Решение по жалобе №№082/07/18.1-63/2022 Решение по делу №082/07/18.1-63/2022 о нарушении законодател... от 1 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. +7 499 755 23 23 доб. 082-100

e-mail: to82@fas.gov.ru

01.02.2022 №082/07/18.1-63/2022реш

 

 

Заказчик:

ФГБУ

 

Заявитель:

ООО

 

Оператор электронной площадки:

ЭТП

Решение
по делу №082/07/18.1-63/2022
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

01.02.2022                                                                                              г. Симферополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)

при участии представителей интересов:

- ФГБУ (далее — Заказчик) – представители по доверенности,

- ООО (далее — Заявитель) – представители по доверенности,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Оказание услуг общественного (лечебного) четырехразового питания (завтрак, обед, ужин, второй ужин) по методу «Шведский стол» для основной категории лиц отдыхающих и заказного меню для отдельной категории отдыхающих с ассортиментом первых и вторых блюд, холодных и горячих закусок, салатов, выпечки, напитков для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения на 2022 год» (извещение №32111014725) (далее — Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с Критериями оценки заявок (Приложение к Информационной карте № 1), квалификация участника закупки, в том числе, подтверждается наличием дипломов и (или)  сертификатов и (или)  свидетельств, полученных по результатам участия в региональных и (или) всероссийских конкурсах (программах), в ходе которых осуществлено подтверждение соответствия участника требованиям действующего законодательства в сфере общественного питания). Оценка осуществляется на основании сведений, подтвержденных, в том числе, средствами массовой информации, о наличии у участника закупки дипломов и (или)  сертификатов и (или)  свидетельств, полученных по результатам участия в региональных и (или) всероссийских конкурсах (программах), в ходе которых осуществлено подтверждение  соответствия участника требованиям действующего законодательства в соответствии с объектом закупки в период с 01.12.2020г. до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Максимальное значение подкритерия – 10 баллов (Наличие – 10 баллов. Отсутствие – 0 баллов.)

В соответствии с ответами на запросы о разъяснении опубликованными Заказчиком в ЕИС, «наличие дипломов и (или)  сертификатов и (или)  свидетельств, полученных по результатам участия в региональных и (или) всероссийских конкурсах (программах), в ходе которых осуществлено подтверждение соответствия участника требованиям действующего законодательства в соответствии с требованиями к оказанию услуг общественного питания).  Оценка осуществляется на основании сведений, подтвержденных, в том числе, средствами массовой информации, о наличии у участника закупки дипломов и (или)  сертификатов и (или)  свидетельств, полученных по результатам участия в региональных и (или) всероссийских конкурсах (программах), в ходе которых осуществлено подтверждение  соответствия участника требованиям действующего законодательства в соответствии с объектом закупки в период с 01.12.2020г. до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, установлено  на основании Протоколов №8 от 18.11.2021 года, №7 от 20.12.2020 года, заседаний Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Крым при Главе Республики Крым».

По мнению Заявителя, порядок оценки исключает возможность участника закупки предоставить дипломы, свидетельства, сертификаты победителя и (или) призера и (или) лауреата по иным конкурсам (программам) проводимым в сфере оказания услуг питания. Так, Заявителем проведен мониторинг региональных и (или) всероссийских конкурсов (программ), при этом при проведении всех исследованных заявителем конкурсов (программ), за исключением программы «Я гарантирую качество»,  подтверждение  соответствия участника требованиям действующего законодательства в соответствии с объектом закупки не осуществлялось.

Заявитель указывает, что «в соответствии с пунктом 5 Протокола № 7 от 20.12.2020 и пунктом 2 Протокола № 8 от 18.11.2021 заседания Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Крым при Главе Республики Крым, рекомендации о выборе критерия оценки и порядка оценки «Деловой репутации» распространяется только на закупки проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".  При этом настоящая закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно указанным Протоколам, заказчикам рекомендуется оценивать деловую репутацию участника закупки на основе наличия дипломов по программе. Организатором программы является Региональное отделение  в Республике Крым. При этом деятельность Регионального отделения  в Республике Крым носит явно выраженный коммерческий характер и с защитой общественно значимых интересов имеет мало общего. Обязательным условием получения диплома по программе « качество» является заключение договора на оказание услуг. В соответствии с пунктом 3.2. указанного Договора стоимость услуг по, в том числе, предоставление использования учрежденного знака отличия « качество» составляет 2 % от цены контрактов (договоров) заключенных и исполненных Исполнителем в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  и Федерального закона от 18.07.2011            N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Копия договора к жалобе прилагается». Таким образом, Региональным отделением …… в Республике Крым монопольно реализуется продукция - диплом по программе «…качество».

Представители Заказчика пояснили, что Заказчиком определена направленность указанных конкурсов программ – в сфере общественного питания, что непосредственно связано с объектом закупки. Заказчик полагает довод заявителя о том, что в Российской Федерации не проводятся иные конкурсы (программы) в сфере общественного питания несостоятельным ввиду следующего.

«В Российской Федерации проводится государственная политика, ориентированная на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества. С этой целью принята Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2016 года N 1364-р. Также Стратегией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №2592-р,  одним из принципов формирования мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции предусмотрена поддержка отечественных производителей и стимулирование добросовестного поведения производителей и импортеров при осуществлении предпринимательской деятельности.

   Постановлением Совета Федерации ФС РФ №197-СФ от 18.05.2016 года «О мерах по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов питания и контроля за их безопасностью», рекомендовано исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать механизмы стимулирования производителей к выпуску качественной пищевой продукции, в том числе путем проведения конкурсов качества.

  Данные конкурсы регулярно проводятся в Российской Федерации. Например, в соответствии с Приказом Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края №179 от 05.10.2021 года проводится Конкурс «Лучшее предприятие общественного питания Краснодарского края 2021 года», администрацией г. Челябинска на основании распоряжения Администрации от 11.08.2021 №9181 проводится конкурс «Лучшие предприятия потребительского рынка г. Челябинска», в соответствии с Приказом от 20.01.2014 года №13 Министерства конкурентной политики Калужской области ежегодно проводится конкурс на лучшее предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания Калужской области, ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова» РАН при поддержке Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию с 03 июня 2021 года по 11 ноября 2021 года проводится Международный конкурс качества пищевой продукции «ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА – 2021» в и др. Указанная информация находится в отрытом доступе в сети «Интернет» (цитата из возражений).

Также Заказчик указал, что с 2013 года ежегодно проводится Всероссийский конкурс производителей товаров и услуг «Звезда качества России» https://zvezdakachestvarossii.ru/, участие в котором  могут принять организации любой организационно-правовой формы, деятельность которых связана с производством товаров и услуг для широкого круга потребителей, сферой потребительского рынка.

Комиссия считает необходимым отметить, что установленный Заказчиком подкритерий в части наличия положительной деловой репутации непосредственно связан с предметом Закупки.

Исходя из условий документации наличие документов (дипломов, свидетельств, сертификатов) не является обязательным и единственным условием для участия в конкурсе и основанием для отклонения Заявки участника, а является лишь одним из критериев оценки. Любое лицо, как имеющее, так и не имеющее соответствующих дипломов и (или) сертификатов и (или) свидетельств, полученных по результатам участия в региональных и (или) всероссийских конкурсах (программах) в сфере питания, может принять участие в данной Закупке и стать ее победителем. Таким образом, установленный Заказчиком показатель критерия оценки не препятствует участию в конкурсе, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика.

Также представитель Заказчика в ходе заседания пояснила, что Положением установлена возможность указания в документации показателя нестоимостного критерия "деловая репутация", установления критерия способствует удовлетворению потребностей заказчика в услугах с необходимыми показателями качества и надежности и наиболее эффективном использовании денежных средств при закупке.

Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке критериев оценки заявок могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые критерии включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры. Данный довод Заявителем при рассмотрении жалобы не доказан.

В связи с чем, данный довод жалобы не может быть признан обоснованным.

В соответствии с Критериями оценки заявок (Приложение к Информационной карте № 1), квалификация участника закупки, в том числе, подтверждается сроком работы (период календарный год) организации участника закупки на рынке услуг общественного питания с момента получения регистрационных документов.

Значимость критерия оценки – 10 %.

Подтверждается предоставлением, а именно: договора, договоров (с учетом правопреемства)  на выполнение услуг по предоставлению услуг общественного питания, в течение 10 (десяти) и менее лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. (с приложением копий контрактов (договоров) и актов приемки оказанных услуг без применения к участнику штрафных санкций из-за нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника).

Так же для участников предусмотрена возможность предоставить аналогичные документы, полученные в ходе хозяйственной деятельности в Украине (договора на осуществление услуг общественного питания с учетом правопреемственности, документы о подтверждении правопреемственности предоставляются в составе заявки).

Шкала оценки:

10 лет и более – 10 баллов

5 лет  но менее 10  лет – 5 баллов

менее  5 лет – 0 баллов

При отсутствии информации – 0 баллов

Данный критерий также обжалуется Заявителем.

Согласно подпункту «п» п.30 раздела V «Содержание извещения об осуществлении закупки о документации о закупке» Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ … документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (в случае осуществления закупки путем проведения конкурса, запроса предложений), в том числе величины значимости критериев (показателей), указанные в приложении №2к Положению.

Приложением №2 к Положению установлены Правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, запросе предложений.

Согласно пункту 6 Правил для оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений могут использоваться следующие критерии:

- характеризующиеся как стоимостные критерии оценки – цена договора

- характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

1) квалификация участника закупки и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)

2) качество товара (работ, услуг)

3) срок поставки товара (работ, услуг).

Таким образом, договора  (с учетом правопреемства)  на выполнение услуг по предоставлению услуг общественного питания, в течение 10 (десяти) и менее лет    до даты подачи заявки на участие в конкурсе оцениваются в рамках показателя «Опыт оказания услуг в сфере общественного питания» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки», в связи с чем установленный критерий не противоречит требованиям Положения о закупках. Значимость критериев (показателей) установлена  в конкурсной документации в соответствии с Положением, которым установлено, что квалификация участника закупки и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация) - значимость критерия –70 %.

Вместе с тем, исходя из содержания порядка оценки, по указанному показателю оцениваются договора (с учетом правопреемства) на выполнение услуг по предоставлению услуг общественного питания, в течение 10 (десяти) и менее лет  до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

При этом в шкале оценки установлено, что при предоставлении договоров в течение 10 лет и более присваивается 10 баллов.

Таким образом, имеются явные противоречия в части методики расчета баллов, признать которые технической ошибкой нельзя, так как позволяют по-разному произвести расчет. Довод о том, что это не может повлиять на процедуру оценки заявок и никто из потенциальных участников не обращался за разъяснениями, нельзя принять во внимание, поскольку заказчик не может разъяснениями внести изменения в документацию. Комиссия, изучив документацию, приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в части установления противоречивой информации к сроку предоставления договоров. Довод заявителя признается обоснованным.

Между тем, учитывая, что предписание о приведении документации в соответствии с нормами действующего законодательства о Закупках выдано в рамках жалобы ООО "…." по данной Закупке, необходимость в выдаче предписания по жалобе ООО "…." отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.

Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках

Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны