Решение №05/39 необоснованное установление различных цен на проездные докум... от 13 января 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №05-760-20

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть объявлена 17.12.2020.

В полном объеме решение изготовлено 13.01.2021.

 

   г. Симферополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<ФИО>;

члены Комиссии:

<ФИО> ;

<ФИО> ,

рассмотрев материалы дела №05-760-20 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения Общество 1, Общество 2, Общество 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в заключении соглашений между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Крымского УФАС России направлены материалы в отношении действий Общество 1 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 1.2. Устава определено, что Общество 1 является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество.

В Общество 1 входит 62 объекта транспортной инфраструктуры (автовокзалы и автостанции), расположенные на территории Республики Крым и объединенные в 11 автостанционных сетей.   

Целью деятельности Общество 1 является обеспечение дистанционного контроля и мониторинга движения транспорта на междугородных, пригородных и городских маршрутах, обеспечение согласованной работы транспорта, повышение эффективности работы транспорта и качества предоставления услуг по перевозке пассажиров, багажи и грузов, обеспечение безопасности дорожного движения, надежности и бесперебойности пассажирских перевозок, а также получение прибыли.

Предметом деятельности Общество 1 является:

  • осуществление на территории Республики Крым полномочий в сфере организации транспортного обслуживания населения на автовокзалах, автостанциях и кассово-диспетчерских пунктах, создание автоматизированной системы оплаты проезда на маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Крым в соответствии с действующим законодательством, а также диспетчерское управление движением автобусов на маршрутах регулярного сообщения;
  • деятельность автобусных станций;
  • деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом;
  • управление государственным имуществом, закрепленным за Предприятием на праве хозяйственного ведения;
  • аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Пассажиры на автостанциях получают следующий спектр услуг:

  • реализация проездных билетов по всем направлениям;
  • предварительная продажа билетов на проезд;
  • предварительная продажа билетов на обратное направление (только в пределах Республики Крым);
  • бронирование по телефону проездных билетов;
  • реализация билетов на транзитные рейсы до их прибытия на автостанции;
  • переоформление билетов на рейсы в других направлениях;
  • оформление возврата денежных средств за билет;
  • камеры хранения для багажа;
  • бронирование мест в комнатах отдыха автовокзалов;
  • реализация билетов на транспортное средство повышенной комфортности.

Согласно Свидетельствам (форма №51003; форма №1-1-Учет), Общество 1 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и поставлено на учет в налоговом органе 25.02.2015 (Код по ОКПО (ЕГРПОУ) 00904492; код по ОКВЭД 63.21.21).

18.04.2018 между Общество 1 (Заказчик), в лице директора <ФИО> и Общество 2 (Разработчик), в лице генерального директора <ФИО>, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключен договор №88-18 (далее – Договор №88-18) на создание программного обеспечения с передачей исключительных прав.

В соответствии с подпунктом 1.1. Договора №88-18, Разработчик обязуется по заданию Заказчика выполнить опытно-технологические работы и научно-исследовательские работы по разработке программного комплекса автоматизированной системы управления автобусными перевозками в соответствии с Техническим заданием и передать Заказчику результат работ и исключительные права на него, а Заказчик принять его в порядке и на условиях, установленных договором.

Подпунктом 1.2. Договора №88-18 установлено, что результат выполненных работ должен соответствовать требованиям Заказчика, содержащимся в Техническом задании. Техническое задание является основанием оценки работ, на предмет соответствия предъявленным Заказчиком требованиям.

Подпунктом 1.3. Договора №88-18 установлено, что право выбора методов, способов, технологий и алгоритмов работы остается за Разработчиком с учетом требований, предъявляемым в Техническом задании.

В соответствии с подпунктом 1.4. Договора №88-18, результат работ передается Заказчику в виде отчета с приложением технической, проектной, рабочей и информационной документации на бумажном носителе в 1 экз., а созданное в результате работ программное обеспечение в электронном виде на CD-диске.

Пунктом 2 Договора №88-18 установлено, что финансирование работ по договору производится за счет собственных средств Заказчика (подпункт 2.1.). Цена договора составляет 19 350 000 руб. без НДС. Цена договора включает стоимость работ, материалов, оплату всех видов налогов, пошлин и сборов, других накладных расходов, уплату обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, и иные расходы Разработчика, связанные с исполнением договора. Авансовый платеж по договору составляет 3 483 000 руб., но не более 30 % цены договора (подпункт 2.2).

Согласно пункту 3.1. Договора №88-18, Разработчик обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями Заказчика, выраженными в соответствующем Техническом задании.

Подпунктом 6.1. Договора №88-18 установлено, что Разработчик по завершении исполнения договора, представляет Заказчику соответствующий акт, в двух экземплярах.

Согласно подпункту 6.3. Договора №88-18 в случае несоответствия результатов работ требованиям, установленным договором и Техническим заданием, сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок. Разработчик обязан в срок, согласованный с Заказчиком исправить выявленные недостатки.

Подпунктом 9.1. Договора №88-18 установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору Заказчик и Разработчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 9.3. Договора №88-18, в случае несоответствия ПО заявленному Техническому заданию, наличия фактических и грамматических ошибок, несоответствия текста нормам литературного русского языка, наличию несогласованной рекламы, некорректной работы программы для ЭВМ и любых иных несоответствий Техническому заданию, Заказчик вправе потребовать переделки ПО за счет Разработчика либо возложить на Разработчика расходы по устранению таких недостатков и доработки ПО.

Подпунктом 9.4 Договора №88-18 установлено, что если во время проверки хода и качества исполнения договора, либо приемки этапа исполнения по Техническому заданию, согласованному сторонами, станет очевидным, что обязательства Разработчика не будут выполнены надлежащим образом, Заказчик может требовать устранения недостатков в установленный Заказчиком срок, а при не устранении их Разработчиком в указанный срок отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке - в части таких работ либо поручить исправление обнаруженных недостатков другому лицу за счет Разработчика.

В соответствии с подпунктом 9.7 Договора №88-18, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Разработчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 5 процентов цены договора, что составляет 967 500 руб.

Согласно письменным пояснениям Общество 2 гарантийный срок на программное обеспечение по Договору №88-18 действовал до 27.06.2019.

27.06.2018 между Общество 1 (Заказчик), в лице директора <ФИО>, и Общество 2 (Разработчик), в лице генерального директора <ФИО>, составлен и подписан Акт об исполнении обязательств и передачи исключительных прав по Договору №88-18.

В ходе проведения проверки сотрудниками Общество 4 представлены письменные заключения о несоответствии Договора №88-18 техническому заданию.

Фактически на сайте «Яндекс.Расписания» в разделе Симферополь отражены только наименования автостанций. Какая-либо иная информация на сайте отсутствует.

В подпункте 10 пункта 1.2.2.2 Технического задания установлено, что подсистема продажи билетов должна обеспечивать возможность, в рамках единой кассовой операции, осуществления продажи проездных документов на рейсы с пересадкой (в том числе на рейсы из внешних систем).

Фактически в графическом интерфейсе рабочего места кассира соответствующий функционал отсутствует.

Фактически установлено, что функционал по реализации электронных проездных документов в настоящее время реализуется через субагента - Общество 3, согласно субагентского договора от 20.09.2018 №208-18, заключенного с унитарным предприятием. Возможность реализации электронных проездных документов силами Общество 1 не реализована, несмотря на то, что Техническим заданием данная возможность предусмотрена.

Согласно письменным пояснениям представителя Общество 2 <ФИО> финансовый модуль интернет-сайта https://biletik.online самостоятельно формирует цены исходя от базовой цены поездки. При формировании цены берется в учет: время года, маршрут, спрос на маршрут и себестоимость продаж. Относительно установления разницы между стоимостью проездных документов, реализуемых в кассах Общество 1 и интернет-сайте https://biletik.online <ФИО> пояснено, что Общество 2 оплачивает услуги банков эмитентов интернет платежей, услуги фискальных операций, аренды сервера, заработной платы сотрудников, оплата услуг по сопровождению и обслуживанию сайта продаж и другие расходы. Между Общество 3 и Общество 2 отсутствует запрет на взимание сборов и платежей с покупателей билетов, а также отсутствует вознаграждение агентское и субагентское за продажу билетов.

20.07.2018 между Общество 1 (Принципал), в лице врио директора <ФИО>, и Общество 2 (Агент), в лице директора <ФИО> заключен договор №171-18 (далее – Договор №171-18), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что Агент обязуется от имени и за счет Принципала совершать юридические и иные действия, направленные на продажу услуг Принципала (далее по тексу – Действия): продажу проездных документов на перевозку пассажиров, багажа и ручной клади на обслуживаемых Принципалом маршрутах с использованием информационной сети Интернет (далее – «Интернет-продажа»).

Пунктом 1.2 Договора №171-18 Агент обязуется совершать Действия на следующих существенных условиях (далее по тексу – Условия): осуществлять от своего имени и за вознаграждение, определяемое согласно раздела 6 Договора, продажу проездных документов с использованием веб-сайта и мобильных приложений, с применением автоматизированной ситстемы управления автобусными перевозками Общество 1 (АСУ КАТ), по безналичному расчету, включая расчеты с использованием банковских карт и/или распространенных средств электронных платежей, на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Агент вправе устанавливать и взимать с пассажиров сборы к стоимости проездных документов на перевозку пассажиров, багажа и ручной клади. Указанный сбор в полном объеме принадлежит Агенту.

Также в пункте 3.3.4 Агент вправе получить агентское вознаграждение в порядке и на условиях договора. Срок действия Договора №171-18 два месяца - до 19.09.2018 (пункт 2.1).

Таким образом Договором №171-18 предоставлено право Общество 2 самостоятельно устанавливать стоимость проездных документов, с получением дохода в виде сбора в дополнение к агентскому вознаграждению (по пункту 6.2 договора 90 тысяч руб.).

20.09.2018 между Общество 1 (Принципал), в лице директора <ФИО>, и Общество 3 (Субагент), в лице директора <ФИО> заключен субагентский договор от 20.09.2018 №208-18 (далее – Договор №208-18).

Согласно пункту 1.1 Договора №208-18 Субагент обязуется от имени Принципала совершить юридические и иные действия, направленные на продажу услуг Принципала: продажу, бронирование и распечатку проездных документов на перевозку пассажиров, багажа и ручной клади в соответствии с договорами, заключенными Принципалом с перевозчиками, с использованием информационной сети Интернет.

Пунктом 1.2 Договора №208-18 установлено, что Субагент обязуется совершать действия на следующих условиях: исполнять от своего имени и за вознаграждение (сбор), осуществлять продажу проездных документов, с использованием веб-сайтов, мобильных приложений, внешнего API, с применением автоматизированной системы управления автобусными перевозками Общество 1 (АСУ КАТ), по безналичному расчету, включая расчеты с использованием банковских карт и/или распространенных средств электронных платежей, на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 1.3 Договора №208-18 установлен перечень услуг, являющийся предметом Договора – продажа проездных документов на перевозку пассажиров, багажа и ручной клади в соответствии с договорами, заключенными Принципалом с перевозчиками, с использованием информационной сети Интернет.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора №208-18, договор вступает в силу с даты подписания его сторонами и действует до 01.09.2023 года.

Согласно пункту 3.1.3 Договора №208-18 Принципал обязуется воздержаться в течение срока действия Договора от осуществления на определенной в Договоре территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет Договора.

Пунктом 3.3.1 Договора №208-18 установлено, что Субагент вправе устанавливать и взимать с пассажиров сборы к стоимости проездных документов на перевозку пассажиров, багажа и ручной клади. Указанный сбор в полном объеме принадлежит Субагенту.

Согласно пункту 5.1 Договора №208-18, вознаграждение Субагента удерживается Субагентом из суммы, поступившей на счет Субагента от Пассажиров, которые покупают у Субагента билеты Принципала на автобусные перевозки.

Пунктом 5.2 Договора №208-18 установлено, что Субагент осуществляет перевод на расчетный счет Принципала денежных средства, полученных от реализации проездных документов на перевозку пассажиров, багажа и ручной клади, по пятидневкам в течение 2 рабочих дней по окончании пятидневки.

В соответствии с пунктом 6.1 Договора №208-18, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с договором и законодательством Российской Федерации.

Из содержания пунктов 7.1 и 7.2 Договора №208-18 следует, что указанный договор может быть расторгнут только по соглашению сторон, по решению арбитражного суда и по инициативе Принципала. Сторона, нарушившая условия расторжения указанного договора оплачивает другой стороне неустойку в размере 1 000 000 руб.

Таким образом, Общество 3 не имеет возможности расторгнуть Договор №208-18 по своей инициативе в одностороннем порядке.

В рамках проведения контрольных мероприятий должностными лицами Общество 1 представлена справка о взаимоотношениях унитарного предприятия с Общество 3, в которой отражены следующие данные о продаже билетов через интернет ресурс, согласно Договору №208-18.

Также из вышеуказанной справки следует, что Общество 1 не владеет информацией о сумме полученного дохода (сбор) Общество 3 по Договору №208-18.

Доход от суммы продажи билетов Общество 1 получен в соответствии с условиями агентских договоров, заключенных с перевозчиками.

Таким образом, между Общество 1 и Общество 3 заключен Договор №208-18, в котором не установлена сумма вознаграждения (сбора) Субагента, а также возможность получения информации о сумме полученного дохода (сбора) Субагентом за фактическое количество проданных билетов посредством интернет ресурса.

Согласно отчетам о проведенных работах по Договору №208-18 в период с 20.09.2018 по 31.10.2020 итоговая сумма платежей Общество 3 в пользу Общество 1 составила 61 104 047,85 руб.

Установлено, что размер взимания сборов с пассажиров к стоимости проездных документов Общество 3 не регламентирован, в том числе Договором №208-18, заключенным с Общество 1.

Стоимость проездных документов, реализуемых Общество 3 посредством интернет ресурса: https://biletik.online, выше стоимости аналогичных проездных документов, реализуемых Общество 1 в кассах предприятия.

25.09.2018 между Общество 3 (Агент), в лице директора <ФИО>, и Общество 2 (Субагент), в лице директора <ФИО>, заключен Субагентский договор №17 (далее – Договор №17), пунктом 2.1 которого предусмотрено, что Субагент обязуется за вознаграждение совершать по поручению Агента от имени и за счет Агента юридические и иные действия, направленные на бронирование и реализацию автобусных билетов Общество 1, а также сопутствующих услуг.

В соответствии с пунктом 4.1 Договора №17 Субагент вправе взимать Сервисный сбор за оказание Клиентам услуг по бронированию и оформлению Билетов и иных услуг, информационному сопровождению Клиентов. Размер Сервисного сбора устанавливается Субагентом самостоятельно.

Согласно пункту 4.10 Субагент осуществляет продажу электронных билетов и услуг Агента только через систему https://biletik.online.

Согласно Акту сверки по Договору №17 сумма перечисленных денежных средств Субагента (Общество 2) Агенту (Общество 3) в период с 26.09.2018 по 31.08.2020 составила 38 468 632,54 руб.

22.01.2019 между Общество 3 (Агент), в лице директора <ФИО>, и Общество 5 (Субагент), в лице заместителя генерального директора по развитию бизнеса <ФИО>, заключен Субагентский договор №BUS 22.01-209-1 (далее – Договор № BUS 22.01-209-1, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что Субагент обязуется за вознаграждение от имени и по поручению Агента осуществлять действия:

- по оформлению Пользователю и/или Пассажиру Электронных билетов на рейсы Перевозчиков по маршрутам регулярных и заказных перевозок в международном и междугородном сообщениях, предоставленные Системой Агента в режиме реального времени и/или возврату Электронных билетов по запросам Пользователя;

- приему Платежей от Пользователя за оформленные Электронные билеты.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Договора № BUS 22.01-209-1 Субагент обязан обеспечить взаимодействие (интеграцию) Сайта Субагента с Системой Агента.

Согласно пункту 3.2.1 Договора № BUS 22.01-209-1 Субагент вправе устанавливать самостоятельно без согласования с Агентом и/или Перевозчиком/Принципалом сверх Стоимости электронного билета дополнительный Сервисный сбор Субагента и взимать Сервисный сбор Субагента с Пользователя за оказание Субагентом Пользователю информационно-консультационных услуг и прочих дополнительных сопутствующих услуг, связанных с оформлением, возвратом Электронного билета. Сервисный сбор субагента в полном объеме принадлежит Субагенту.

Таким образом, Договором № BUS 22.01-209-1 предоставлено право ООО «Новые туристические технологии» самостоятельно устанавливать стоимость проездных документов и плату иных сопутствующих услуг. Согласно согласованным сторонами агентским отчетам в период с 01.01.2019 по 31.08.2020 сумма, подлежащая перечислению Агенту (Общество 3) составила 15 264 519,59 руб.

11.10.2019 между Общество 1 (Заказчик), в лице заместителя директора <ФИО>, и Общество 2 (Исполнитель), в лице генерального директора <ФИО>, заключен договор №2019.388176 (далее – Договор №2019.388176), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что Исполнитель обязуется оказать комплекс услуг по информационно-техническому сопровождению технологических и информационных процессов основной деятельности Общество 1 с использованием функционала АСУ КАТ (автоматизированная система управления автобусными перевозками), сопровождению и доработке системы и обеспечению функционирования и эксплуатации системы, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанную услугу. Срок действия Договора №2019.388176 составляет 12 месяцев (до 11.10.2020).

11.10.2019 между Общество 3 (Принципал), в лице директора <ФИО>, и Общество 1 (Субагент), в лице директора <ФИО>, заключен Субагентский договор №338-19 (далее – Договор №338-19), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что Субагент обязуется от имени Принципала совершать юридические и иные действия, направленные на продажу услуг Принципала: продажу, бронирование и распечатку проездных документов на перевозку пассажиров, багажа и ручной клади в соответствии с договорами, заключенными Принципалом с перевозчиками и с использованием информационной сети Интернет (Интернет-продажа).

Пунктом 1.2 Договора №338-19 предусмотрено, что Субагент обязуется совершать Действия на следующих существенных условиях: исполнять от своего имени и за вознаграждение (сбор), осуществить продажу проездных документов, с использованием веб-сайтов, мобильных приложений, внешнего API, с применением автоматизированной системы управления автобусными перевозками Общество 1 (АСУ КАТ), по безналичному расчету, включая расчеты с использованием банковских карт и/или распространенных средств электронных платежей,  на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 1.3 Договора №338-19 Перечень услуг, являющийся предметом Договора – продажа проездных билетов на перевозку пассажиров, багажа и ручной клади в соответствии с договорами, заключенными Принципалом с перевозчиками, с использованием информационной сети Интернет. Договор №338-19 действует до 01.07.2024 (пункт 2.1).

28.08.2018 между Общество 1, в лице директора <ФИО>, и Общество 6, в лице директора <ФИО>, заключен договор №195-18 (далее – Договор №195-18) о взаимном оказании услуг по продаже билетов, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что стороны поручают друг другу реализацию своими силами проездных документов на перевозку пассажиров, багажа и ручной клади, в кассах на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся в ведении другой стороны.

01.04.2019 между Общество 1, в лице директора <ФИО>, и Общество 6, в лице директора <ФИО>, заключен аналогичный договор №32 (далее – Договор №32) о взаимном оказании услуг по продаже билетов.

Таким образом, Договоры №195-18 и №32 не предусматривают реализацию проездных документов посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

15.04.2019 между Общество 1, в лице директора <ФИО>, и Общество 7, в лице генерального директора <ФИО>, заключено Соглашение о сотрудничестве №135-19 (далее – Соглашение №135-19), предметом которого является организация и осуществление взаимодействия сторон по организации мультимодальных автобусных пассажирских перевозок на регулярных маршрутах, включенных в реестры маршрутов Министерства транспорта Республики Крым согласно Приложению №1 (пункт 1.1).

Согласно пункту 2.3 Соглашения №135-19 Общество 7 осуществляет реализацию проездных документов от имени Общество 1 в рамках предоставленной квоты глубиной продаж до 30.09.2019 включительно в соответствии с расписанием, указанным в Приложении №1 к Соглашению.

В соответствии с пунктом 2.8 Соглашения №135-19Общество 7 вправе реализовывать проездные документы по стоимости, отличающейся от стоимости проезда, указанной в Приложении №2 к Соглашению. Разница между стоимостью проездных документов, реализованных Общество 7, и стоимостью проезда по маршрутам, указанной в Приложении № 2 к Соглашению, является вознаграждением Общество 7 и удерживаться Общество 7.

Таким образом, Соглашением №135-19 предоставлено право Общество 7 самостоятельно устанавливать стоимость проездных документов.

Комиссией установлена разница стоимости проездных билетов, реализуемых в пунктах продаж Общество 1 (далее - кассы) и через интернет ресурс https://biletik.online (далее - сайт), на маршруты регулярных перевозок автобусным сообщением для 1 взрослого пассажира:

1. По маршруту следования Симферополь - Севастополь на 27.11.2020 на рейсы:

Аэропорт АС – Севастополь АВ с отправлением в 9:50 и прибытием в 11:20 (рейс 2344): в кассах - 255 руб., на сайте – 292,46 руб.;

Керчь АВ – Севастополь АВ с отправлением в 10:00 и прибытием в 12:20 (рейс 4651) в кассах - 230 руб., на сайте – 263,79 руб.;

Джанкой АС – Севастополь АВ с отправлением в 10:00 и прибытием в 12:00 (рейс 8145): в кассах - 255 руб., на сайте – 292,46 руб.

2. По маршруту следования Симферополь - Керчь на 27.11.2020 на рейсы:

Симферополь АС-1 – Керчь АВ с отправлением в 10:15 и прибытием в 14:40 (рейс 1587): в кассах – 492,20 руб., на сайте – 564,50 руб.;

Ялта АС –Краснодар АВ с отправлением в 10:25 и прибытием в 13:35 (рейс 156А): в кассах - 632 руб., на сайте – 724,84 руб.;

3. По маршруту следования Симферополь - Ялта на 27.11.2020 на рейсы:

Аэропорт АС – Ялта АС с отправлением в 10:10 и прибытием в 12:05 (рейс 1692) в кассах – 258,52 руб., на сайте – 296,50 руб.;

Аэропорт АС – Симеиз АС с отправлением в 10:25 и прибытием в 12:15 (рейс 2238): в кассах - 276 руб., на сайте – 316,54 руб.;

Аэропорт АС – Симеиз АС с отправлением в 10:30 и прибытием в 13:10 (рейс 1463): в кассах – 295,80 руб., на сайте – 339,25 руб.;

Симферополь АС-2 – Ялта АС с отправлением в 10:35 и прибытием в 12:25 (рейс 2137): в кассах – 258,52 руб., на сайте – 296,50 руб.

Таким образом, из представленного сравнительного анализа следует, что разница в стоимости проездного билета для взрослого пассажира, реализуемого через кассы и через сайт, составляет от 33,79 до 92,84 руб. в сторону увеличения стоимости проездных билетов на сайте, или 14,69% по каждому рейсу.

Учитывая, что в момент заключения Договора №88-18 с существенным ограничением права его расторжения директором Общество 3 был <ФИО>, который в настоящее время является учредителем Общество 2, а также факт заключения Договора №17, Общество 3 и Общество 2 признаются группой лиц.

В силу части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно информации Министерства транспорта Республики Крым единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по предоставлению услуг автовокзалов и автостанций на территории Республики Крым, является Общество 1. Согласно информации Общество 1 предприятие самостоятельно осуществляет продажу проездных документов на территории автостанций и автовокзалов Республики Крым.

Согласно анализу состояния конкуренции на рынке услуг по продаже проездных документов посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» группа лиц: Общество 3 и Общество 2 занимают доминирующее положение на указанном рынке.

Заключенный Договор №208-18 позволил Общество 3 заключать договоры (соглашения) с третьими лицами (субагентами) без ограничения по их количеству для получения дополнительной прибыли (вознаграждения, сборы), в результате чего для пассажиров, приобретающих проездные билеты на сайте, стоимость выше на 14,69%.

Учитывая, что Общество 3 обладает правом по Договору №208-18 заключать неограниченное количество субагентских договоров (соглашений) с предоставлением им права самостоятельного установления цены (тарифа) на билеты на рейсы, стоимость билетов может быть увеличена без каких-либо ограничений.

Довод представителя Общество 2 <ФИО> о том, что все проездные билеты, в том числе реализуемые в кассах, являются электронными проездными билетами, т.к. подлежат автоматической фискальной фиксации через налоговые органы, не находит своего подтверждения. В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира. Согласно части 4 статьи 20 указанного закона допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции, допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Договоры №208-18, №171-18, №338-19, заключенные Общество 1 с Общество 3, Общество 2, не соответствуют положениям части 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции и является недопустимым.

Согласно разъяснениям Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 №3, при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. Для констатации антиконкурентного соглашения допустимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о возможности квалификации действий (бездействия) Общество 1, Общество 3 и Общество 2 нарушившими пункт 2 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных Комиссией в заключении об обстоятельствах дела №05-760-20 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. №05/3700 от 15.12.2020) ответчиками, заявителем, и заинтересованным лицом не представлены (часть 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Изучив материалы, оценив доказательства и доводы по делу №05-760-20 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения Общество 1, Общество 2, Общество 3 пункта 2 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в связи с заключением антиконкурентных соглашений (договоров), выразившихся в необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (проездные документы).

2. Выдать Общество 1, Общество 2, Общество 3 предписание об изменении или расторжении соглашений (договоров), исключающих установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар (проездные документы).

3. Передать материалы дела №05-760-20 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.32 КоАП РФ в отношении Общество 1, Общество 2, Общество 3.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                      <ФИО>

 

Члены комиссии:                                                                                   <ФИО>

                                                                                                        

                                                                                                                 <ФИО>

Связанные организации

Связанные организации не указаны