Решение б/н Решение по делу № 08/616-16 от 22 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/616-16 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

20 июля 2016 года                                                                                        г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

«….»

Члены комиссии:

«….»

рассмотрев дело № 08/616-16, возбужденное по признакам нарушения Правительством Севастополя антимонопольного законодательства Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в виде принятия Правительством Севастополя постановления от 08 февраля 2016 года №53-ПП «О реализации мероприятий по обеспечению потребителей электрической энергией в условиях действия режима «чрезвычайной ситуации», на основании которого, в соответствии с пунктом 2, в период действия режима «чрезвычайной ситуации» Филиалу ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в          г. Севастополе предписано приостановить выдачу технических условий на подключение к электрическим сетям с момента введения режима «чрезвычайной ситуации», а также приостановить выполнение работ по договорам об осуществлении технологического присоединения электроустановок потребителей к электросети, включая проведение строительно-монтажных работ, а также выполнение других договоров, связанных со строительством и ремонтом электрических сетей до отмены режима «чрезвычайной ситуации», что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в присутствии представителя Правительства Севастополя: заместителя начальника Управления правового обеспечения и судебно-претензионной работы Бакуты В.В. (по доверенности от 24 июня 2016 года № 2837),

УСТАНОВИЛА:

08.02.2016 на официальном веб-сайте Правительства Севастополя по адресу: http://sevastopol.gov.ru/docs/253/18575, размещено Постановление от 08.02.2016 № 53-ПП «О реализации мероприятий по обеспечению потребителей электрической энергией в условиях действия режима «чрезвычайной ситуации», в соответствии с пунктом 2 которого в период действия режима «чрезвычайной ситуации» Филиалу ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе постановляется:

2.1. Приостановить выдачу технических условий на подключение к электрическим сетям с момента введения режима «чрезвычайной ситуации».

2.2. Приостановить выполнение работ по договорам об осуществлении технологического присоединения электроустановок потребителей к электросети, включая проведение строительно-монтажных работ, а также выполнение других договоров, связанных со строительством и ремонтом электрических сетей до отмены режима «чрезвычайной ситуации». Сроки по указанным категориям договоров продлеваются на количество дней действия режима «чрезвычайной ситуации».

В преамбуле Постановления от 08.02.2016 № 53-ПП указаны нормативные правовые акты, на основании которых органом государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Севастополя принято указанное постановление.

Законом города Севастополя от 30.04.2014 №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» установлены полномочия Правительства Севастополя, в том числе, Правительство Севастополя:

-        организует деятельность в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, руководит работой противопожарной службы города (пункт 5 статьи 31);

-        управляет силами экстренных служб, привлекаемых к работам при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (пункт 6 статьи 31).

В соответствие с пунктом а) части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Статьей 5 Закона города Севастополя от 14.08.2014 №62-ЗС «О защите населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены полномочия органов государственной власти города Севастополя и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отсутствуют  полномочия, позволяющие принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), в соответствии с которыми создается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Кроме Филиала ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе, на территории города Севастополя осуществляют свою деятельность по подключению (технологическому присоединению) электроустановок юридических и физических лиц к электрическим сетям ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ, ГУП РК «Крымэнерго», которые являются конкурентами Филиала ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе.

В отношении них не установлены ограничения, препятствующие  осуществлению деятельности на рынке по подключению (технологическому присоединению) электроустановок юридических и физических лиц на территории города Севастополя.

Кроме того, принятие Правительством Севастополя правового акта (Постановления от 08.02.2016 № 53-ПП), содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, противоречит федеральному законодательству, законодательству об электроэнергетике и принятых в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Отказ Филиала ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе в соответствии с пунктами 2.1, 2.2. Постановления от 08.02.2016 № 53-ПП в выдаче юридическим лицам технических условий и выполнения обязательств по заключенным с юридическими лицами договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям может иметь признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее – Кодекс).

Отказ Филиала ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе в соответствии с пунктами 2.1, 2.2. Постановления от 08.02.2016 № 53-ПП в выдаче физическим лицам технических условий и выполнения обязательств по заключенным с физическими лицами договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям может иметь признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса.

В связи с наличием в действиях Правительства Севастополя (299011,                           г. Севастополь, ул. Ленина, 2), выразившихся в принятии Правительством Севастополя  Постановления от 08.02.2016 №53-ПП  , которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и которым создается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», Правительству Севастополя на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 18 марта 2016 года направлено предупреждение об  устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – Предупреждение), путем исключения из Постановления от 08.02.2016 №53-ПП пунктов 2.1., 2.2.  в течение 10 дней со дня получения Правительством Севастополя  настоящего предупреждения.

Согласно почтового уведомления о вручении Предупреждение получено 24 марта 2016 года.

29 марта 2016 года (исх. №4938/37/1-16/1378) в адрес Крымского УФАС России поступило письмо за подписью заместителя Губернатора, Председателя Правительства Севастополя Булычева С.В. о рассмотрении Предупреждения и разработки проекта постановления, которым предусмотрено внесение изменений в правовую конструкцию нормы пункта 2 постановления № 53-ПП, которые позволят избежать противоречий норм указанного нормативного правового акта нормам федерального законодательства.

06 мая 2016 года (исх. №744) в адрес Крымского УФАС России поступило письмо за подписью представителя Правительства Севастополя Булычева С.В., с представлением копии Постановления Правительства Севастополя от 14.04.2016 г. №327 (принято спустя 22 дня после получения Предупреждения), которым дополнена норма пункта 2 постановления № 53-ПП, по мнению представителя ответчика, позволяющая избежать противоречий норм указанного нормативного правового акта нормам федерального законодательства.

Также в ходе рассмотрения дела №08/616-16 о нарушении Правительством Севастополя антимонопольного законодательства, было представлено письменное доказательство, свидетельствующее о частичном устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения в правовую конструкцию нормы Постановления от 08.02.2016 №53-ПП соответствующих изменений, путем принятия Постановление правительства от 14.04.2016 г. №327-ПП.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что 08.02.2016 года Правительство Севастополя в нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции приняло нормативный акт, который необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом – Филиалом ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Однако, учитывая, что Правительством Севастополя было принято Постановление от 14.04.2016 г. №327, которым дополнена норма пункта 2 постановления № 53-ПП, позволяющая избежать противоречий норм указанного нормативного правового акта нормам федерального законодательства, Комиссия не находит основания для выдачи Правительству Севастополя предписания о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Правительства Севастополя, выразившиеся в принятии Постановления от 08.02.2016 № 53-ПП «О реализации мероприятий по обеспечению потребителей электрической энергией в условиях действия режима «чрезвычайной ситуации», в соответствии с пунктом 2 которого в период действия режима «чрезвычайной ситуации» Филиалу ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе предписано приостановить выдачу технических условий на подключение к электрическим сетям с момента введения режима «чрезвычайной ситуации», а также приостановить выполнение работ по договорам об осуществлении технологического присоединения электроустановок потребителей к электросети, включая проведение строительно-монтажных работ, а также выполнение других договоров, связанных со строительством и ремонтом электрических сетей до отмены режима «чрезвычайной ситуации», таковыми, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства Правительству Севастополя не выдавать, в связи с принятием Постановления от 14.04.2016 г. №327, которым дополнена норма пункта 2 постановления № 53-ПП, позволяющая избежать противоречий норм указанного нормативного правового акта нормам федерального законодательства и таким образом исключающая обстоятельства, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Передать материалы дела №08/616-16 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны