Решение б/н Решение и Предписание по делу № 08/3417-16 (Департамент апп... от 28 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/3417-16 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря  2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление)

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – Заявитель) на действия Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя (далее — Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений здания Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по адресу: город Севастополь, ул. Руднева, 40, (извещение № 0174200001916005261) (далее – Аукцион), рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, протоколы заседаний аукционной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС).

По мнению Заявителя, документация об аукционе не соответствует требованиям установленным Законом о контрактной системе, а именно:

  1. в проекте государственного контракта информация относительно сроков возврата обеспечения исполнения контракта носит противоречивый характер,
  2. дополнительные требования к участникам закупки установлены некорректно,
  3. в пункте 9.4 проекта государственного контракта установлено условие изменения контракта не предусмотренное Законом о контрактной системе.

Пояснения Заказчика и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.

  1. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с  частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В проекте государственного контракта  в пунктах 8.8 и 8.9 указана следующая информация: «…8.8. В случае если в качестве обеспечения исполнения Контракта внесены денежные средства, «Государственный заказчик» обязуется возвратить их в полном объеме в срок не позднее 2 (двух) месяцев с момента окончания срока действия Контракта при условии надлежащего выполнения обязательств «Подрядчиком».

8.9. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, возвращаются «Подрядчику» в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты исполнения им всех обязательств по контракту, на основании письменного заявления, содержащего реквизиты банковского счета для зачисления денежных средств, за вычетом неустойки (штрафа, пени), возмещения убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещения расходов по их взысканию…».

В ходе заседания комиссии представители Заказчика пояснили, что в пункте 8.8 проекта контракта указаны сроки возврата денежных, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, при условии надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств, а в пункте 8.9  проекта контракта указаны сроки возврата денежных средств, при условии ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств.

Изучением представленных документов, Комиссия Управления приходит к выводу, что  сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, установленные в пунктах 8.8 и 8.9 проекта государственного контракта не носят противоречивый характер и не могут ввести участников закупки в заблуждение.

Кроме того запросов на разъяснение положений документации в части сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, Заказчику не поступало.

В связи с вышеизложенным, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1.   Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Порядок установления дополнительных требования к участникам закупки определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 «…при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

--------------------------------

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)…».

Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 29 ноября  2016 № 0174200001916005261 объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений здания Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по адресу: город Севастополь, ул. Руднева, 40. ОКПД2 41.20.40.000, начальная (максимальная) цена контракта - 29 241 479,00 рублей.

В пункте 22.1 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком, в том числе установлено: «…Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих  работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Данный опыт должен подтверждаться копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе…».

В ходе заседания Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что, несмотря на то, что аукционная документация не содержит указания на группу строительных работ в соответствии с Постановлением № 99, объектом  закупки является выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений здания, следовательно, в документации есть указание на то, к какой соответствующей группе работ относится объект закупки.

На момент размещения извещения в ЕИС 29 ноября 2016 года, действовала редакция Постановления № 99 от 25 ноября 2016 года. Согласно которой документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, является копия исполненного контракта (договора) (!); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в документации об аукционе не установлена группа строительных работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт. Кроме того, в аукционной документации установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, без учета изменений внесенных в Постановление № 99.

Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в извещении и документации об аукционе в электронной форме ненадлежащим образом. Такие действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью  4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного довод Заявителя, подтвержден.

  1. Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Разделом 9 проекта государственного контракта предусмотрено следующее: «…9. Форс-мажор 

9.1. «Стороны» освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если докажут, что оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, которые понимаются как обстоятельства, возникшие в результате непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера, не поддающиеся контролю «Сторон», включая пожар, наводнение, землетрясение и любые другие стихийные бедствия, а также войну, военные действия, восстание, саботаж, забастовки, объявления эмбарго или блокады, враждебные действия какого-либо другого государства, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего контракта.

9.2. «Сторона», которая по причине обстоятельств непреодолимой силы не может исполнить обязательства по настоящему контракту, обязана уведомить другую «Сторону» о наступлении и предполагаемом сроке действия этих обстоятельств в течение трех дней, после чего «Стороны» немедленно проведут взаимные консультации для принятия необходимых мер.

9.3. Не уведомление и (или) несвоевременное уведомление о наступлении обстоятельств непреодолимой силы лишает «Стороны» права ссылаться на любые из них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательства.

9.4. Если какое-либо из обстоятельств непреодолимой силы непосредственно повлияет на выполнение каких-либо обязательств по контракту, период их выполнения по соглашению «Сторон» может быть продлен на срок действия указанных обстоятельств …».

В тоже время, в разделе 6 проекта государственного контракта «Изменение, расторжение Государственного контракта» определены случаи и условия изменения контракта, в соответствии с которым (разделом 6) изменение существенных условий контракта не допускается.

Из изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что пункт 9.4 проекта государственного контракта распространяется на все условия, права, обязательства по контракту за исключением существенных условий.

На основании изложенного, довод Заявителя  не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20 декабря 2016 №1673125 на участие в аукционе подано 12 заявок, все заявки допущены к участию в аукционе, следовательно при проведении аукциона имеет место достаточно развитая конкурентная среда, в связи с чем, выявленные нарушения не могли (не могут) создать условия для ограничения, недопущения или устранения конкуренции. При изложенных обстоятельствах Комиссия Управления считает нецелесообразным внесений изменений в аукционную документацию, констатируя наличие нарушений предусмотренных частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» на действия  Заказчика при проведении электронного аукциона на  выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений здания Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по адресу: город Севастополь, ул. Руднева, 40, (извещение № 0174200001916005261), обоснованной в части ненадлежащего указания дополнительных требований к участникам закупки.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с частями 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/3417-16  о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

22 декабря  2016 года                                                                           г. Севастополь

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление)

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года  № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 22 декабря 2016 года по делу № 08/3417-16    по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – Заявитель) на действия Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя (далее — Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений здания Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по адресу: город Севастополь, ул. Руднева, 40, (извещение № 0174200001916005261) (далее  – Аукцион),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

           Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя:

  1. устранить нарушения Закона о контрактной системе путем проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссии в соответствии с требованиями действующей редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» и с учетом решения по делу № 08/3417 от 22 декабря 2016 года;
  2. в срок до 15 января 2017 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание: в соответствии с частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания, контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ (далее – КоАП РФ), невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны