Решение б/н Решение и Предписание по делу № 08/4396-17 (Государственное ... от 24 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/4396-17 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября  2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 22 ноября 2017 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«.....»

в отсутствии представителей, уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Максимум» (далее – Заявитель)  на действия Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство сетей канализации в с. Передовое, КНС и 2-х НК до КНС в с. Новобобровка», извещение № 0874200000617000181 (далее – Конкурс), в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Конкурса, протоколы заседаний Закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в ЕИС.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. конкурсная документация содержит требование к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом в извещении такое требование отсутствует,
  2. проект контракта и техническое задание содержат противоречивую информацию относительно порядка сдачи работ,
  3. техническое задание и проект контракта содержат различные адреса местонахождение объекта,
  4. конкурсная документация содержит необъективный порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе) любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В силу части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Между тем, как следует из положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Следовательно, в случаях, предусмотренных законом, участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (далее — Специальная правоспособность).

Так, например, статьей 48, частями 2-3.1 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должны выполняться только лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее — СРО), за исключением случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии со статьей 48, частями 2-3.1 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ, требующих членства в СРО, устанавливает в документации о закупке соответствующее требование к участникам закупок о представлении документа, подтверждающего членство в СРО.

Следовательно, участник закупки для выполнения работ, требующих наличия членства в СРО, должен обладать Специальной правоспособностью.

Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной  документацией участник Конкурса должен быть членом СРО в области проектно-изыскательских работ, а также иметь право выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.

В силу пункта 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеют право обжаловать в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям Единого реестра членов СРО, Заявитель на дату подачи жалобы не являлся членом СРО в области проектно-изыскательских работ и не имеет права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.

На основании изложенного, в соответствии с частями 1, 4, 8, 9, 11 статьи 105  Закона о контрактной системе доводы жалобы Заявителя на положения документации о закупке при  проведении закупки Комиссией Управления  не рассматриваются.

В то же время, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при обращении участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика.

Проведенной внеплановой проверкой установлено следующее.

  1. В соответствии с часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе,  требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Изучением информации содержащейся в ЕИС Комиссией Управления установлено, что в пункте 19 информационной карты конкурсной документации установлено требование об отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. В то же время в извещении о проведении закупки такое требование отсутствует.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация и извещение о проведении закупки содержат противоречивые требования к участникам закупки, что является нарушением части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1.  Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе определены требования к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе,  документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Изучением представленных документов Комиссией Управления установлено, что в пункте 18 информационной карты конкурсной документации, в том числе, установлено требование о том, что «…- участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования); - СРО, членом которой является участник, обладает компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств; - совокупный размер обязательств участника по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Требование установлено ч.2 ст.47, ч..4,5, ст.48, ч.1,3 ст.55.8  Градостроительного кодекса Российской федерации…».

В пункте 28 информационной карты конкурсной документации установлено требование о том, что в составе заявки на участие в конкурсе участник должен предоставить, в том числе, «… декларацию участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки ( ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, в редакции Закона N 372-ФЗ)…».

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком к составу заявки на участие в конкурсе, не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, так как предоставление в составе заявки на участие в конкурсе декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных компенсационным фондом, на сумму не менее начальной максимальной цены контракт, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, не предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок.

Кроме того, Комиссией Управления установлено, что в пункте 28 информационной карты конкурсной документации установлено требование о том, что в составе заявки на участие в конкурсе участник должен предоставить документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, при этом отсутствует указание на конкретный документ.

В то же время конкурсная документация содержит требование о предоставлении  в составе заявки действующей выписки из реестра членов СРО, по форме, установленной Приказом № 58 Ростехнадзора от 16 февраля  2017 года, выданной  не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки на участие в конкурсе, что является нарушением части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Заказчика, установившего избыточные требования к составу документов, предоставляемых в составе заявки на участие в конкурсе, нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе и  содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с требованиями  пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также согласно части 2 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ  Застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, при выполнении проектно-изыскательских работ, участник Конкурса должен являться членом саморегулируемой организации. В свою очередь принадлежность к саморегулируемой организации подтверждается выпиской, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 16 февраля 2017 года № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (далее – Приказ).

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действующее законодательство допускает выполнение ряда перечисленных выше работ только теми субъектами хозяйствования, которые являются членами СРО, что может быть подтверждено единственным способом – выпиской о принадлежности участника к членам СРО, в соответствии с Приказом.

Комиссией Управления установлено, что пунктом 18 Заказчиком установлено, участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования).

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляет требование к участникам Конкурса о предоставлении выписки из реестра членов СРО в области инженерных  изысканий или в области архитектурно-строительного проектирования, а не наличие двух выписок из реестра членов СРО в области инженерных  изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления,

Р Е Ш И Л А:

  1. Доводы жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Максимум» на действия Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство сетей канализации в с. Передовое, КНС и 2-х НК до КНС в с. Новобобровка», извещение № 0874200000617000181, оставить без рассмотрения.
  2. В ходе проведения внеплановой проверки, установить в действиях Заказчика нарушение частей 2, 5 статьи 51, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности, в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/4396-17  о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

 

22 ноября 2017 года                                                                             г. Севастополь

 

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«.....»

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года  № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 17 ноября 2017 года по делу № 08/4396-17    по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Максимум» (далее – Заявитель)  на действия Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство сетей канализации в с. Передовое, КНС и 2-х НК до КНС в с. Новобобровка», извещение № 0874200000617000181 (далее  – Конкурс),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

    1. Государственному казенному учреждению города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства»:
    2. привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и с учетом решения от 17 ноября 2017 года по делу № 08/4396-17, и разместить соответствующую документацию на официальном сайте;
    3.  назначить новые дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новые дату и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также разместить на официальном сайте информацию о новых дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, о новых дате и времени вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, новой дате рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе. При этом дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе должна быть назначена не ранее, чем через 10 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей Конкурсной документации;
    4.  осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и с учетом решения от 17 ноября 2017 года по делу № 08/4396-17;
    5. в срок до 01 декабря 2017 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пунктов 1.1-1.4 настоящего предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание: в соответствии с частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания, контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ (далее – КоАП РФ), невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны