Решение б/н Решение по делу № 08/751-17 (Департамент аппарата Губернатор... от 14 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/751-17 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                                г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2017 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

<...>

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – Заявитель, ООО «Перспектива») на действия Департамента при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Рабочая, 5а, извещение № 0174200002717000018 (далее – Аукцион), заслушав пояснения представителей Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, протоколы заседания аукционной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, проект контракта содержит положения, противоречащие Закону о контрактной системе, а именно:

  1. В пункте 2.4.2 проекта контракта установлено требование о том, что все работы должны соответствовать требованиям СНиП, ГОСТ и другим документам, устанавливающим требования к такому виду работ. Однако перечень таких нормативных документов не определен, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  2. В пункте 8.2 проекта контракта предусмотрена возможность представления победителем информации, подтверждающей его добросовестность, при снижении цены контракта на 25% и более, в то время как начальная (максимальная) цена контракта превышает 15 млн. руб., и такое условие противоречит части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
  3. В нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункт 9.4 проекта контракта предусматривает продление срока выполнения обязательств по контракту по соглашению сторон вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 04 апреля 2017 года № 614 на жалобу ООО «Перспектива».

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Управления было установлено следующее.

1) Согласно пункту 2.4.2 проекта контракта, «Работы» должны соответствовать требованиям СНиП, ГОСТ и другим документам, устанавливающим требования к такому виду работ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Из вышеизложенного следует, что при описании объекта закупки и условий контракта Заказчик должен указать требования, в том числе, к качественным характеристикам объекта закупки, в данном случае – к работам по капитальному ремонту.

Вместе с тем, заказчик не устанавливает требования о соответствии выполняемых работ конкретным нормативным документам, тем самым не определив перечень требований к результатам работ, на соответствие которым при приемке выполненных работ будет проведена экспертиза.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части отсутствия условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Довод Заявителя обоснован.

2) В пунктах 8.1, 8.2 проекта контракта Заказчиком установлено следующее:

«8.1. «Подрядчик» обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 10 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 560 618 (один миллион пятьсот шестьдесят тысяч шестьсот восемнадцать) рублей 00 копеек.

8.2. Если начальная (максимальная) цена Контракта была снижена Подрядчиком на 25% и более и им не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность, обеспечение исполнения Контракта должно быть предоставлено в увеличенном в 1,5 раза размере, что составляет 2 340 927 (два миллиона триста сорок тысяч девятьсот двадцать семь) рублей 00 копеек».

Исходя из смысла пункта 8.2 обеспечение контракта представляется в увеличенном в 1,5 раза размере в случае, если победителем не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно извещению о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 606 180,00 руб.

Таким образом, часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе не предусматривает возможность представления информации, подтверждающей добросовестность победителя, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта более 15 млн. руб.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе и об обоснованности довода Заявителя.

3) Согласно пункту 9.4 проекта контракта, если какое-либо из обстоятельств непреодолимой силы непосредственно повлияет на выполнение каких-либо обязательств по контракту, период их выполнения по соглашению «Сторон» может быть продлен на срок действия указанных обстоятельств.

 Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень случаев, допускающих изменение условий контракта по соглашению сторон. Возможность изменения срока исполнения обязательств по контракту на срок действия обстоятельств непреодолимой силы указанной нормой закона не предусмотрен.

Доводы Заказчика о том, что изменение условий контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, обусловлено частью 9 статьи 34 Закона о контактной системе, не могут быть приняты Комиссией ввиду следующего.

Согласно частью 9 статьи 34 Закона о контактной системе, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Таким образом, из положений указанной нормы закона следует, что в случае нарушения стороной по контракту своих обязательств, и доказательства, что такое неисполнение произошло вследствие непреодолимой силы, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени).

Однако продление срока исполнения обязательств по контракту часть 9 статьи 34 Закона о контактной системе не предусматривает.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего возможность изменения условий контракта, нарушают часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, что свидетельствует об обоснованности довода Заявителя.

Дополнительно Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) установлены дополнительные требования к участника закупки  на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Согласно извещению о проведении Аукциона, наименование работ – выполнение работ по капитальному ремонту, ОКПД2 – 41.20.40.000, начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 606 180,00 руб.

Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с Постановлением № 99, в аукционной документации не установлены, что является нарушением части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. В пункте 22.2 аукционной документации Заказчик установил требование о предоставлении во второй части заявки следующих документов, подтверждающих соответствие работы требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

«Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Данный опыт должен подтверждаться копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе».

Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающих перечень документов, подаваемых участниками в составе второй части заявки, в том числе:

«…3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе…».

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Изучением аукционной документации, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что представление установленных Заказчиком документов не относится к подтверждению соответствия работ по капитальному ремонту требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким работам.

Таким образом, Заказчик истребует информацию, не предусмотренную частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 6 стати 66 Закона о контрактной системе. 

Установленные Комиссией Управления нарушения свидетельствуют о том, что аукционная документация была утверждена Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно аукционной документации, предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, которое планируется к осуществлению на основании сводного сметного расчета.

В сводный сметный расчет стоимости входит локальный сметный расчет № 02-01-07 на кондиционирование, который, в свою очередь предусматривает поставку и установку 42 кондиционеров.

Пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Из указанного определения следует, что установка кондиционеров не является составной частью работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, в связи с чем, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что поставка и монтаж кондиционеров могут быть произведены отдельно от производства работ по капитальному ремонту помещения. Более того, услуги по поставке и монтажу кондиционеров и выполнение работ по капитальному ремонту относятся к разным товарным рынкам и могут быть исполнены разными хозяйствующими субъектами.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что включение в состав работ по капитальному ремонту административного здания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя поставки и установки кондиционеров неправомерно, так как влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, тем самым нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и имеет признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления,

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на действия Департамента при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Рабочая, 5а, извещение № 0174200002717000018, обоснованной.
  2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 37, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
  4. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с частями 4.1, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/751-17 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

 

10 апреля 2017 года                                                                              г. Севастополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

<...>

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании своего решения от 05 апреля 2017 года по делу № 08/751-17 при рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» на действия Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Рабочая, 5а, извещение № 0174200002717000018,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя:
  2. аннулировать процедуру определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Рабочая, 5а, извещение № 0174200002717000018.
  3. в срок до 25 апреля 2017 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Примечание: в соответствии с частью 25 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания, контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ (далее – КоАП РФ), невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны