 (девяноста) дней после выставления Подрядчиком счета в двух экземплярах и предоставления Заказчику и Плательщику документов, указанных в пункте 3.5 Договора.

Пунктом 3.9. проекта договора установлено, что допускается выплата Подрядчику предварительной оплаты (аванса) в размере, не превышающем 30 (тридцать) % от цены Договора. Окончательный расчет с Подрядчиком осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Договором. В случае, если цена Договора отличается на 10 (Десять) и более процентов от начальной максимальной цены, указанной в конкурсной документации по соответствующему конкурсному отбору, аванс не выплачивается.

Из указанного следует, что проектом договора предусмотрена выплата аванса в размере не более 30 % от цены договора, при условии, что цена договора отличается от начальной (максимальной) цены не более чем на 10%.

Вышеуказанное условие предъявляется ко всем участникам конкурса в равной степени, а значит, не может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что свидетельствует о необоснованности довода Заявителя.

В соответствии с пунктом 3.4.8 Порядка, конкурсная документация должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены договора.

Согласно пункту 1.2.5 конкурсной документации, начальная (максимальная) цена договора формируется из стоимости услуг и (или) работ по каждому объекту, включенному в Договор, и  не может превышать предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанной в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя, постановлении Правительства Севастополя от 22.07.2016 № 731-ПП «О порядке предоставления некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» субсидии из бюджета города Севастополя на капитальный ремонт многоквартирных домов», рассчитанной с применением размеров предельных стоимостей, утвержденных на 2016 год постановлением Правительства Севастополя от 07.10.2015 № 931-ПП.

Так, в приложении №2 к постановлению Правительства Севастополя от 22 июля 2016 года № 731-ПП «О порядке предоставления некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" субсидии из бюджета города Севастополя на капитальный ремонт многоквартирных домов и пообъектном перечне многоквартирных домов, на выполнение капитального ремонта которых в 2016 году предоставляется субсидия из бюджета города Севастополя», указана сумма предоставляемых средств по каждому конкретному объекту капитального строительства. То есть Организатор установил начальную (максимальную) цену строго руководствуясь лимитами, указанными в Постановлении № 731-ПП.

Таким образом, формально Организатором соблюдено требование о наличии в конкурсной документации обоснования начальной (максимальной) цены договора. Вместе с тем, сметы, содержащие стоимость каждого вида работ, из которых складывается начальная (максимальная) цена договора отсутствуют. В связи с тем, что Порядком не определено, в каком именно виде Организатор должен привести обоснование начальной (максимальной) цены договора в конкурсной документации, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Подпунктом 3.4.6 пункта 3.4 Порядка установлено, что конкурсная документация должна содержать сведения об объемах услуг и (или) работ.

Пунктом 3.2 Технического задания каждой конкурсной документации установлено, что объем производимых работ приведен в таблице.

Изучением представленных Организатором документов, Комиссия Управления установила, что в техническом задании Конкурсов №№ 036-КР 731/КОМ-16-2, 037-КР 731/КОМ-16-2, 040-КР 731/ВИС-16-2, 043-КР 731/ВИС-16-2  объемы и виды не указаны. В технических заданиях Конкурсов №№ 042-КР 731/К-16-2, 041-КР 731/К-16-2, 039-КР 731/К-16-2, 038-КР 731/К-16-2 указаны только площадь и тип кровли.

Аналогичные сведения представлены представителями Заказчика в заседании Комиссии. Так, представители Заказчика пояснили, что такое изложение объемов работ достаточно для формирования ценового и иных предложений потенциального участника.

Однако, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что фактические объемы работ в конкурсных документациях отсутствуют.

Постановлением Правительства Севастополя от 23 июня 2016 года № 614-ПП утвержден Порядок определения и проверки сметной стоимости проектно-изыскательских работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета и бюджета города Севастополя, проектная документация которых не подлежит обязательной экспертизе в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Порядок определения сметной стоимости).

Согласно пункту 2 Порядка определения сметной стоимости, сметная стоимость строительства, реконструкции объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета города Севастополя, а также сметная стоимость капитального или текущего ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета города Севастополя, определяется на основании проектной документации. Перед разработкой проектно-сметной документации на капитальный и текущий ремонт объектов выполняется их техническое обследование для определения состава и характера работ, которые необходимо выполнить. Состав проектно-сметной документации на капитальный или текущий ремонт устанавливается заданием на проектирование, которое утверждает заказчик. В случаях когда работы по ремонту не связаны с изменением параметров или восстановлением систем и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства (водопровода, канализации, отопления, вентиляции, пожарно-охранной сигнализации и т.д.) и не предполагается изменение параметров объекта, замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и восстановление указанных элементов, допускается разработка проектно-сметной документации в сокращенном объеме: дефектный акт и сметная документация. В дефектном акте отображаются все виды работ, которые необходимо выполнить, с указанием их количества, параметров (количество слоев разбираемого и вновь устраиваемого кровельного покрытия, толщина стяжек, бетонных подготовок, утепления и т.д.), условия выполнения строительных и монтажных работ, коэффициент, учитывающий влияние условий выполнения работ, со ссылкой на нормативный документ. К дефектному акту необходимо прикладывать фотофиксацию основных конструктивных элементов (фасадов, конструкций кровли и т.д.). Дефектный акт подписывается исполнителями, выполняющими техническое обследование, и утверждается заказчиком.

Пунктом 3 Порядка определения сметной стоимости установлено, что сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджета города Севастополя, определяется в соответствии с Порядком ценообразования и сметного нормирования в строительстве города Севастополя, утвержденным Комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве города Севастополя (протокол заседания от 13.04.2016 N 03-ПК) (далее - ПЦСН-2016), документами, включенными в Федеральный реестр сметных нормативов, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов государственной власти города Севастополя.

Исходя из положений пункта 2 Порядка определения сметной стоимости, все виды работ, которые необходимо выполнить, с указанием их количества и параметров (количество слоев разбираемого и вновь устраиваемого кровельного покрытия, толщина стяжек, бетонных подготовок, утепления и т.д.) отображаются в дефектном акте.

Изучением представленных Организатором документов, Комиссия Управления установила, что дефектные акты в составе конкурсной документации отсутствуют.

Таким образом, в документации не приведены виды и объемы работ, которые необходимо выполнить при проведении того или иного вида капитального ремонта. Фактически у участников закупки отсутствуют сведения, необходимые для формирования своего ценового предложения, расчета всех необходимых затрат и рисков, рентабельности выполнения работ по договору, а также для принятия решения об участии в Конкурсе в целом.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении Организатором требований подпункта 3.4.6 пункта 3.4 Порядка. 

Кроме этого, указанные действия Организатора могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что противоречит требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Также Комиссией Управления установлено, что предметом Конкурса № 036-КР 731/КОМ-16-2 является выполнение работ по ремонту внутренних инженерных систем, ремонту крыши и ремонту фасада многоквартирных домов, Конкурса № 037-КР 731/КОМ-16-2 является выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем и ремонту фасада многоквартирных домов.

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Вышеуказанные работы имеют разную технологию их выполнения. Кроме этого также предъявляются разные требования к оборудованию, которым должен обладать участник закупки, предназначенного для выполнения одного конкретного вида работ. Также объединение указанных работ в один предмет закупки обязывает участников иметь в штате квалифицированных специалистов во всех областях капитального ремонта.

Находящиеся на заседании Комиссии заинтересованные лица пояснили, что выполнение таких разнородных работ осуществляется различными инструментами, и технология их проведения существенно отличается друг от друга.

 Помимо этого, вышеуказанные работы выполняются строго при наличии допусков, выданных саморегулируемой организацией, на выполнение указанных видов работ. При объединении работ в один предмет закупки, для участия в Конкурсе, потенциальным участникам необходимо иметь допуски ко всем видам работ, что может существенно ограничить количество таких участников.

Вместе с тем, Комиссия Управления не исключает возможности проведения таких разнородных, функционально и технологически не связанных работ одним подрядчиком, однако Заказчиком какого – либо технического, экономического, правового или иного обоснования необходимости проведения планируемых работ одним подрядчиком не приведено.

Доводы Заказчика о том, что аналогичным образом происходит проведение конкурсов выполнение аналогичных работ в других регионах Российской Федерации Комиссией Управления приняты быть не могут, в силу отсутствия в действующем антимонопольном законодательстве принципа прецендетности правоприменения, то есть в силу их правовой несостоятельности.

Таким образом, действия Организатора в части объединения в один предмет закупки технологически не связанных работ, приводят или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, что нарушает требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Вышеизложенное подтверждается опосредованно и косвенно также тем, что, согласно протоколам вскрытия и рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе № 036-КР 731/КОМ-16-2 от 19 октября 2016 года, на участие в Конкурсе не подано ни одной заявки, № 037-КР 731/КОМ-16-2 от 19 октября 2016 года, на участие в Конкурсе подана только одна заявка, в связи с чем, Конкурсы признаны несостоявшимися.

На основании изложенного, исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Лесная сказка» (вх. № 2819/09 от 17 октября 2016 года)  на действия Организатора при проведении открытых конкурсов на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя, регистрационные номера: 043-КР 731/ВИС-16-2, 042-КР 731/К-16-2, 041-КР 731/К-16-2, 040-КР 731/ВИС-16-2, 039-КР 731/К-16-2, 038-КР 731/К-16-2, 037-КР 731/КОМ-16-2, 036-КР 731/КОМ-16-2, обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора нарушение подпункта 3.4.6 пункта 3.4 Порядка привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов города Севастополя, утвержденного приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 15 сентября 2016 года № 180-ОД.

3. Признать в действиях Организатора нарушение частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. Предписание об устранении нарушений не выдавать в связи с тем, что предписания выданы ранее по делам №№ 08/2679-16, 08/2680-16, 08/2681-16, 08/2682-16, 08/2683-16, 08/2684-16, 08/2687-16.

Связанные организации

Связанные организации не указаны