Решение по жалобе №082/10/18.1-320/2024 Решение по делу №082/10/18.1-320/2024 о результатах рассмотр... от 1 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.03.2024 г. г. Симферополь

Решение в полном объеме изготовлено 06.03.2024 г.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское межрегиональное УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии

члены Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:

- ГАПОУ РК "К" (далее – Заказчик) – (по доверенности),

- ООО "В." (далее – Заявитель) – (по доверенности),

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Монтаж системы дымоудаления в здании ГАПОУ РК «К» по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ростовская, 13» (извещение №32413234278) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, комиссии Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, комиссии Заказчика утвердившего документацию о Закупке, несоответствующую требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик, комиссия Заказчика действовал в соответствии с Законом о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения ГАПОУ РК "" (далее – Положение о закупке).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского межрегионального УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно жалобе Заявителя: «...Заказчик рассмотрев документы размещает: Протокол рассмотрения первых частей заявок, Протокол рассмотрения вторых частей заявок, Протокол подведения итогов (13.02.2024). Заказчик определил следующие критерии:

О
ОО «В.В. Севастополь» дает стоимость на 1 055 614, 00 рублей меньше, чем победитель ООО «».

2.1. Трудовые ресурсы

З
аказчик определяет квалификацию, на наш взгляд, явно завышенную для выполнения данных работ. Компания ООО «В.» прикладывает перечень своих специалистов (копии подтверждения трудовых ресурсов прилагается).

2.2. Материальные ресурсы. Предмет оценки – наличие у Участника закупки следующих технических средств:

Т
ут возникает вопрос!? Для чего в Монтаже системы дымоудаления в здании ГАПОУ РК «»?

Также мы считаем, что в разницу 1 055 614, 00 рублей, можно было приобрести эти средства или взять в аренду.

Также об этом указано в ДОГОВОРЕ. (Пункт 5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ, СПОСОБАМ И СРОКАМ ПЕРЕДАЧИ РЕЗУЛЬТАТА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ:

5.1. Подрядчик при выполнении работ по настоящему Договору в случае такой необходимости имеет право по своему усмотрению привлекать субподрядные организации. Исполнитель берет на себя ответственность за выполнение данных работ, (пункт 2. Цена договора):

2.2. Цена настоящего Договора включает в себя общую стоимость материалов и оборудования, а также всех видов работ (и сопутствующих услуг) и оплачивается Заказчиком Подрядчику в рамках настоящего Договора.

2.3. Цена настоящего Договора включает в себя все затраты, издержки и иные расходы Подрядчика, связанные с выполнением работ по настоящему Договору.

2.4. Цена настоящего Договора является твердой, и неизменной в течение всего срока действия настоящего Договора.

Если договором предусматривается субподрядные организации, тогда с какой целью Заказчик предусмотрел наличие критериев «Технические средства» и наличие такого «Штата сотрудников» (17 человек) ? Компания ООО «В.» прикладывает перечень оборудования, которое приобрела для получения лицензии МЧС (копии подтверждения трудовых ресурсов прилагается). Также на балансе организации находится 5 легковых автомобилей.

Заказчик размещает информацию по окончанию закупки с присвоением мест участникам

Н
а основании вышеизложенного, руководствуясь положениями пунктов 3 и 4 ч. 1, ч. 8 ст. 32, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 15 и п. 2 ч. 22 ст. 99, ст. 105, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 2, 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 19 документации о запросе предложений в электронной форме Заказчиком установлены следующие критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:

С
огласно возражениям Заказчика:

«В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки и критериев оценки заявок участников закупки. Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами в том числе запросом предложений.

Положение о закупке Заказчика соответствует Типовому Положению, принятому в Республике Крым, в котором прописаны правила установления требований с целью осуществления оценки по не стоимостным критериям

Установление таких не стоимостных критериев Заказчиком осуществлено в полном соответствии с Положением о закупке. Применение данных критериев оценки обусловлено необходимостью проявления должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки и связано с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ).

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки и критерии оценки заявок участников закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В связи с этим Заказчик устанавливает указанные критерии.

Участник указывает цитата:

Заказчик определяет квалификацию, на наш взгляд, явно завышенную для выполнения данных работ.

К документации запроса приложена проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу, в которой указано количество человека-часов, необходимых для выполнения указанных работ, при этом в Документации о закупке указан срок выполнения договора 60 календарных дней.

Для выполнения работы в срок и соблюдения действующего законодательства о труде, необходимо 17 человек.

Расходы на оплату труда шестерых из них (инженеры ПТО -3, сметчик- 2, главный инженер 1) включены в статью «накладные затраты», и в нормативных трудочасах не учитываются, однако привлечение данных специалистов необходимо для составления отчетной документации при выполнении заявленных работ.

В штате строительной организации могут быть предусмотрены должности сметчиков, инженеров ПТО, главных инженеров, выезжающих на объект и проводящих визуальный осмотр выполняемых работ и используемых материалов.

Присутствие сметчика на объекте необходимо для формирования ведомостей с указанием объемов непредвиденных и скрытых работ. Сметчик принимает участие в обсуждении (с заказчиком и производителем работ) видов работ, применяемых материалов и оборудования для дальнейшего составления технологических карт производства работ.

Расчет показывает, что 11 рабочих способны выполнить работы на объекте Заказчика в течении 35 рабочих дней (с учетом выходных и нерабочих дней в неделю, дополнительных 4 праздничных дней в марте, примерно 40 рабочих дней, из учета постоянно работающих на объекте 11 человек и сметных трудозатрат 3049 человека часов, продолжительности рабочего дня 8 часов). Также необходимо учитывать непредвиденные обстоятельства (на которые при расчете приходятся оставшиеся 5 рабочих дней), такие как невыход специалистов по причине болезни, а также то, что в здании, где проходят работы, деятельность Заказчика не прекращается, и не всегда доступ на территорию свободен. В связи с вышеизложенным, считаем данный критерий оправданным.

В документации о закупке указан исчерпывающий перечень документов для подтверждения информации о квалификации участника

Цитата документации:

«Оценка проводится на основе документально подтвержденных сведений, приведенных участником в соответствии с «Информацией о квалификации участника закупки» (Приложение №2 к настоящей закупочной документации), о наличии персонала, представленного для выполнения работ (оказания услуг).

При наличии у Участника закупки специалистов в требуемом количестве (17 человек) по каждой позиции, указанных в соответствии с квалификацией — участнику присваивается 100 баллов.

При отсутствии требуемого количества специалистов, участнику присваивается 0 балов по данному критерию

Непредставление в составе заявки копий документов, подтверждающих наличие персонала соответствующей квалификации, не является основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в запросе предложений»

Из заявки участника видно, что количество специалистов, представленных к оценке составляет 4, в связи с этим участнику присваивается 0 баллов.

Данная информация отражена в итоговом протоколе комиссией заказчика, права участника не нарушены. Цитата жалобы: 2.2. Материальные ресурсы. Предмет оценки — наличие у Участника закупки следующих технических средств:

п/п

Наименование технических средств

Кол- во, шт.

1

Лебедки электрические тяговым усилием: от 1,25т до 2т

1

2

Автомобиль бортовой, грузоподъемность от 3,5т до 5 т

1

3

Установки для сварки: ручной дуговой (постоянного тока)

2

4

Погрузчик , грузоподъемность от 3.5т до 5 т

1

Тут возникает вопрос’.? Для чего в Монтаже системы дымоудаления в здании ГАПОУ РК «К?

Заказчик может пояснить следующее

Указанные заказчиком машины и механизмы, применяемые в качестве критериев оценки, также указаны в сметном расчете по видам работ.

Использование машин и механизмов в строительстве обусловлено несколькими основными факторами:

  • позволяет значительно увеличить производительность работ и сократить время выполнения строительных работ (лебедка позволяет поднимать и опускать грузы на большие высоты гораздо быстрее и эффективнее, чем ручным трудом; погрузчик - быстро и легко перемещать и загружать материалы на строительной площадке, в частности используемые части инженерных систем, указанных в смете, что также существенно ускоряет процесс строительства; бортовой автомобиль обеспечивает быструю и эффективную доставку материалов и оборудования на строительную площадку).

  • повышает безопасность на строительной площадке (машины обладают специальными механизмами и устройствами, которые обеспечивают безопасность при выполнении различных строительных операций (лебедка оснащена тормозными системами и предохранительными устройствами, которые предотвращают возможность падения груза; погрузчики и бортовые автомобили также имеют специальные системы безопасности, которые защищают рабочих от травм и несчастных случаев).

Таким образом, использование машин и механизмов в строительстве является необходимым и обоснованным, поскольку это позволяет увеличить производительность работ, сократить время выполнения строительных проектов и повысить безопасность на строительной площадке. Данные машины и механизмы с наибольшим количеством машино-часов указаны в смете, размещенной в составе документации о запросе предложений.

Также мы считаем, что в разницу 1 055 614, 00 рублей, можно было приобрести эти средства или взять в аренду. Также об этом указано в ДОГОВОРЕ. (Пункт 5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ, СПОСОБАМ И СРОКАМ ПЕРЕДАЧИ РЕЗУЛЬТАТА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ:

5.1. Подрядчик при выполнении работ по настоящему Договору в случае такой необходимости имеет право по своему усмотрению привлекать субподрядные организации. Исполнитель берет на себя ответственность за выполнение данных работ, (пункт 2. Цена договора):

2.2. Цена настоящего Договора включает в себя общую стоимость материалов и оборудования, а также всех видов работ (и сопутствующих услуг) и оплачивается Заказчиком Подрядчику в рамках настоящего Договора.

2.3. Цена настоящего Договора включает в себя все затраты, издержки и иные расходы Подрядчика, связанные с выполнением работ по настоящему Договору.

2.4. Цена настоящего Договора является твердой, и неизменной в течение всего срока действия настоящего Договора. Если договором предусматривается субподрядные организации, тогда с какой целью Заказчик предусмотрел наличие критериев «Технические средства» и наличие такого «Штата сотрудников» (17 человек) ?

Цитата документации:

«...с приложением подтверждающих документов, из которых очевидным образом следует, что Участник закупки на законном основании является распорядителем оборудования и других материальных ресурсов (документ, подтверждающий наличие материальных ресурсов у Участника: карточки учета основных средств, данные последней инвентаризации, ПТС, техпаспорт, регистрация транспортных средств в ГИБДД, регистрация строительной техники и грузоподъемных механизмов в Ростехнадзоре, договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения договора с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки и др.).»

Заказчик не требует от участников обязательного наличия указанных материальных ресурсов в собственности, они могут находиться в пользовании.

Участник для оценки предоставил:

Компания ООО «В.В. Севастополь» прикладывает перечень оборудования, которое приобрела для получения лицензии МЧС (копии подтверждения трудовых ресурсов прилагается). Также на балансе организации находится 5 легковых автомобилей.

То есть в заявке Участника отсутствует подтверждение наличия технических средств, требуемых для проведения работ согласно проектно-сметной документации. В связи с этим участнику присвоено 0 баллов, данная информация отражена в протоколе, права участника не нарушены».

Антимонопольный орган изучив пояснения сторон, доводы жалобы и документацию о закупке установила следующее.

Согласно Протоколу №32413234278-3 подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства по критерию оценки «2.2. Материальные ресурсы» были рассмотрены заявки участников закупки и присвоены соответствующие баллы:

Предмет оценки – наличие у Участника закупки следующих технических средств:

п/п

Наименование технических средств

Кол-во, шт.

1

Лебедки электрические тяговым усилием: от 1,25т до 2т

1

 

2

Автомобиль бортовой, грузоподъемность от 3,5т до 5 т

1

 

3

 

Установки для сварки: ручной дуговой (постоянного тока)

2

4

Погрузчик , грузоподъемность от 3.5т до 5 т

1

Информация о наличии техники подается по форме таблицы 1 «Наличие техники» формы «Информация о квалификации Участника закупки» (Приложение № 2 к настоящей закупочной документации) с приложением подтверждающих документов, из которых очевидным образом следует, что Участник закупки на законном основании является распорядителем оборудования и других материальных ресурсов (документ, подтверждающий наличие материальных ресурсов у Участника: карточки учета основных средств, данные последней инвентаризации, ПТС, техпаспорт, регистрация транспортных средств в ГИБДД, регистрация строительной техники и грузоподъемных механизмов в Ростехнадзоре, договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения договора с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки и др.).

Значение по показателю (С1i), определяется по формуле:

С1i =КЗ*Бл

где:

С1i - Количество баллов, присуждаемое i-й заявке

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Бл – количество присвоенных баллов

Минимальное количество требуемых технических средств – 5 шт

Порядковый номер заявки

Наименование участника

Сведения, представленные участником

количество присвоенных баллов

Бл

коэффициент значимости показателя

Кз

Количество баллов, присуждаемое i-й заявке

С2i

1

общество с ограниченной ответственностью "В.В. " ИНН КПП

Комиссией не приняты к оценке подтвержденные сведения о наличии материальных ресурсов, в заявке отсутствуют подтверждающие документы

0

50%

0

Так, согласно документации о закупке при наличии у Участника закупки технических средств в требуемом минимальном количестве – участнику присваивается 100 баллов.

При отсутствии требуемого минимального количества технических средств хотя бы по одной из позиций, участнику присваивается 0 балов по данному критерию.

Компания ООО «В.» приложила в составе заявки перечень оборудования, которое приобрела для получения лицензии МЧС (копии подтверждения трудовых ресурсов прилагается). Также на балансе организации находится 5 легковых автомобилей. Ввиду отсутствия подтверждения наличия технических средств, требуемых для проведения работ согласно проектно-сметной документации Заказчик присвоил участнику №1 (ООО «В») по критерию оценки «Материальные ресурсы» - 0 баллов.

Стоит отметить, что непредставление в составе заявки копий документов, подтверждающих наличие технических средств, не является основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в запросе предложений.

При этом, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке, заявителем ООО «В.В.» были приняты требования и условия Документации, в том числе порядок оценки заявок и применяемым критериям, а также выражено согласие с условиями оценки в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми, по своей сути не препятствующими возможности Заявителя быть признанным победителем Закупки.

Так установленные заказчиком критерии не противоречат законодательству и соответствуют потребности Заказчика. Действующее законодательство предоставляет заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления оценки заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, следовательно, заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Применение данных критериев оценки обусловлено необходимостью проявления должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки и связано с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг).

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки и критерии оценки заявок участников закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны