Решение б/н Решение и Предписание по делу № 08/646-16 от 7 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/646-16 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

 

                                                                                                               

г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«….»

в присутствии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «СтройМонтажПроект»  (далее – «СтройМонтажПроект», Заявитель): «….»

Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского Флота» (далее - Заявитель): «….»

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 608/09 от 20 апреля 2016 года) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку угля каменного классов ТКО, ТМ, ТС и дров топливных из твердых пород дерева, извещение № 0895100001116000018 (далее – Аукцион), заслушав пояснения представителя Заявителя, представителей Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, протоколы заседаний аукционной комиссии размещены на официальном сайте http://new.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, положения документации об Аукционе противоречат действующему законодательству Российской Федерации в сфере закупок по следующим основаниям.

Заявитель полагает, что установление показателя «низшая теплота сгорания» противоречит положениям Закона о контрактной системе, так как величина данного показателя является расчетной и участникам неоткуда взять конкретное значение данного параметра.

Кроме этого, Заявитель считает, что Заказчик устанавливает характеристики к типу, категории угля и сумме фюзинизированных компонентом, которые противоречат требованиям  ГОСТ 25543-2013.

Так же, по мнению Заявителя, требования документации относительно указания распада по позиции «Дрова топливные», при рассмотрении заявок могут ввести аукционную комиссию в заблуждение, и привести к невозможности принятия решения о допуске или отказе в допуске к участию в закупке.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 27 апреля 2016 года № 92/292 на жалобу ООО «СтройМонтажПроект» (вх. № 608/09 от 20 апреля 2016 года).

Пояснения представителя Заявителя и представителей Заказчика в ходе рассмотрения жалобы подтверждают следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В приложении № 2 к документации об Аукционе приведены показатели, которым должен соответствовать поставляемый уголь каменный. Одним из таких показателей является «низшая теплота сгорания», в отношении которого в документации установлены следующие значения:

Наименование показателя

Значение показателя

Метод испытания

5. Низшая теплота сгорания

Более 6200 кКал/кг

ГОСТ 147-2013

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки Заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В ГОСТе 147-2013 приведены общие принципы метода определения теплоты сгорания. Настоящий стандарт распространяется на бурые и каменные угли, лигниты, антрациты, горючие сланцы, торф, продукты их обогащения и термической обработки, брикеты, кокс, биотопливо, и устанавливает метод определения высшей теплоты сгорания при постоянном объеме и стандартной температуре 250С в калориметрической установке с использованием калориметрической бомбы и способ расчета низшей теплоты сгорания при постоянном давлении.

В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТа 147-2013, низшая теплота сгорания определяется как количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании единицы массы твердого топлива в среде кислорода или постоянном давлении и при условии, что вся вода, образующаяся при сгорании, остается в виде водяного пара.

Согласно приложению Б.3 ГОСТа 147-2013, низшая теплота сгорания при постоянном давлении является величиной расчетной, но не условной, так как имеет физический смысл. Далее приведены формулы расчета низшей теплоты сгорания.

Таким образом, низшая теплота сгорания не имеет стандартного показателя, а определяется путем вычисления, по приведенным в ГОСТе 147-2013 формулам.

В ходе заседания Комиссии Управления 27 апреля 2016 года, Заказчик предоставил свои пояснения по вопросу установления требования к показателю «низшая теплота сгорания» более 6200 кКал/кг. Однако, согласно пояснениям Заявителя, данный показатель не был рассчитан в соответствии с требованиями ГОСТ 147-2013, а был установлен, в связи с тем, что, по мнению Заказчика, уголь с именно таким показателем необходим для обеспечения нужд Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота».

Кроме этого, в приложении №2 к документации об Аукционе приведены показатели типа, категории угля, суммы фюзинизированных компонентов, выхода летучих веществ на сухое беззольное состояние а именно:

Наименование показателя

Значение показателя

Метод испытания

8 Категория

от 4 до 7, включая крайние значения

-

9 Сумма фюзинизированных компонентов %

в пределах от 40 до 70, включая крайние значение

-

11 Тип

08;10;12;14

-

12 Выход летучих веществ на сухое беззольное состояние, %

в пределах от 8 до 16  включая крайние значения

ГОСТ 55660-2013

Стандартные значения для данных показателей определены ГОСТом 25543-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты. Классификация по генетическим и технологическим параметрам».

Настоящий стандарт распространяется на неокисленные бурые, каменные угли и антрациты стран, входящих в состав Содружества независимых государств, и устанавливает их классификацию по видам, классам, категориям, типам, подтипам и кодовым номерам, а также технологическим маркам, группам и подгруппам на основе наиболее характерных общих признаков, отражающих генетические особенности и основные технологические характеристики

Согласно таблице №4 ГОСТа 25543-2013, бурые, каменные угли и антрациты подразделяются на следующие категории:

Категория

Сумма фюзинизированных компонентов , %

0

                Менее 10

1

            От 10 до 19 включ.

2

             " 20  " 29   "

3

             " 30  " 39   "

4

             " 40  " 49   "

5

             " 50  " 59   "

6

             " 60  " 69   "

7

                Более 69

Таким образом, для категории 7 соответствует значение суммы фюзинизированных компонентов «более 69%», которое установлено межгосударственным стандартом.

Согласно пункту 1.2 документации об Аукционе «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе», в случае, если диапазон значений показателя сопровождается словами «от», «до», «не менее», «не более», «менее», «более», «уже», «шире», «не уже», «не шире», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «свыше», «максимальное значение», «минимальное значение», «min», «max», «как минимум», символом «-», «…» участник должен указать одно точное значение параметра товара. Исключением является применение символа «-» внутри термина, определяющего характеристику товара (например, желто-зеленый, марки БН-30/70) либо случая, когда в описании присутствует фраза – допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом «*».

Из вышеуказанного следует, что, если участник в своей заявке предлагает уголь категории 7, ему необходимо указать конкретный показатель суммы фюзинизированных компонентов, который будет более 69%. Однако, такое указание будет противоречить существующему ГОСТу 25543-2013, так же как и само ограничение, установленное по данному показателю в документации об Аукционе.

В таблице №6 ГОСТа25543-2013 приведено подразделение каменных углей на типы:

Тип

Выход летучих веществ , %

Тип

Выход летучих веществ , %

48

48 и более

26

От 26 до 28

46

От 46 до 48

24

" 24  " 26

44

" 44  " 46

22

" 22  " 24

42

" 42  " 44

20

" 20  " 22

40

" 40  " 42

18

" 18  " 20

38

" 38  " 40

16

" 16  " 18

36

" 36  " 38

14

" 14  " 16

34

" 34  " 36

12

" 12  " 14

32

" 32  " 34

10

" 10  " 12

30

" 30  " 32

08

"  8  " 10

28

" 28  " 30

 

 

Из этого следует, что типу угля «08» соответствует значение «от 8 до 10», при этом в настоящем стандарте отсутствует указание на то, что значение «8» входит в данный диапазон. В связи с этим указание в документации об Аукционе на то, что выход летучих веществ на сухое беззольное состояние должен быть в пределах от 8 до 10, включая крайние показатели, противоречит действующему межгосударственному стандарту 25543-2013.

Кроме того, в документации об Аукционе отсутствует обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии при не использовании стандартных показателей, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя и о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части не использования при составлении описания объекта закупки стандартных показателей.   

Кроме этого, в ходе проведения внеплановой проверки, на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией было установлено следующее.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 22 апреля 2016 года № 1425161, заявка под №8 была отклонена в связи с несоответствием представленной информации требованиям документации об Аукционе по следующим основаниям:

«1. Участником закупки показатели Товара, указанные в п. 1-5 табличной формы,  представлены без требуемых погрешностей (в соответствии с ГОСТ 55331-2013, 8606-93, 9326-2002, 10478-93, 147-2013);

2. В соответствии с п. 2.2 Приложения №2 к документации об электронном аукционе:

Наименование показателя

Значение показателя

3 Массовая доля влаги %**

≤54

** на сухое состояние топлива

Участник закупки в заявке указал:

Наименование показателя

Значение показателя

3 Массовая доля влаги %**

≤54

Таким образом, Участник закупки указал массовую долю влаги на сухое состояние топлива, не соответствующую ГОСТ 55117-2012. Показатель не должен быть менее 13,64% в соответствии с примечанием 4 таблицы 1 раздела 5 ГОСТ 55117-2012».

ГОСТом 32464-2013 установлены общие технические требования к углям бурым, каменным и антрацитам, согласно таблице 1:

         

Наименование показателя

Норма для продукции

Метод испытания

 

Обогащенный уголь

Необогащенный рассортиро-
ванный уголь

Рядовой уголь, промпродукт, отсев, шлам

 

1 Зольность А, %, не более:

     

ГОСТ ISO 1171

- каменный уголь и антрацит

29,00

38,00

45,00

 

- бурый уголь

34,00

38,00

45,00

 

2 Массовая доля общей серы, %, не более

2,80

3,00

4,50

ГОСТ 8606

3 Массовая доля хлора Cl, %, не более

0,60

0,60

0,60

ГОСТ 9326

4 Массовая доля мышьяка As, % (ppm)*, не более

0,02 (200)

0,02 (200)

0,02 (200)

ГОСТ 10478

В соответствии с пунктом 1 ГОСТа 32464-2013, настоящий стандарт распространяется на группу однородной продукции - бурые, каменные угли и антрацит, а также продукты их обогащения и рассортировки (далее - угольная продукция) и устанавливает показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции и подлежащие обязательному включению в документацию, по которой изготовляется продукция.

На основании требований указанного межгосударственного стандарта, Заказчиком в документации были установлены следующие требования:

Наименование показателя

Значение показателя

Метод испытания

1 Зольность Ad,%, предельная

Не более 29,00

ГОСТ Р 55661-2013

2 Массовая доля общей серы Sdt, %, предельная

Не более 2,80

ГОСТ 8606-93

3 Массовая доля хлора Cld, %, предельная

Не более 0,60

ГОСТ 9326-2002

4 Массовая доля мышьяка Asd, %, предельная

Не более 0,02

ГОСТ 10478-93

5 Низшая теплота сгорания

Более 6200 кКал/кг

ГОСТ 147-2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководствуясь инструкцией по заполнению заявки, установленной пунктом 1.2 документации об Аукционе, участник указал конкретные значения для каждого показателя, соответствующие требованиям Заказчика.

Относительно отклонения заявки участника по показателю «массовая доля влаги», установленного пунктом 2.2 приложения №2 к документации для характеристики дров топливных, Комиссия пришла к следующему заключению.

Заказчиком в пункте 2.2 приложения №2 к документации об Аукционе установлено требование:

Наименование показателя

Значение показателя

3 Массовая доля влаги %**

≤54

** на сухое состояние топлива

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, показатели, по своей сути имеющие диапазонное значение, выделены графическими знаками «≥» (больше или равно), «≤» (меньше или равно), «<» (меньше), «>» (больше). При этом участник в заявку копирует как символ либо его словесный аналог, так и значение показателя.

Согласно заявке на участие в Аукционе под №8, участник выполнил требования документации и скопировал как символ «≤», так и значение показателя «54».

Национальным стандартом Российской Федерации 55117-2012 «Биотопливо твердое. Технические характеристики и классы топлива. Часть 5. Дрова для непромышленного использования» установлена массовая доля влаги Wd на сухое состояние топлива Wd54≤54.

При этом в пункте 4 примечания к ГОСТу Р 55117-2012 указано, что для установления содержания влаги в топливе должны быть определены: массовая доля влаги на рабочее состояние топлива  и массовая доля влаги на сухое состояние топлива . Массовая доля влаги не должна быть меньше 12% для рабочего состояния топлива и меньше 13,64% для сухого состояния топлива.

Таким образом, массовая доля влаги на сухое состояние топлива должна быть больше 13,64%, но меньше или равно 54%.

В то же время, по мнению Комиссии, Заказчик должен был указать данные характеристики в аукционной документации или отразить верное толкование обозначения «≤» в инструкции по заполнению заявки.

В связи с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что участник, подавший заявку под №8, четко следовал инструкции по заполнению заявки и исполнил требования документации.

 В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Кроме этого, Комиссия считает необходимым отметить, что, согласно протоколу рассмотрения первый частей заявок на участие в Аукционе от 22 апреля 2016 года №1425161, все отклоненные заявки отклонены, в том числе, по основаниям, что и заявка №8.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления, приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, в части необоснованного отклонения заявки на участие в Аукционе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «СтройМонтажПроект» (вх. № 608/09 от 20 апреля 2016 года) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку угля каменного классов ТКО, ТМ, ТС и дров топливных из твердых пород дерева, извещение № 0895100001116000018, обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части не использования при составлении описания объекта закупки стандартных показателей.

3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, в части необоснованного отклонения заявки на участие в Аукционе.

4. Выдать Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского Флота» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы дела № 08/646-16 уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/646-16 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

 

29 апреля 2016 года                                                                              г. Севастополь

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«….»

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании своего решения от 27 апреля 2016 года по делу № 08/646-16 при рассмотрении жалобы ООО «СтройМонтажПроект» (вх. № 608/09 от 20 апреля 2016 года) на действия Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» при проведении электронного аукциона на поставку угля каменного классов ТКО, ТМ, ТС и дров топливных из твердых пород дерева, извещение № 0895100001116000018 (далее  – Аукцион),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского Флота» в дополнение к предписанию от 29 апреля 2016 года по делу № 08/645-16:
    1. внести изменения в документацию об Аукционе (извещение № 0895100001116000018) в соответствии с решением от 27 апреля 2016 года по делу № 08/646-16;
    2. продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
    3. провести процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
    4.  в срок до 20 мая 2016 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны