Решение по жалобе №082/07/18.1-1369/2021 Решение по делу №082/07/18.1-1369/2021 о результатах рассмо... от 6 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431

e-mail: to82@fas.gov.ru

06.08.2021 №082/07/18.1-1369/2021реш

Заказчик:

Муниципальное унитарное предприятие

 

Заявитель:

ИП

 

 

Оператор электронной площадки:

ООО

 

 

 

 

 

Решение
по делу №082/07/18.1-1369/2021
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

06.08.2021                                                                                             г. Симферополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)

при участии представителей интересов:                                               

- Муниципальное унитарное предприятие (далее – Заказчик) – на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,

- ИП (далее – Заявитель) – на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки: «Поставка угля» (извещение №32110494534) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России 02.08.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Срок окончания подачи заявок на участие в Закупке – 16.08.2021. Следовательно, жалоба подлежит рассмотрению.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией был осуществлен звонок на номер +…………. (указанный в жалобе как контактный телефон Заявителя). Заявитель пояснила, что участвовать в заседании не сможет.

В режиме видеоконференц-связи подключился абонент «Максим», но идентифицировать его не представилось возможным, так как у него были отключены камера и микрофон.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 указанного Федерального закона.

В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно первому доводу жалобы адрес местонахождения Заказчика, указанный в извещении о Закупке отличается от адреса, указанного в положении о закупках МУП.

В соответствии с регистрационными данными и сведениям ЕГРЮЛ местом нахождения Муниципального унитарного предприятия является: «…». Данный адрес указан в регистрационных данных предприятия в ЕИС (учетная карточка организации), а также в извещении и документации о Закупке. Согласно письменным возражениям Заказчика адрес «…» в «Положении о закупке», утвержденном в 14.08.2018, является прежним адресом Заказчика. Вместе с тем, Заявитель указывает «введение участников в заблуждение и возможность применения непрозрачной процедуры закупки», что не соответствует действительности, поскольку в информации в отношении процедуры закупки указан актуальный адрес места нахождения Заказчика, также как и в извещении, и в документации об аукционе, поэтому любой Участник закупки при ознакомлении с процедурой закупки беспрепятственно получает возможность ознакомления со сведениями об адресе места нахождения Заказчика, в том числе актуальный адрес места нахождения Заказчика также содержится в Проекте договора к проводимой закупке. Кроме того, в соответствии с пояснениями Заказчика, для выполнения договорных обязательств между Заказчиком и Поставщиком в отношении поставки товара принципиальное значение имеет адрес (место) поставки товара, которое содержится в п. 1.2 документации об аукционе, п. 3.1.4 Проекта договора, а именно: …. , угольный склад. Вследствие чего, какое-либо заблуждение или непрозрачность процедуры закупки касательно адреса Заказчика отсутствуют.

На основании вышеизложенного довод жалобы признается необоснованным.

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены разные требования к разным частям закупки, то есть в отношении антрацита марки AM установлены предельные (граничные) показатели - «до», что можно понимать, как меньшее значение по данному показателю допускается, а большее - нет, а в отношении антрацита марки АС установлены четкие показатели, не допускающие отклонений, что само по себе невозможно, поскольку проба берется усредненная от общего количества поставляемого угля и результат опробирования может колебаться в пределах допустимых отклонений при проведении испытаний в разных лабораториях, что допустимо согласно действующих на территории РФ ГОСтов.

Согласно разделу III «Техническая часть. Качественные, количественные характеристики предмета закупки и показатели, позволяющие определить соответствие товара требованиям Заказчика» документации о Закупке в действующей редакции (от 05.08.2021) предметом Закупки является уголь следующих марок и характеристик:

 

 

Таким образом, описание показателей угля обеих марок приведено к единообразию.

Также согласно жалобе Заказчиком указаны показатели закупаемого угля с показателями, отличными от указанных в действующих ГОСТ, а также установлены точные значения, без учета допустимых расхождений между различными лабораториями.

Заказчиком на данный довод представлены письменные возражения следующего содержания:

«Согласно инструкции по подготовке заявки на участие в аукционе участник закупки в заявке на участие в аукционе указывает характеристики, значения характеристик предлагаемых товаров, соответствующие требованиям к характеристикам и их значениям, предусмотренным в Технической части аукционной документации. Все значения характеристик, указанные в Разделе III «Техническая часть» настоящей документации, являются неизменными. Следовательно, исходя из положений документации об аукционе, на участника закупки Заказчиком не возлагается обязанность конкретизировать значения показателей в заявке, с учетом того, что товар закупается партиями и конкретные значения в отношении партий товара могут отличаться друг от друга, но при этом такие значения должны соответствовать требованиям к неизменным диапазонным значениям, изложенным в Технической части документации об аукционе. В свою очередь, данные неизменные диапазонные значения показателей включаются в договор при его направлении на подпись победителю закупки.

Заявитель ссылается на якобы несоответствие характеристик закупаемого товара действующему ГОСТ, что не соответствует действительности, так как, например:

-        Заявитель указывает, что «выход летучих веществ для антрацита по ГОСТ должен составлять менее 8%». В Технической части требование к значению по данному показателю соответствует требованию ГОСТ, а именно: «до 4». Значение «до 4» является значением, не превышающим гостовское предельное значение «8»;

-        Заявитель указывает, что «зольность по ГОСТ должна составлять не более 29%». В Технической части требование к значению по данному показателю соответствует требованию ГОСТ, а именно: «до 7 для АМ» и «до 10 для АС». Значения «до 7» и «до 10» являются значениями, не превышающими гостовское предельное значение «29».

-        Заявитель указывает, что «массовая доля общей серы по ГОСТ должна составлять не более 2.8%». В Технической части требование к значению по данному показателю соответствует требованию ГОСТ, а именно: «до 1». Значение «до 1» является значением, не превышающим гостовское предельное значение «2,8».

Следовательно, характеристики закупаемого товара действующим ГОСТ не противоречат».

Комиссия отмечает, что Законом о закупках определено право Заказчика формировать техническое задание документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемых товаров, при  условии учета требований Закона о закупках.

         Доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, не позволяют заполнить заявку на участие в аукционе, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, Заявителем не представлено. Также Заявителем не представлено доказательств того, что товары, являющиеся предметом закупки, не находятся в свободном обращении на товарном рынке, что не позволяет принять участие в закупке неограниченному кругу хозяйствующих субъектов.

Комиссия Крымского УФАС России, изучив довод жалобы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.

Кроме того, в соответствии с доводами жалобы Заказчик в документации указал характеристики, не соответствующие ни одному из месторождений Российской Федерации, следовательно, если запрошенные Заказчиком, характеристики угля являются предельными, т.е. максимальными, то либо это несуществующими показатели по показателям качества угля, либо характеристики, предъявляемые к углям конкретного производителя, что в любом случае является действиями, ограничивающими доступ потенциальных участников к участию в закупке.

Между тем, доказательств того, что в Техническом задании содержатся требования, не соответствующие ни одному из месторождений Российской Федерации, Заявителем в жалобе не представлено. Согласно пояснениям Заказчика  требования к техническим и функциональным характеристикам товара по предмету закупки установлены в соответствии с Положением о закупке, исходя из потребностей Заказчика.

Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил никаких доказательств, подтверждающих невозможность подготовки заявки и ограничение числа участников закупки и  свидетельствующих  о нарушении его прав и законных интересов.

Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.

В последнем доводе Заявитель обжалует положение подпункта «а» пункта 1.13.2 Документации, согласно которому при проведении закупки заказчик устанавливает следующие дополнительные требования к участникам закупки:

а) наличие у участника в течение двух  лет до даты окончания подачи заявок по настоящей закупке опыта успешного исполнения (без применения мер гражданско-правовой ответственности,  а  именно:  неустоек  (штрафов,  пеней)  участником  закупки  не  менее  двух контрактов  (договоров)  по аналогичному предмету закупки (а именно: на поставку твердого топлива  (угля))  с  ценой каждого  такого контракта (договора) не менее 75% от начальной (максимальной)  цены  договора  по  настоящей закупке. При этом сведения о таких  контрактах (договорах)  должны  быть  размещены  в реестре  контрактов  по  Федеральному  закону  от 05.04.2013  № 44-ФЗ  «О  контрактной  системе  в сфере  закупок  товаров,  работ,  услуг  для обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд» или  в  реестре  договоров  по Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,  работ,  услуг  отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Подпунктом 2 пункта 2.2 Положения предусмотрено право Заказчика установить дополнительные требования к участникам закупки к наличию опыта исполнения участника закупки договоров, аналогичных предмету закупки (с обязательным указанием в закупочной документации определения, какие именно договоры с точки зрения их предмета являются аналогичными предмету закупки), при этом максимальный денежный размер данного требования не может превышать 150 процентов от начальной (максимальной) цены договора.

Таким образом, Заказчик самостоятельно в положении о закупке и документации о закупке устанавливает перечень требований к участнику закупки.

Также, Комиссия отмечает, что показатели, установленные в документации по нестоимостным критериям, не являются препятствием для подачи заявки на участие в данной закупке, основанием для отклонения заявки от участия в закупке, в случае отсутствия документов, подтверждающих соответствие участника Закупки определенному показателю нестоимостного критерия, а также не являются ограничением допуска к участию в Закупке. Заявителем не представлено сведений, что указанные требования являются незаконными и ограничивающими  число участников. Таким образом, довод  жалобы Заявителя признается необоснованным.

Исходя из вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что довод жалобы является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны