Решение б/н Решение по делу № 08/3515-16 ( Главное управление информатиз... от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/3515-16 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 10 января  2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2017 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление)

рассмотрев жалобу Закрытого акционерного общества «Интегра-С» (далее – ЗАО «Интегра-С», Заявитель) от 27 декабря 2016 года № 268/12-РК на действия Заказчика при проведении открытого конкурса  на оказание услуг по разработке и созданию опытного образца программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования» в городе Севастополе в составе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», извещение № 0174200001916005096 (далее – Конкурс), заслушав пояснения представителей Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация, протоколы заседаний конкурсной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС).

По мнению Заявителя:

  1. установленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236) ограничения, не позволяют в полной мере выполнить требования статьи 14 Закона о контрактной системе.
  2. в техническом задании конкурсной документации не учтены требования ГОСТ Р 56875-2016 «Информационные технологии. Системы безопасности комплексные и интегрированные. Типовые требования к архитектуре и технологиям интеллектуальных систем мониторинга для обеспечения безопасности предприятий и территорий», вступающего в действие с 01 января 2017 года.
  3. В конкурсной документации не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии ФСБ на право осуществления деятельности, связанной со сведениями, имеющими статус государственной тайны, которое должно быть установлено в силу особого статуса города федерального значения Севастополь.

 Заявитель считает, что ограничения, установленные в конкурсной документации в соответствии с Постановлением № 1236 при отсутствии жестких требований применения программного обеспечения (далее - ПО) только из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), создают возможность скрытого применения иностранного ПО, путем простого обоснования исполнителем отсутствия нужного для выполнения контракта ПО в Реестре, данную возможность необходимо исключить.

По мнению Заявителя, в случае, если Заказчик не может решить какое ПО потребуется и есть ли нужное ПО в Реестре или отсутствует, в конкурсной документации необходимо возложить ответственность по обоснованию применения ПО не из Реестра на исполнителя контракта.

Согласно представленным возражениям от 09 января 2017 года № 7/24-02-89/17 на жалобу ЗАО «Интегра-С», Заказчик не согласился с доводами Заявителя.

Пояснения представителей Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.

  1. Согласно изменениям внесенным статьей 2 Федерального закона № 188-ФЗ, частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно извещению о проведении Конкурса, предметом закупки является разработка и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования» в городе Севастополе в составе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Согласно пункту 4.2.10 Технического задания, сервер тип 1 должен поддерживать как минимум следующие операционные системы: Citrix XenServer, Microsoft Windows Server, Red Hat Enterprise Linux, SUSE Linux Enterprise Server, VMware ESXi.

Пунктом 4.3.4.1. Технического задания определено, что общее программное обеспечение (далее - ОПО) должно представлять собой совокупность программных средств со стандартными интерфейсами Российской Федерацией, предназначенных для организации и реализации информационно-вычислительных процессов в Системе. Состав ОПО формируется при проектировании конфигурации ПТК интегрируемых информационных систем.

ОПО должно поддерживать функционирование выбранных типов ПЭВМ и периферийных устройств на уровне операционных систем (ОС), утилит и драйверов. Операционные системы должны выбираться исходя из перспектив развития аппаратно-программных платформ в мире, с учетом поддержания преемственности версий и редакций, условий и порядка их обновления, предлагаемых фирмой - разработчиком. Количество ОС, их версий и редакций в Системе должно быть минимизировано.

 Из указанного следует, что Заказчик не закупает операционные системы или программное обеспечение иностранного происхождения, а устанавливает требование о поддержке разрабатываемым программным комплексом таких операционных систем, с которыми в дальнейшем возможно взаимодействие. Законодательством не запрещено установление требования о поддержке разрабатываемыми программными комплексами операционных систем иностранного происхождения.

Кроме этого, закупка осуществляется в соответствии с Временными едиными требованиями к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденных министром МЧС России В.А. Пучковым 29 декабря 2014 года (далее – Единые требования).

В указанных Единых требованиях также не предусмотрено получение Заказчиком в рамках разработки аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» программного обеспечения, происходящего из иностранного государства.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

  1. ГОСТ Р 56875-2016 «Информационные технологии. Системы безопасности комплексные и интегрированные. Типовые требования к архитектуре и технологиям интеллектуальных систем мониторинга для обеспечения безопасности предприятий и территорий» (далее  – ГОСТ Р 56875-2016) разработан с целью расширения группы национальных стандартов по нормализации требований при создании интегрированных интеллектуальных систем мониторинга и обеспечения безопасности предприятий (далее - ИИСМиОБП), их распределенных объектов и территорий, формализации общих требований к проектированию ИИСМиОБП и оснащению предприятий средствами информационно-коммуникационных технологий общего назначения, оборудованием и программными средствами для решения прикладных задач оценки состояния целостности и безопасности объектов, процессов и ресурсов предприятий, организации взаимодействия служб восстановления целостности и ликвидации последствий аварийных и критических ситуаций на объектах предприятий и смежных территориях с учетом других информационных источников, отражающих современные направления развития систем безопасности промышленных и социальных объектов.

Согласно извещению о проведении Конкурса, предметом закупки является разработка и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования» в городе Севастополе в составе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». В пункте 2.1 Технического задания конкурсной документации указано, что система предназначена для осуществления контроля над оперативной обстановкой, координации межведомственного взаимодействия и обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, кризисных ситуаций и происшествий. ГОСТ Р 56875-2016 определены случаи его применения: при создании интегрированных интеллектуальных систем мониторинга и обеспечения безопасности предприятий, что не соответствует объекту закупки.

На основании изложенного довод Заявителя не нашел подтверждения.

3. Согласно статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне» (далее – Закон о гостайне), государственную тайну составляют сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты: о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов.

Закон о гостайне не содержит норм, обязывающих Заказчиков города Севастополя при проведении закупок за государственный счет устанавливать требования к наличию лицензии ФСБ на право осуществления деятельности, связанной со сведениями, имеющими статус государственной тайны,  у потенциальных участников закупок.

         Вместе с тем, Закон о гостайне не относит конституционный статус Севастополя – город федерального значения, к критериям отнесения сведений к государственной тайне.

Согласно Поручению Президента Российской Федерации от 28 сентября 2006 № Пр-1649 «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения РФ и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов» критически важные объекты - объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период.

Разработка перечня критически важных объектов, подлежащих государственной охране, осуществляется Правительством Российской Федерации, в который город Севастополь не включен.

На основании изложенного, довод Заявителя об установлении требования о наличии у участников закупки лицензии ФСБ на право осуществления деятельности, связанной со сведениями, имеющими статус государственной тайны является необоснованным.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ЗАО «Интегра-С» от 12 декабря 2016 года № 255/12 на действия Заказчика при проведении открытого конкурса  на оказание услуг по разработке и созданию опытного образца программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования» в городе Севастополе в составе аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (извещение № 0174200001916005096) необоснованной.

2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса, наложенные уведомлением Управления о принятии жалобы к рассмотрению от 29 декабря 2016 года №8/6352с.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14.

Связанные организации

Связанные организации не указаны