Решение №ВМ/5727/23 РЕШЕНИЕ по делу № 082/07/3-1462/2023 по результатам рассмотр... от 31 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 082/07/3-1462/2023

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года

№ 135 – ФЗ «О защите конкуренции»

                                                                                                                                                 г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 31 июля 2023 года.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе: <...> В.В. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Крымского УФАС России (далее – Отдел), председатель Комиссии; <...> А.А. – главный специалист-эксперт Отдела, член Комиссии; <...> А.В. – специалист-эксперт Отдела, член Комиссии, при очном участии представителя Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет»: <...> А.В. (доверенность № 24-10/46 от 11.01.2023), при очном участии слушателя от Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет»: <...> Е.А., при подключении посредством интернет-видеоконференции через программу «TrueConf» представителя Общества с ограниченной ответственностью «Промышленно-строительная компания «Основа»: <...> А.А. (доверенность № 24 от 27.07.2023г.), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Промышленно-строительная компания «Основа» (далее – Заявитель) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (далее – Заказчик) при проведении запроса цен на поставку форменной одежды для обеспечения обучающихся ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», извещение №32312600723 (далее – Закупка), заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС).

Заявитель считает, что Заказчиком составлена документация о закупке с нарушением норм действующего законодательства. В своей жалобе указал следующее:

  1. Был направлен запрос на разъяснение положений документации о проведении запроса цен на поставку форменной одежды для обеспечения обучающихся ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», в котором говорится:

«Уважаемый заказчик, прошу внести правки в техническое задание. В Спецификации товаров отсутствует позиция Перчатки белого цвета, парадные. Соответственно, заполнить первую часть заявки по образцу не представляется возможным, так как неизвестно количество требуемого товара. Также просим разъяснить, перчатки полушерстяные черные требуются в штуках? Также просим разъяснить, является ли обязательной форма предложения о функциональных характеристиках, или эта форма рекомендуемая?»

  1. В своих доводах Заявитель ссылался на пункт 48 Части I.  «Сведения о проведении запроса цен» документации о запросе цен Форма 2. «форма предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, сведения о стране происхождения товара» является обязательной.»
  2. Заявитель указывает, что изменения в закупочную документацию внесены не были. Соответственно. заполнить первую часть заявки по образцу, представленную Заказчиком, не представляется возможным.

Заказчик не согласен с доводами жалобы и просит признать жалобу необоснованной. В своих возражениях пояснил следующее: «…Считаю доводы Заявителя не соответствующими действительности на основании следующего.

Закупка проводится в рамках Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках № 223-ФЗ).

24.07.2023 в 23:43 от Заявителя поступил запрос на разъяснение положений документации о рассматриваемой Закупке (запрос №515887, вх. №4551/06 от 25.07.2023) следующего содержания:

«Уважаемый заказчик, прошу внести правки в техническое задание. В Спецификации товаров отсутствует позиция Перчатки белого цвета, парадные. Соответственно, заполнить первую часть заявки по образцу не представляется возможным, так как неизвестно количество требуемого товара. Также просим разъяснить, перчатки полушерстяные черные требуются в штуках? Также просим разъяснить, является ли обязательной форма предложения о функциональных характеристиках, или эта форма рекомендуемая?»

25.07.2023 Заказчиком направлены разъяснения по данному запросу №4965/05 следующего содержания:

«Уважаемый участник закупки!

В связи с допущенной технической ошибкой в Приложении №1 «Спецификация» к Техническому заданию при описании в предложении о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, сведения о стране происхождения товара участнику закупки следует руководствоваться спецификацией к данной закупке, размещенной на электронной торговой площадке, а также спецификацией в Части И «Обоснование начальной (максимальной) цены договора» документации о запросе цен.

Дополнительно поясняем, следующее:

- единицей измерения в позиции №30 является «пара»;

- количество товара «Перчатки белого цвета, парадные» - 692 пары.

В соответствии с пунктом 48 Часть I. «Сведения о проведении запроса цен» документации о запросе цен Форма 2. «Форма предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, сведения о стране происхождения товара» является обязательной.»

Таким образом, Заказчиком указанными разъяснениями полностью разъяснены положения документации о Закупке, что позволяло заполнить первую часть заявки на участие в Закупке по Форме 2. «Форма предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, сведения о стране происхождения товара» документации о Закупке.

При этом указанная форма не имеет образца для заполнения, а содержит только наименование граф, которые должны быть заполнены участником закупки, а также порядок их заполнения

В силу части 1 статьи 4 Раздела 3 Положения о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет», утвержденного Наблюдательным советом 12.12.2018 Заказчик вправе по собственной инициативе принять решение о внесении изменений в извещение и (или) документацию о закупке, извещение о проведении запроса котировок до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, принятие решение о внесении изменений в документацию о закупке является правом, а не обязанностью Заказчика.

Факт наличия возможности правильного заполнения указанной формы подтверждается количеством заявок, поданных от участников Закупки, на момент окончания подачи заявок (9:00 26.07.2023). В общей сложности на участие в Закупке подано 22 (двадцать две) заявки, при этом 18 заявок подано после дачи разъяснений положений документации о Закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок участников запроса цен от 26.07.2023 №49-23/ЗЦ-223-1 все заявки признаны соответствующими, и все участники допущены к участию в запросе цен.

Дополнительно сообщаем, что 27.07.2023 состоялись торги по указанной закупке, в которых приняло участие 5 (пять) допущенных участников закупки, а по результатам закупки снижение цены для заключения договора составило 33,5%.

Кроме того, в жалобе Заявитель не указывает какие нормы Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках № 223-ФЗ), а также Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были нарушены Заказчиком…».

В ходе заседания Комиссия Управления, изучив представленные сторонами материалы и информацию, заслушав доводы Заявителя, возражения Заказчика, установила следующее:

Жалоба Заявителя подана по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

20.07.2023 года на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении запроса цен на поставку форменной одежды для обеспечения обучающихся ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», извещение №32312600723. Информация о закупке размещена на официальном сайте электронной площадки Общества с ограниченной ответственность «РТС-Тендер», извещение №32312600723

Начальная (максимальная) цена договора: 94 740 800,00 руб. Дата окончания подачи заявок – 26.06.2023.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 1 статьи 4 Раздела 3 Положения о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет», утвержденного Наблюдательным советом 12.12.2018 Заказчик вправе по собственной инициативе принять решение о внесении изменений в извещение и (или) документацию о закупке, извещение о проведении запроса котировок до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, принятие решение о внесении изменений в документацию о закупке является правом, а не обязанностью Заказчика.

Факт наличия возможности правильного заполнения указанной формы подтверждается количеством заявок, поданных от участников Закупки, на момент окончания подачи заявок (9:00 26.07.2023). В общей сложности на участие в Закупке подано 22 (двадцать две) заявки, при этом 18 заявок подано после дачи разъяснений положений документации о Закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок участников запроса цен от 26.07.2023 №49-23/ЗЦ-223-1 все заявки признаны соответствующими, и все участники допущены к участию в запросе цен.

В жалобе Заявитель не указывает какие нормы Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках № 223-ФЗ), а также Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были нарушены Заказчиком.

Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя является необоснованным.

Принимая участие в заседании Комиссии, представитель Заявителя предоставил дополнительный довод жалобы о неправомерности заключения договора Заказчиком. Представляя данный довод Заявитель ссылался на п. 20 (б)  Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями), в котором говорится, что для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4, заказчик вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого предусматривает: цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей;

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, Законом о закупках регламентирован и детерминирован порядок обжалования действий заказчиков лицами, не являющимися участниками, а также порядок и случаи обжалования действий заказчика лицами, принявшими участие в закупках и процессуальные поводы для обращения этих категорий лиц в антимонопольный орган является разными: участник закупки вправе обжаловать любые действия заказчика с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках на любой стадии, лицо, не подававшее заявку - лишь действия заказчика, хронологически предшествующие окончанию срока подачи заявок, поскольку именно до этой даты объявляется закупка, разрабатывается и размещается закупочная документация, заказчик обеспечивает информационное сопровождение, связанное с подачей заявок.

Лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок.

Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, в частности положениям законодательства о контрактной системе, которым установлен аналогичный правопорядок, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

Таким образом, в связи с тем, что дополнительный довод жалобы заявлен на заседании Комиссии 31.07.2023, то есть после даты окончания подачи заявок, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для рассмотрения указанного довода заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

Принцип равноправия, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Рассмотрение жалобы заявителя произведено Комиссией Управления в пределах доводов жалобы, составляющими предмет обжалования, в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Промышленная-строительная компания «Основа» на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» при проведении запроса цен на поставку форменной одежды для обеспечения обучающихся ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», извещение №32312600723, необоснованной.
  2. Снять ограничения, установленные уведомлением Крымского УФАС России о принятии жалобы к рассмотрению от 26 июля 2023 года № ВМ/5451/23.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1, статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             В.В. <...>

Члены Комиссии:                                                                                                    А. А. <...>

                                                                                                                                      А.В. <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны