Решение по жалобе №082/07/18.1-354/2021 Решение по делу №082/07/18.1-354/2021 о результатах рассмот... от 15 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431

e-mail: to82@fas.gov.ru

15.03.2021 №082/07/18.1-354/2021реш

 

Заявитель:

 

Заказчик:

 

Оператор электронной площадки:        

 

 

Решение
по делу №
082/07/18.1-354/2021
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

15.03.2021                                                                                            г. Симферополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)

при участии представителей интересов:

Заказчик – (по доверенности), (по доверенности),

Заявитель – (директор),

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки «Выполнение комплекса землеустроительных, кадастровых и иных работ с целью установления (уточнения) границы публичного сервитута, установления границы охранной зоны, установления границ зон ограничений магистрального газопровода и перемычки: - "Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым", строительный адрес: Краснодарский край (Темрюкский район), Республика Крым (Ленинский, Кировский, Советский, Белогорский, Красногвардейский, Симферопольский, Бахчисарайский районы, городской округ Феодосия (инвентарный номер <...> -007458); "Межсистемная перемычка на км 38,7", строительный адрес: Республика Крым, ленинский район, Чистопольское сельское поселение (инвентарный номер <...> -007459)» (извещение № 32109982187) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и заявили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК «» (далее – Положение).

 В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В первом доводе Заявитель обжалует установление Заказчиком в качестве параметра нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» наличие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2. «Специальные квалификационные требования. Критерии оценки.  Техническое задание на выполнение работ (услуг) (Описание предмета закупки)» документации о Закупке установлен нестоимостной критерий  «Квалификация участников закупки, в том числе: обеспечение кадровыми ресурсами (наличие в штате кадастровых инженеров, являющихся членами СРО кадастровых инженеров); обеспечение кадровыми ресурсами (наличие кадастровых инженеров, привлечённых по гражданско-правовым договорам); наличие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности; наличие Деловой репутации у участника закупки за последние 18 месяцев до даты опубликования Извещения о Запросе предложений в электронной форме; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами (наличие у участника закупки собственного либо арендованного оборудования необходимого для выполнения работ)».

При этом показатель «Наличие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности» оценивается в 30 баллов.

В соответствии  с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.

Лицензия для выполнения работ, предусмотренных контрактом, не требуется, также данные работы не входят в Перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, а также необходимых для их выполнения специальностей или направлений подготовки работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, или работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию (приложение к Постановлению Правительства РФ от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности").

Согласно пояснениям Заказчика «Положение о лицензировании данного вида деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г.             N 1126 " О лицензировании геодезической и картографической деятельности». Пунктом 4 указанного Положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на выполнение геодезических и картографических работ, а именно: наличие технических средств и оборудования, прошедших поверку (калибровку); наличие работников, заключивших с ним трудовые договоры для осуществления геодезических и картографических работ, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, а также стаж работы не менее одного года по соответствующей специальности или направлению подготовки; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля, обеспечивающей осуществление контроля за соблюдением требований к геодезическим и картографическим работам. Проверка соответствия данным требованиям осуществляется в соответствии с Положением органом государственной власти РФ - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Таким образом, наличие или отсутствие лицензии позволяет выявить лучшие условия исполнения договора, а именно одновременно получить достоверную информацию от государственного органа власти - о состоянии кадров, материальных ресурсов участника закупки, которые подтверждены.

На данный момент, согласно сведениям реестра Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, данной лицензией обладают 1611 организаций и физических лиц (копия реестра в приложении).

Помимо этого, установленный Заказчиком показатель, не является требованием к участникам закупки как это указано Заявителем. Наличие или отсутствие лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности влияет на количество баллов, присуждаемых участнику закупки. Максимальное количество баллов, которое может получить любой участник закупки составляет 30 баллов. Помимо обжалованного Заявителем показателя, в Документации установлено также пять других показателей, в том числе ценовой, которые позволяют участникам закупки получить максимальное количество баллов».

Вместе с тем, установление данного критерия ставит в преимущественное положение хозяйствующие субъекты, имеющие данную лицензию, перед хозяйствующими субъектами, которые не имеют ее, однако ее наличие не подтверждает большего профессионализма участников в отношении выполнения работ, предусмотренных условиями документации, не предусмотрено законодательством, не позволяет объективно оценить заявки участников Закупки на предмет установления победителя, наилучшим образом подходящего для целей исполнения договора, необоснованно ограничивает конкуренцию участников Закупки и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно второму доводу жалобы нестоимостными критериями оценки, предусмотренными пунктом 2.2 Документации о проведении запроса предложений в электронной форме предусмотрено обеспечение кадровыми ресурсами (наличие кадастровых инженеров, привлечённых по гражданско-правовым договорам), при этом таблицей 2 «Оценка по показателям оценки Критерия №2) обеспечение кадровыми ресурсами разделено на две части:

-        наличие в штате кадастровых инженеров, являющихся членами СРО кадастровых инженеров (максимальное количество баллов — 30);

-        наличие кадастровых инженеров, привлечённых по гражданско-правовым договорам (максимальное количество баллов — 10).

Таким образом, отсутствие у Поставщика кадастровых инженеров, привлечённых по гражданско-правовым договорам, по причине достаточного количества кадастровых инженеров, состоящих в штате, привлечёт к снижению баллов оценки заявки; равно как и наличие исключительно кадастровых инженеров, привлечённых по гражданско-правовым договорам, и отсутствие таких инженеров в штате также существенно повлияет на снижение баллов при оценке заявки, что может привести к ограничениюконкуренции.

Документация о проведении запроса предложений в электронной форме не содержит обоснования того, что наличие у участника квалифицированного персонала в штате организации влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса и качество выполняемых работ, в большей степени, чем привлечение квалифицированного персонала по гражданско-правовым договорам.

Также в соответствии с таблицей №4 «Шкала оценки по Показателю оценки №2» наличие кадастровых инженеров, привлечённых по гражданско-правовым договорам в количестве 9 человек оценивается в 0 баллов, наличие 10 человек оценивается в 10 баллов. При этом соответствии с таблицей №3 «Шкала оценки по Показателю оценки №1» наличие в штате кадастровых инженеров в количестве от 2 до 9 человек оценивается в 0 баллов, от 10 до 29 человек оценивается в 10 баллов, от 30 человек – в 30 баллов.

Таким образом, установленные Заказчиком преимущество штатных специалистов перед привлеченными, а также градация балльности по показателям №1 и №2 критерия №2 не соответствует требованиям обеспечения справедливой конкуренции и нарушает  пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с третьим доводом жалобы Заказчиком незаконно установлено требование о предоставлении копии трудовой книжки и копии квалификационного аттестата на каждого кадастрового инженера для подтверждения обеспеченности кадровыми ресурсами по Показателю оценки №1.

В соответствии с положениями статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется). В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" (далее - Федеральный закон N 439-ФЗ) и изменениями, внесенными Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатели с 1 января 2020 г. обязаны формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представлять ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах ПФР.

Положениями статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ   предусмотрено, что каждый работник по 31 декабря 2020 года включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

Кроме того, в соответствии со статьей 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы, в том числе у другого работодателя. Согласно статье 282 ТК РФ совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством. Согласно абзацу 7 пункта 3.1 Постановления Минтруда России от 10.10.2003 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» сведения о работе по совместительству не вносятся в трудовую книжку в обязательном порядке; данные сведения вносятся по желанию работника и производится по месту основной работы.

Таким образом, представление трудовых книжек в отношении всех работников, которые находятся в штате поставщика, не представляется возможным в отношении тех сотрудников, которые работают у поставщика по совместительству, и не имеют желания вносить соответствующую запись в свою трудовую книжку.

Требования о наличии квалификационного аттестата у лица, которое осуществляет кадастровую деятельность, законодательно закреплено в пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Данный закон утратил силу с 01 июля 2016 года в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2015 г. №452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров». В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2015 г. №452-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года№221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) порядке с 1 июля 2016 года. При этом до 1 декабря 2016 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, имевшие на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера. Таким образом, с 01 июля 2016 г. Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ статья 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ была изложена в новой редакции, в соответствии с которой для выполнения кадастровых работ не требуется действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона №221-ФЗ, кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров; при этом пунктом 2 указанной статьи перечислены обязательные условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров, перечень которых является исчерпывающим, и не предусматривает наличие квалификационного аттестата кадастровых инженеров.

Следовательно, установление требования об обязательном предоставлении копии трудовой книжки и копии квалификационного аттестата на каждого кадастрового инженера для подтверждения обеспеченности кадровыми ресурсами по Показателю оценки №1 является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Ввиду того, что предписание об устранении нарушений требований Закона о закупках было выдано по результатам рассмотрения дела №082/07/18.1-267/2021 от 05.03.2021, Комиссией принято решение предписание по данному делу не выдавать. При исполнении предписания по делу №082/07/18.1-267/2021 Заказчику необходимо учитывать решение Комиссии по делу №082/07/18.1-354/2021. 

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3.  Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны