Решение б/н Решение по делу № 08/3230-17 от 13 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 08/3230-17
г. Севастополь
Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 сентября 2017 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия)
рассмотрев материалы по признакам нарушения Лукьяновым Ю.Г., требований части 6 статьи 5 Федерального Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступило заявление гр. Пономаревой Ю.В. о распространении ненадлежащей рекламы на окне магазина «Аладин», расположенного по адресу улица Тимирязева, 21, пос. Сахарная Головка, следующего содержания: «Товарищ, ты купил пива? Идешь на рыбалку, природу, домой, купи разливного собой!» с изображением образа мужчины армейца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе определено, что товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанное сообщение является рекламным, так как адресовано неопределенному кругу лиц с целью привлечения к объекту рекламирования – магазину «Аладин», и товару – напиткам и продуктам питания.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с подпунктом а пункта 2 Постановления Совмина СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуре» к памятникам истории и культуры относятся: памятники истории – здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.
В распространенной рекламе помимо текста содержится изображение широко известного плаката «Ты записался добровольцем?» художника Д. Моора созданного в 1920 году и широко использовавшимся во время Великой Отечественной войны для набора добровольцев в борьбе с немецкими оккупантами
Главной идеей плаката Д.Моора являлся патриотический призыв к исполнению долга по защите Родины, именно к этому призывал на плакате своих сыновей и дочерей символический образ армейца.
Кроме того, плакат «Ты записался добровольцем?» является памятником истории и культуры и входит в коллекцию политического плаката Государственного музея истории города Санкт-Петербурга.
Ордена Ленина и Октябрьской революции являлись государственными наградами Советского Союза за достижения в сфере государственной и хозяйственной жизни страны.
Использование в вышеуказанной рекламе изображения, сходного с описанием образа армейца, недопустимо с точки зрения этичности, поскольку является оскорбительным как по отношению к памяти, так и к ныне живущим ветеранам Великой Отечественной войны, фактически превращает знаковый символ эпохи Великой Отечественной войны в искаженный образ, использованный в продвижении рекламируемого пива.
В силу части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и - (или) содержание рекламы лицо.
Согласно представленным пояснениям, рекламодателем рассматриваемой рекламы является гражданин Лукьянов Ю.Г.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 6 статьи 5 Закона о рекламе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Лукьянова Ю.Г. заявил о том, что спорная реклама уже удалена.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную Лукьяновым Ю.Г. на окне магазина «Аладин», расположенного по адресу улица Тимирязева, 21, пос. Сахарная Головка, следующего содержания: «Товарищ, ты купил пива? Идешь на рыбалку, природу, домой, купи разливного собой!» с изображением образа мужчины армейца, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с тем, что ненадлежащая реклама удалена.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для привлечения Лукьянова Ю.Г. к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.