Решение по жалобе №082/10/18.1-320/2024 Решение по делу №082/10/18.1-320/2024 о результатах рассмотр... от 1 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Резолютивная часть решения оглашена 01.03.2024 г. г. Симферополь
Решение в полном объеме изготовлено 06.03.2024 г.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское межрегиональное УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии
члены Комиссии:
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГАПОУ РК "К" (далее – Заказчик) – (по доверенности),
- ООО "В." (далее – Заявитель) – (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Монтаж системы дымоудаления в здании ГАПОУ РК «К» по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ростовская, 13» (извещение №32413234278) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, комиссии Заказчика утвердившего документацию о Закупке, несоответствующую требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик, комиссия Заказчика действовал в соответствии с Законом о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения ГАПОУ РК "" (далее – Положение о закупке).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского межрегионального УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно жалобе Заявителя: «...Заказчик рассмотрев документы размещает: Протокол рассмотрения первых частей заявок, Протокол рассмотрения вторых частей заявок, Протокол подведения итогов (13.02.2024). Заказчик определил следующие критерии:
О
ОО «В.В. Севастополь» дает стоимость на 1 055 614, 00 рублей меньше, чем победитель ООО «».
2.1. Трудовые ресурсы
З
аказчик определяет квалификацию, на наш взгляд, явно завышенную для выполнения данных работ. Компания ООО «В.» прикладывает перечень своих специалистов (копии подтверждения трудовых ресурсов прилагается).
2.2. Материальные ресурсы. Предмет оценки – наличие у Участника закупки следующих технических средств:
Т
ут возникает вопрос!? Для чего в Монтаже системы дымоудаления в здании ГАПОУ РК «»?
Также мы считаем, что в разницу 1 055 614, 00 рублей, можно было приобрести эти средства или взять в аренду.
Также об этом указано в ДОГОВОРЕ. (Пункт 5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ, СПОСОБАМ И СРОКАМ ПЕРЕДАЧИ РЕЗУЛЬТАТА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ:
5.1. Подрядчик при выполнении работ по настоящему Договору в случае такой необходимости имеет право по своему усмотрению привлекать субподрядные организации. Исполнитель берет на себя ответственность за выполнение данных работ, (пункт 2. Цена договора):
2.2. Цена настоящего Договора включает в себя общую стоимость материалов и оборудования, а также всех видов работ (и сопутствующих услуг) и оплачивается Заказчиком Подрядчику в рамках настоящего Договора.
2.3. Цена настоящего Договора включает в себя все затраты, издержки и иные расходы Подрядчика, связанные с выполнением работ по настоящему Договору.
2.4. Цена настоящего Договора является твердой, и неизменной в течение всего срока действия настоящего Договора.
Если договором предусматривается субподрядные организации, тогда с какой целью Заказчик предусмотрел наличие критериев «Технические средства» и наличие такого «Штата сотрудников» (17 человек) ? Компания ООО «В.» прикладывает перечень оборудования, которое приобрела для получения лицензии МЧС (копии подтверждения трудовых ресурсов прилагается). Также на балансе организации находится 5 легковых автомобилей.
Заказчик размещает информацию по окончанию закупки с присвоением мест участникам
Н
а основании вышеизложенного, руководствуясь положениями пунктов 3 и 4 ч. 1, ч. 8 ст. 32, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 15 и п. 2 ч. 22 ст. 99, ст. 105, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 2, 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 19 документации о запросе предложений в электронной форме Заказчиком установлены следующие критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:
С
огласно возражениям Заказчика:
«В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки и критериев оценки заявок участников закупки. Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами в том числе запросом предложений.
Положение о закупке Заказчика соответствует Типовому Положению, принятому в Республике Крым, в котором прописаны правила установления требований с целью осуществления оценки по не стоимостным критериям
Установление таких не стоимостных критериев Заказчиком осуществлено в полном соответствии с Положением о закупке. Применение данных критериев оценки обусловлено необходимостью проявления должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки и связано с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ).
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки и критерии оценки заявок участников закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В связи с этим Заказчик устанавливает указанные критерии.
…
Участник указывает цитата:
Заказчик определяет квалификацию, на наш взгляд, явно завышенную для выполнения данных работ.
К документации запроса приложена проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу, в которой указано количество человека-часов, необходимых для выполнения указанных работ, при этом в Документации о закупке указан срок выполнения договора 60 календарных дней.
Для выполнения работы в срок и соблюдения действующего законодательства о труде, необходимо 17 человек.
Расходы на оплату труда шестерых из них (инженеры ПТО -3, сметчик- 2, главный инженер 1) включены в статью «накладные затраты», и в нормативных трудочасах не учитываются, однако привлечение данных специалистов необходимо для составления отчетной документации при выполнении заявленных работ.
В штате строительной организации могут быть предусмотрены должности сметчиков, инженеров ПТО, главных инженеров, выезжающих на объект и проводящих визуальный осмотр выполняемых работ и используемых материалов.
Присутствие сметчика на объекте необходимо для формирования ведомостей с указанием объемов непредвиденных и скрытых работ. Сметчик принимает участие в обсуждении (с заказчиком и производителем работ) видов работ, применяемых материалов и оборудования для дальнейшего составления технологических карт производства работ.
Расчет показывает, что 11 рабочих способны выполнить работы на объекте Заказчика в течении 35 рабочих дней (с учетом выходных и нерабочих дней в неделю, дополнительных 4 праздничных дней в марте, примерно 40 рабочих дней, из учета постоянно работающих на объекте 11 человек и сметных трудозатрат 3049 человека часов, продолжительности рабочего дня 8 часов). Также необходимо учитывать непредвиденные обстоятельства (на которые при расчете приходятся оставшиеся 5 рабочих дней), такие как невыход специалистов по причине болезни, а также то, что в здании, где проходят работы, деятельность Заказчика не прекращается, и не всегда доступ на территорию свободен. В связи с вышеизложенным, считаем данный критерий оправданным.
…
В документации о закупке указан исчерпывающий перечень документов для подтверждения информации о квалификации участника
Цитата документации:
«Оценка проводится на основе документально подтвержденных сведений, приведенных участником в соответствии с «Информацией о квалификации участника закупки» (Приложение №2 к настоящей закупочной документации), о наличии персонала, представленного для выполнения работ (оказания услуг).
При наличии у Участника закупки специалистов в требуемом количестве (17 человек) по каждой позиции, указанных в соответствии с квалификацией — участнику присваивается 100 баллов.
При отсутствии требуемого количества специалистов, участнику присваивается 0 балов по данному критерию
Непредставление в составе заявки копий документов, подтверждающих наличие персонала соответствующей квалификации, не является основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в запросе предложений»
Из заявки участника видно, что количество специалистов, представленных к оценке составляет 4, в связи с этим участнику присваивается 0 баллов.
Данная информация отражена в итоговом протоколе комиссией заказчика, права участника не нарушены. Цитата жалобы: 2.2. Материальные ресурсы. Предмет оценки — наличие у Участника закупки следующих технических средств:
№п/п |
Наименование технических средств |
Кол- во, шт. |
1 |
Лебедки электрические тяговым усилием: от 1,25т до 2т |
1 |
2 |
Автомобиль бортовой, грузоподъемность от 3,5т до 5 т |
1 |
3 |
Установки для сварки: ручной дуговой (постоянного тока) |
2 |
4 |
Погрузчик , грузоподъемность от 3.5т до 5 т |
1 |
Тут возникает вопрос’.? Для чего в Монтаже системы дымоудаления в здании ГАПОУ РК «К?
Заказчик может пояснить следующее
Указанные заказчиком машины и механизмы, применяемые в качестве критериев оценки, также указаны в сметном расчете по видам работ.
Использование машин и механизмов в строительстве обусловлено несколькими основными факторами:
-
позволяет значительно увеличить производительность работ и сократить время выполнения строительных работ (лебедка позволяет поднимать и опускать грузы на большие высоты гораздо быстрее и эффективнее, чем ручным трудом; погрузчик - быстро и легко перемещать и загружать материалы на строительной площадке, в частности используемые части инженерных систем, указанных в смете, что также существенно ускоряет процесс строительства; бортовой автомобиль обеспечивает быструю и эффективную доставку материалов и оборудования на строительную площадку).
-
повышает безопасность на строительной площадке (машины обладают специальными механизмами и устройствами, которые обеспечивают безопасность при выполнении различных строительных операций (лебедка оснащена тормозными системами и предохранительными устройствами, которые предотвращают возможность падения груза; погрузчики и бортовые автомобили также имеют специальные системы безопасности, которые защищают рабочих от травм и несчастных случаев).
Таким образом, использование машин и механизмов в строительстве является необходимым и обоснованным, поскольку это позволяет увеличить производительность работ, сократить время выполнения строительных проектов и повысить безопасность на строительной площадке. Данные машины и механизмы с наибольшим количеством машино-часов указаны в смете, размещенной в составе документации о запросе предложений.
Также мы считаем, что в разницу 1 055 614, 00 рублей, можно было приобрести эти средства или взять в аренду. Также об этом указано в ДОГОВОРЕ. (Пункт 5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ, СПОСОБАМ И СРОКАМ ПЕРЕДАЧИ РЕЗУЛЬТАТА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ:
5.1. Подрядчик при выполнении работ по настоящему Договору в случае такой необходимости имеет право по своему усмотрению привлекать субподрядные организации. Исполнитель берет на себя ответственность за выполнение данных работ, (пункт 2. Цена договора):
2.2. Цена настоящего Договора включает в себя общую стоимость материалов и оборудования, а также всех видов работ (и сопутствующих услуг) и оплачивается Заказчиком Подрядчику в рамках настоящего Договора.
2.3. Цена настоящего Договора включает в себя все затраты, издержки и иные расходы Подрядчика, связанные с выполнением работ по настоящему Договору.
2.4. Цена настоящего Договора является твердой, и неизменной в течение всего срока действия настоящего Договора. Если договором предусматривается субподрядные организации, тогда с какой целью Заказчик предусмотрел наличие критериев «Технические средства» и наличие такого «Штата сотрудников» (17 человек) ?
Цитата документации:
«...с приложением подтверждающих документов, из которых очевидным образом следует, что Участник закупки на законном основании является распорядителем оборудования и других материальных ресурсов (документ, подтверждающий наличие материальных ресурсов у Участника: карточки учета основных средств, данные последней инвентаризации, ПТС, техпаспорт, регистрация транспортных средств в ГИБДД, регистрация строительной техники и грузоподъемных механизмов в Ростехнадзоре, договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения договора с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки и др.).»
Заказчик не требует от участников обязательного наличия указанных материальных ресурсов в собственности, они могут находиться в пользовании.
Участник для оценки предоставил:
Компания ООО «В.В. Севастополь» прикладывает перечень оборудования, которое приобрела для получения лицензии МЧС (копии подтверждения трудовых ресурсов прилагается). Также на балансе организации находится 5 легковых автомобилей.
То есть в заявке Участника отсутствует подтверждение наличия технических средств, требуемых для проведения работ согласно проектно-сметной документации. В связи с этим участнику присвоено 0 баллов, данная информация отражена в протоколе, права участника не нарушены».
Антимонопольный орган изучив пояснения сторон, доводы жалобы и документацию о закупке установила следующее.
Согласно Протоколу №32413234278-3 подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства по критерию оценки «2.2. Материальные ресурсы» были рассмотрены заявки участников закупки и присвоены соответствующие баллы:
Предмет оценки – наличие у Участника закупки следующих технических средств:
№п/п |
Наименование технических средств |
Кол-во, шт. |
1 |
Лебедки электрические тяговым усилием: от 1,25т до 2т |
1
|
2 |
Автомобиль бортовой, грузоподъемность от 3,5т до 5 т |
1
|
3
|
Установки для сварки: ручной дуговой (постоянного тока) |
2 |
4 |
Погрузчик , грузоподъемность от 3.5т до 5 т |
1 |
Информация о наличии техники подается по форме таблицы 1 «Наличие техники» формы «Информация о квалификации Участника закупки» (Приложение № 2 к настоящей закупочной документации) с приложением подтверждающих документов, из которых очевидным образом следует, что Участник закупки на законном основании является распорядителем оборудования и других материальных ресурсов (документ, подтверждающий наличие материальных ресурсов у Участника: карточки учета основных средств, данные последней инвентаризации, ПТС, техпаспорт, регистрация транспортных средств в ГИБДД, регистрация строительной техники и грузоподъемных механизмов в Ростехнадзоре, договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения договора с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки и др.).
Значение по показателю (С1i), определяется по формуле:
С1i =КЗ*Бл
где:
С1i - Количество баллов, присуждаемое i-й заявке
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Бл – количество присвоенных баллов
Минимальное количество требуемых технических средств – 5 шт
Порядковый номер заявки |
Наименование участника |
Сведения, представленные участником |
количество присвоенных баллов Бл |
коэффициент значимости показателя Кз |
Количество баллов, присуждаемое i-й заявке С2i |
1 |
общество с ограниченной ответственностью "В.В. " ИНН КПП |
Комиссией не приняты к оценке подтвержденные сведения о наличии материальных ресурсов, в заявке отсутствуют подтверждающие документы |
0 |
50% |
0 |
Так, согласно документации о закупке при наличии у Участника закупки технических средств в требуемом минимальном количестве – участнику присваивается 100 баллов.
При отсутствии требуемого минимального количества технических средств хотя бы по одной из позиций, участнику присваивается 0 балов по данному критерию.
Компания ООО «В.» приложила в составе заявки перечень оборудования, которое приобрела для получения лицензии МЧС (копии подтверждения трудовых ресурсов прилагается). Также на балансе организации находится 5 легковых автомобилей. Ввиду отсутствия подтверждения наличия технических средств, требуемых для проведения работ согласно проектно-сметной документации Заказчик присвоил участнику №1 (ООО «В») по критерию оценки «Материальные ресурсы» - 0 баллов.
Стоит отметить, что непредставление в составе заявки копий документов, подтверждающих наличие технических средств, не является основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в запросе предложений.
При этом, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке, заявителем ООО «В.В.» были приняты требования и условия Документации, в том числе порядок оценки заявок и применяемым критериям, а также выражено согласие с условиями оценки в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми, по своей сути не препятствующими возможности Заявителя быть признанным победителем Закупки.
Так установленные заказчиком критерии не противоречат законодательству и соответствуют потребности Заказчика. Действующее законодательство предоставляет заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления оценки заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, следовательно, заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.
Применение данных критериев оценки обусловлено необходимостью проявления должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки и связано с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг).
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки и критерии оценки заявок участников закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.