Решение б/н Решение по делу 08/4876-17 (ФГБВОУ ВО «Черноморское высшее в... от 18 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/4876-17 о нарушении           

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря  2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2017 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

......

в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Севастополь): .....,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Уникс» (далее – Заявитель)  на действия Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Севастополь) (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на закупку услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию казарменно-жилищного фонда, извещение № 0374100000517000074  (далее – Аукцион), рассмотрев представленные сторонами материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. в аукционной документации незаконно установлено требование о наличии действующей лицензии, выданной МЧС на оказание услуг – монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
  2. в техническом задании указано «Работы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом не входят в перечень работ по техническому обслуживанию (перечень работ отражен в приказе Минрегиона от 23.06.2010 №294)», однако одновременно в техническом задании указаны работы, из данного перечня, что не дает возможности однозначно трактовать техническое задание и рассчитать стоимость, а именно содержит работы по обработке деревянных кровельных конструкций зданий огнезащитным составом,
  3. Заявителю не понятно как рассчитана начальная максимальная цена контракта,
  4. Заказчик необоснованно включил в закупку услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, так как это существенно ограничивает круг участников закупки,

Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях на жалобу.

  1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно статьи 27 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

В ходе заседания Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что оказание услуг, в том числе техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, должно осуществляться на территории Заказчик, которая является объектом Министерства обороны Российской Федерации с ограниченным доступом. Кроме того, на территории Заказчика имеются режимные объекты. Лица, выполняющие работы по техническому обслуживанию данных объектов, имеют возможность визуального ознакомления со сведениями, составляющими государственную тайну. В частности, при осуществлении технического обслуживания секретных библиотек, в которых осуществляется хранение литературы с грифом  «секретно», а также содержатся сведения о направлении развития, разработках вооружения, военной техники, порядок применения или эксплуатации вооружения, военной техники. Также, в ходе оказания услуг на территории Заказчика персонал Исполнителя имеет возможность получения информации количестве личного состава, имеющихся образцах вооружения и военной техники, местах их расположения (хранения) и организации охраны, данная информация входит в перечень сведений, подлежащих засекречиванию.  В связи с указанными обстоятельствами, Заказчиком установлено требование о наличии у исполнителя одновременно двух лицензий.

Согласно абзацу третьему части 2 статьи 4 Закона о государственной тайне, Президент Российской Федерации утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (далее - Перечень). В указанный Перечень, в том числе, входят сведения, раскрывающие направления развития, содержание разработки вооружения, военной техники, порядок применения или эксплуатации вооружения, военной техники.

Наличие лицензии у исполнителя, согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», а также наличие лицензии, выданной МЧС на оказание услуг по  монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, накладывает ответственность на Исполнителя, по соблюдению требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну в процессе оказания услуг.

Кроме того, на участие в аукционе подано  5 заявок, что свидетельствует о том, что установленное требование о наличии у исполнителя одновременно двух лицензий, не ограничило количество потенциальных участников закупки.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Изучением технического задания аукционной документации, Комиссией Управления установлено, что в пункте 1.2 содержатся следующие сведения:

 «…1.2.Требования к применяемым при оказании Услуг товарам (материалам) указаны в Приложении №1 к ТЗ.

Расходы на приобретение узлов и агрегатов стоимостью от 10 000,00 (десяти тысяч) рублей до 400000,00 (Четыреста тысяч) рублей оплачивается Заказчиком на основании дефектного акта, подписанного Сторонами и документов, подтверждающих их стоимость и акта выполненных работ по установке узла или агрегата, запчасти, оформленного Сторонами. Стоимость работ по установке узлов, агрегатов и запуск в эксплуатацию (подтверждение работоспособности) входит в стоимость работ по комплексному обслуживанию.

На период ремонтов (текущих, капитальных, демонтажа) площадь зданий и площадь помещений в зданиях, в которых будут проводится эти работы, будет исключаться из технического обслуживания.

Работы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом не входят в перечень работ по техническому обслуживанию (перечень работ отражен в приказе Минрегиона от 23.06.2010 №294)…».

На основании изложенного, а также изучением представленных документов, Комиссия Управления приходит к выводу, что техническое задание содержит перечень работ, которые необходимо выполнять при техническом обслуживании, так согласно техническому заданию, работы, которые связанны со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом не требуется выполнять при оказании услуг по комплексному обслуживанию.

Таким  образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указание подобного условия не нарушает требований статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не подтвержден.

  1. Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссией не рассматривался.

  1. Изучением представленных документов, Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является комплексное техническое обслуживание и санитарное содержание казарменно-жилищного фонда.

Согласно представленным пояснениям Заказчика, в состав оказываемых услуг включены, технологически и функционально связанные работы и услуги.

Помимо этого, с тем Заказчиком определен объект закупки в соответствии с  Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст, как услуги по комплексному обслуживанию помещений, которые, в свою очередь, включают предоставление комплексных услуг по обслуживанию помещений клиента, таких как общая уборка, техническое обслуживание, вывоз мусора, обеспечение охраны и безопасности, доставка почты, услуги службы приема, услуги прачечных и т.д.

Изучением проекта контракта, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с пунктом  3.1.2.  проекта контракта, исполнитель вправе привлекать к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц). При этом Исполнитель самостоятельно осуществляет контроль за соответствием привлекаемых к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц) обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим соответствующие виды деятельности, и (или) наличием у привлекаемых к выполнению Контракта соисполнителей (третьих лиц) обязательных лицензий, свидетельств или иных разрешений (допусков) при осуществлении соответствующих видов деятельности, для выполнения которых привлекаются такие соисполнители (третьи лица).

Кроме того, Комиссией Управления установлено, что на участие в аукционе подано 5 заявок, что свидетельствует о том, что конкурентная среда не нарушена, в связи с чем довод Заявителя является необоснованным.

Дополнительно Комиссией Управления в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В Техническом задании Заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, предоставление которого предусмотрено документацией об электронном аукционе, в том числе:

«…

Смеси асфальтобетонны е дорожные

Тип асфальтобетонной смеси

должен быть Д

 

Наибольший размер зерен

не более 10

мм

Марка асфальтобетонной смеси

Должен быть II

 

Содержание песка

не менее 30

% по массе

Зерновой состав минеральной части смеси, непрерывные зерновые составы, размер зёрен, мм, мельче:

 

 

10

100

% по массе

5

от 70* до 100*

 

2,5

от 60* до 93*

 

1,25

от 42* до 85*

 

0,63

от 30* до 75*

 

0,315

от 20* до 55*

 

0,16

от 15* до 33*

 

0,071

от 10* до 16*

 

Условная вязкость

не менее 40

с

Время отверждения до состояния стойкости к атмосферным воздействиям, при температуре воздуха

+20°С

не более 5

ч

Прочность сцепления с бетоном

не менее 0,5

МПа

Прочность сцепления с металлом

не менее 0,9

МПа

Условная прочность

не менее 1,2

МПа

Мастика

кровельная

Относительное удлинение при разрыве

не менее 400

%

Водопоглощение за 24 ч

не более 2

% по массе

Температура сохранения гибкости на брусе радиусом

5 мм

не ниже -50

°С

Теплостойкость

не ниже 90

°С

Химическая стойкость

не менее 7

%

Минимальная температура эксплуатации

не выше -15

°с

Максимальная температура эксплуатации

не ниже 40

°с

Соотношение частей мастики при смешивании для получения готовой смеси

менее 4/7

 

Минимальное время отверждения при температуре +10 °С

не менее 7

ч

Минимальное время отверждения при температуре

+20 °С

не более 10

ч

…».

Аналогичные требования установлены и по другим позициям Технического задания.

Вышеприведенный пример подробного изложения в документации требований к описанию участниками закупок химических и физических свойств товаров, а также их состав ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, так как Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об аукционе. Участник закупки, не имея такого товара на момент проведения закупки, не сможет подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 01 июля 2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке». Кроме того, данная позиция подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 09 февраля 2017 № АКПИ16-1287 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16».

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки носит необъективный характер.

Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок параметров, которые определяются лабораторным путем, а также установившего необъективное описание объекта закупки пункт 1 части 1 статьи 33,  пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не привели к ограничению количества участников, так как на участие в аукционе подано 5 заявок, все заявки были признаны соответствующими требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе, ни один из участников не отклонен от участия в аукционе по причинам несоответствия предъявляемым Заказчиком требованиям.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Уникс» на действия Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Севастополь) при проведении электронного аукциона на закупку услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию казарменно-жилищного фонда, извещение № 0374100000517000074  необоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что допущенные нарушения не привели к ограничению количества участников и не повлияли на результаты закупки, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Заказчика признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

 

 В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14.

Связанные организации

Связанные организации не указаны