Решение б/н Решение и Предписание по делу № 08/3396-17 (Государственного... от 27 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/3396-17 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19 сентября 2017 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«.....» 

в присутствии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «АКЦЕПТ-КРЫМ» (далее – ООО «АКЦЕПТ-КРЫМ», Заявитель): «.....»

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 40» (далее - Заказчик): «.....»

рассмотрев жалобу от 08 сентября 2017 года исх. № 1/08.09/17 ООО «АКЦЕПТ-КРЫМ» на действия Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 40» при проведении электронного аукциона на поставку угля каменного для котельной ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», извещение № 0374200021217000004 (далее – Аукцион), заслушав пояснения представителя Заявителя, представителя Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, протоколы заседаний аукционной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС).

По мнению Заявителя, аукционная документация не содержит обоснования применения нестандартных показателей, которые установлены в описании объекта закупки, таких как зольность, массовая доля общей серы, выход летучих веществ, при этом их значения не соответствуют требованиям ГОСТ 32464-2013.

Также Заявитель считает, что требование об указании значений показателей влажности и низшей теплоты сгорания являются избыточными, так как могут быть определены только лабораторным путем.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 12 сентября 2017 года № 367 на жалобу ООО «АКЦЕПТ-КРЫМ».

Пояснения Заявителя и представителей Заказчика в ходе рассмотрения жалобы подтверждают следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В описании объекта закупки, приложенном к аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам закупаемого товара:

«….

 

 № п/п

Требования

Требования, установленные к техническим, качественным характеристикам услуги, входящей в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие)

1

Наименование закупаемых услуг, входящих в объект закупки

поставка твердого топлива - уголь марки «Антрацит» фракции АО

2

Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки

 

1. Поставляемая продукция должна соответствовать:

ГОСТ Р 51591-2000, ГОСТ 25543-88,

класс крупности 25-50 мм,

Влажность не более 5,5 %.

Зольность не более 7,5 %.

Сера не более 1,4%.

Выход летучих веществ не более 3,2%.

Теплота сгорания: низшая рабочая не менее 6800 ккал/кг.

3

Место доставки товара

Крым, г. Севастополь, ул.Симонок, д.6.

4

Количество и единица измерения

48 тонн

5

Организационные требования к товару и условия доставки.

1. Поставщик осуществляет доставку Товара партиями от 3 (трех) до 8 (восьми) тонн, согласно Заявок Заказчика с момента заключения Договора и до 20 декабря 2017г.

2. Товар должен поставляться россыпью (не тарированный). До момента отгрузки товар

…».

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки Заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно ГОСТ 25543-2013 у угля марки «Антрацит» выход летучих веществ  менее 8%.

ГОСТом 32464-2013 определены показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции. При этом нормы по указанным показателям устанавливают в документах на конкретную продукцию отдельных предприятий, но они не должны превышать значений, предусмотренных настоящим стандартом.

Так в соответствии с ГОСТ 32464-2013 для угля марки «Антрацит»: зольность не более 29 %, массовая доля общей серы не более 2,8 %.

Изучением представленных документов, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные в описании объекта закупки показатели товара не являются не стандартными,  а их предельные значения регулируются ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 25543-2013. Значения показателей, содержащиеся в аукционной документации, отличаются от предельных значений, установленных в ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 25543-2013, однако входят в установленные диапазоны возможных отклонений.

На основании изложенного, довод заявителя об использовании нестандартных показателей и их значений по показателям зольность, массовая доля общей серы, выход летучих веществ, не обоснован.

В тоже время, Комиссией Управления установлено, что показатель «общая влага» определяется в соответствии с ГОСТ Р 52911-2013, ГОСТ 11014-2001, показатель «низшая теплота сгорания» - по ГОСТ 147-2013.

ГОСТ Р 52911-2013 распространяется на каменные и бурые угли, лигниты, антрациты, горючие сланцы (далее - твердое минеральное топливо) и устанавливает методы определения общей влаги, а также внешней влаги и влаги воздушно-сухого топлива.

ГОСТ 11014-2001 распространяется на каменные и бурые угли, антрациты, горючие сланцы и продукты их обогащения (далее - угли) и устанавливает ускоренные методы определения внешней и общей влаги, влаги воздушно-сухого топлива и влаги аналитической пробы.

В ГОСТе 147-2013 приведены общие принципы метода определения теплоты сгорания. Настоящий стандарт распространяется на бурые и каменные угли, лигниты, антрациты, горючие сланцы, торф, продукты их обогащения и термической обработки, брикеты, кокс, биотопливо, и устанавливает метод определения высшей теплоты сгорания при постоянном объеме и стандартной температуре 250С в калориметрической установке с использованием калориметрической бомбы и способ расчета низшей теплоты сгорания при постоянном давлении.

Таким образом, общая влага и низшая теплота сгорания не имеют стандартного показателя, а определяются путем применения методов и вычислений, по приведенным в указанных ГОСТах формулам лабораторным путем.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок химических и физических свойств товаров ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.

Аналогичная позиция изложена в Решении Верховного Суда РФ от 09 февраля 2017 года по делу №АКПИ16-1287.

В связи с вышеизложенным Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, которые можно определить только лабораторным путем, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, а также пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, довод Заявителя подтвержден.

Дополнительно Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Изучением представленных документов, Комиссией Управления установлено, что техническое задание аукционной документации содержит две таблицы с описанием показателей и их значений.

Так согласно таблице на странице 20 аукционной документации установлены следующие требования к поставляемому товару:

«…

 1

 Уголь каменный

 Уголь марки антрацит (АО).

Размер фракций

 

 

по влажности

 

 

по зольности

 

 

по содержанию серы

 

по теплоте сгорания: (Низшая рабочая)

 

 

25 мм -50 мм;

 

 

не более 5,0 %

 

 

не более 7,0 %

 

 

не более 1,4 %

 

 

не менее 7200 Ккал/кг.

 

 

Диапазонное значение, не требует конкретного показателя.

 

Показатель остается неизменным в том виде, в котором установлен заказчиком.

 

Показатель остается неизменным в том виде, в котором установлен заказчиком.

 

Показатель остается неизменным в том виде, в котором установлен заказчиком.

 

Показатель остается неизменным в том виде, в котором установлен

 

…».

В таблице на странице 21 аукционной документации установлены иные требования к поставляемому товару:

«…

Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки

 1. Поставляемая продукция должна соответствовать:

 

ГОСТ Р 51591-2000, ГОСТ 25543-88,

класс крупности 25-50 мм,

Влажность не более 5,5 %.

Зольность не более 7,5 %.

Сера не более 1,4%.

Выход летучих веществ не более 3,2%.

Теплота сгорания: низшая рабочая не менее 6800 ккал/кг.

 

 

…».

На основании изложенного, комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация не содержит четкого и однозначного описания объекта закупки.

Действия Заказчика, установившего необъективное описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, определены единые требования к участникам закупки, которые заказчик должен устанавливать к участникам закупки.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной систем определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В пункте 21 Информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам закупки, в том числе: «…1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; 2) правомочность участника закупки заключать контракт…».

К лицам, осуществляющим поставки угля, законодательством Российской Федерации не установлено требований.

Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит такого требования к участникам закупки, как правомочность участника закупки заключать контракт.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация содержит избыточные требования к участникам закупки.

Действия Заказчика, установившего избыточные требования к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В пункте 22 информационной карты аукционной документации установлены требования к составу и содержанию заявки, в соответствии с которыми заявка должна  содержать:

«…a) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в настоящей документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в настоящей документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным настоящей документацией;

б) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующих значениям, установленным проектно-сметной документацией на проведение данного вида работ, и указание на товарный знак(его словесное обозначение- при наличии), знак обслуживания(при наличии), фирменное наименование(при наличии), патенты(при наличии), полезные модели(при наличии), промышленные образцы(при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара…».

Согласно извещению и аукционной документации предметом закупки является поставка угля каменного для котельной ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40».

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик должен был установить требования к составу заявки в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом требования к составу и содержанию заявки нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.

Комиссией Управления установлено, что Заказчиком 06 сентября 2017 года в ЕИС размещены разъяснения положений аукционной документации, которые содержат только разъяснения Заказчика, без указания содержания запроса.

В действиях Заказчика усматривается нарушение части 5 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО«АКЦЕПТ-КРЫМ» на действия Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 40» при проведении электронного аукциона на поставку угля каменного для котельной ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», извещение № 0374200021217000004, обоснованной в части.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Заказчика признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частями 1.4, 4, 4.2 статьи 7.30 КоАП.

 

 В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/3396-17  о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

 

19 сентября 2017 года                                                                           г. Севастополь

 

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«.....»

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года  № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 14 сентября 2017 года по делу № 08/3396-17    по жалобе от Общества с ограниченной ответственностью «АКЦЕПТ-КРЫМ» (далее – Заявитель) на действия Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 40» (далее — Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку угля каменного для котельной ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», извещение № 0374200021217000004 (далее  – Аукцион),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 40»:
    1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки (извещение № 0374200021217000004),
    2. внести изменения в аукционную документацию (извещение № 0374200021217000004) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, и с учетом решения от 14 сентября 2017 года по делу № 08/3396-17;
    3. вернуть процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона (извещение № 0374200021217000004) на стадию подачи заявок и продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
    4.  в срок до 28 сентября 2017 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пунктов 1.1 – 1.3 настоящего предписания.
  2. Оператору электронной площадки Акционерному обществу «Электронные торговые системы»:
    1.  отменить протокол проведения электронного аукциона извещение № 0374200021217000004, в случае его проведения;
    2.  обеспечить Заказчику возможность исполнения пунктов 1.1 – 1.3 настоящего предписания.

 

 

Предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание: в соответствии с частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания, контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ (далее – КоАП РФ), невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны