Решение по жалобе №№082/07/18.1-982/2022 Решение по делу №082/07/18.1-982/2022 о результатах рассмотр... от 9 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Решение
по делу №082/07/18.1-982/2022
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии

члены Комиссии:

при очном участии представителей интересов:                                                                

- ФГУП «***» (далее – Заказчик) – (представитель по доверенности),

- ООО «***» (далее – Заявитель) – на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки «Выполнение подрядных работ по текущему ремонту системы отопления автотранспортного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Батурина, 15» (извещение №32211631037) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, выразившимися в признании заявки Заявителя не соответствующей, содержащей характеристики поставляемого товара, неудовлетворяющих потребности Заказчика.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ФГУП "***" (далее – Положение о закупке).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

На основании пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок №32211631037-01 в открытом аукционе в электронной форме (извещение №32211631037) от 29.08.2022 г. Закупочная комиссия приняла решение признать заявку №2 (Заявитель) несоответствующей по основаниям:

 

Согласно жалобе Заявителя: «Пункт 4 заявки Участник указал "Класс покрытия радиатора I. Волнистость покрытия допускается, что является недостоверными сведениями, так как согласно п.5.5 ГОСТ 31311-2005 Качество покрытия поверхностей, видимых при эксплуатации отопительных приборов должно быть не ниже IV класса по ГОСТ 9.032. Согласно п. 2.1 ГОСТ 9.032-74 для покрытия I класса волнистость покрытия не допускается, но в соответствии с ГОСТ 9.032-74 показатель для полуматового покрытия вообще не нормируется. Кроме того, в инструкции к заполнению заявки в документации указано, что Участник может указать характеристики с использованием слов «допускается, допускаются» если на момент подготовки заявки невозможно определить наличие или отсутствие определенных характеристик. Слова «допускается, допускаются» означают, что указанные характеристики могут быть в товаре, а могут и не быть. При описании в заявке показателей, указывающих на количество или объем дефектов используемых товаров, конкретные значения которых невозможно определить без наличия товара, конкретными значениями соответствующих показателей будут считаться точные значения таких показателей или диапазонные, установленные в соответствии с документацией об электронном аукционе и требуемым государственным стандартом. Более того участник на момент подачи заявки не обязан иметь товар в наличии, и определить фактические параметры волнистости покрытия не может, поскольку ГОСТ 9.032-74 их не нормирует.

Пункт 7 участник указал тип электрода Э42, Э46, Э42А. Содержание серы в наплавленном металле 0,0,0%, что не соответствует требованиям документации, т. к. для каждого типа электрода нужно указывать значение содержания серы, оно якобы должно по мнению заказчика различаться. Но в ГОСТ 9467-75, для указанных видов электродов нормируется как "НЕ БОЛЕЕ 0,040 и соответственно 0,030 %", а это значит, что указанное участником значение показателя -0,030% должно удовлетворять требованиям ГОСТа, и аукционной документации. И снова, показатель содержание серы в наплавленном металле участник не сможет определить до точных значений, как того требует заказчик без проведения лабораторных исследований. Видно, что заказчик всеми силами пытается ограничить круг участников до одного. Усложняет подачу, не оставляя право за участником подать заявку выразив согласие на выполнение работ, требует от участников предложения параметров, которые ему не получится определить в той точности, которую он требует. В самом описании показателей существуют также не стыковки, которые приводят к введению в заблуждение участников, так, к примеру, в пункте 5. Трубы стальные прямошовные электросварные параметры диаметров и толщины стенки не могут быть такими, как указано у заказчика, во первых не ясно, что конкретно требуется - толщина стенки 3 мм и 5 мм, или 5 и 3,5 мм, или и 3 и 5 и 3,5 мм, а в соответствии с ГОСТом 10704-91 трубу с наружным диаметром 57 мм с толщиной стенки 5 мм не делают, во вторых- в сущности нельзя понять какие конкретные трубы необходимо использовать в работе (трубы диаметров со всеми толщинами или все таки конкретной трубе с конкретным диаметром конкретную толщину стенки?)».

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны требования, в том числе к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В силу пунктов 3.1.2, 3.1.4 Документации о закупке Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров, а также информацию, указанную в пункте 12.1 Информационной карты. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и сведения, указанные в пункте 12.2 Информационной карты.

В соответствии с пунктами 12.1 раздела II.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА Документации по закупке:

«12.1. Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:

- согласие участника закупки на выполнение работ, на условиях, предусмотренных документацией о закупке.

Согласно инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) предлагаемые материалы должны соответствовать следующим нормативным документам: Олифа ГОСТ. 7931-76; Сталь листовая оцинкованная ГОСТ 14918-2020; Щебень для строительных работ ГОСТ 8267-93; Вата минеральная ГОСТ 4640-2011; Труба из полипропилена ГОСТ 32415-2013; Радиатор ГОСТ 31311-2005; Винты с полукруглой головкой ГОСТ 17473-80; Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; Трубы стальные электросварные прямошовные ГОСТ 10704-91; Электроды ГОСТ 9467-75; Листы алюминиевые ГОСТ 21631-76. Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), поставляемого, применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в Приложении № 1 к Техническому заданию.

            В случае если какие-то из показателей у выбранного участником варианта исполнения товара не нормируются или отсутствуют, участник указывает об этом в составе заявки путем прочерка («-»), слов «не нормируется», «отсутствует», или иным образом указать на отсутствие характеристики у выбранного варианта исполнения товара.

В случае если единица измерения, указанная в Приложении № 1 к Техническому заданию отличается от единицы измерения соответствующего государственного стандарта, а также в случае, если единица измерения в Приложении № 1 к Техническому заданию не указана, участник вправе указать единицу измерения в соответствии с документацией об электронном аукционе или государственным стандартом.

Согласно приложению №1 Технического задания Заказчика по позиции 4 «Радиатор» Заказчику необходим товар со следующими техническими характеристиками:

Радиатор

 

Количество секций

 

не менее 10

 

шт

 

Покрытие

 

гладкое, однотонное, термостойкое защитно-декоративное, обеспечивающее защиту от коррозии, полуматовое или матовое или глубокоматовое или полуглянцевое

 

 

Мощность одной секции

 

от 165

 

Вт

Волнистость покрытия

 

допускается

 

 

Поверхность радиатора

 

не должна иметь заусенцев, острых кромок и других дефектов, которые могут травмировать людей

 

 

Общая мощность радиатора

 

до 1980

 

Вт

Класс покрытия радиатора

 

не менее I

 

 

Заявитель в составе заявки по позиции 4 «Радиатор» указал ГОСТ 31311-2005 которому соответствует предлагаемый товар. По показателям соответствия, используемые для определения соответствия товара (материала) потребностям Заказчика «волнистость покрытия» указал «допускается», а по «Класс покрытия радиатора» указал «I» класса.

Согласно пояснениям Заказчика: «Показатели соответствия, установленные в документе «Требования к материалам», не являются необоснованными или излишними, так как все показатели при описании товара «Радиатор» были использованы на основании действующего ГОСТ 31311-2005 «приборы отопительные».

В соответствии с ГОСТ 31311-2005 «Отопительные приборы должны иметь термостойкое защитно-декоративное покрытие, обеспечивающее их защиту от коррозии. Качество покрытия поверхностей, видимых при эксплуатации отопительных приборов, должно быть не ниже класса IV по ГОСТ 9.032.

Согласно ГОСТ 9.032 в пункте 2.1 Таблицы 2 по наименованию дефекта «Волнистость покрытия» для I и II классов гладких, однотонных, полуматовых покрытий отсутствует условие «допускается или «не допускается».

Согласно инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки:

Слова «допускается, допускаются» означают, что указанные характеристики могут быть в товаре, а могут и не быть. При описании в заявке показателей, указывающих на количество или объем дефектов используемых товаров, конкретные значения которых невозможно определить без наличия товара, конкретными значениями соответствующих показателей будут считаться точные значения таких показателей или диапазонные, установленные в соответствии с документацией об электронном аукционе и требуемым государственным стандартом.

Стоит учитывая, что на момент подачи заявки, участник закупки не обязан иметь товар в наличии, поэтому данную характеристику невозможно определить, указание характеристики товара «Волнистость покрытия» с показателем соответствия «допускается» вводит участников закупки в заблуждение поскольку ГОСТ 9.032-74 не устанавливает для определенных классов (таких как I класс) или норм покрытий параметра «допустимость». В связи с чем Заявитель указал данную характеристику товара в соответствии с документацией, ГОСТом 31311-2005 и инструкцией по ее заполнению.

Согласно приложению №1 Технического задания Заказчика по позиции 7 «Электроды» Заказчику необходим товар со следующими техническими характеристиками:

Электроды

 

Тип электрода

Э42,Э46,Э42А

 

 

 

Содержание серы в наплавленном металле

 

Не более 0,040

 

%

Согласно пояснениям Заказчика: «Показатели соответствия, установленные в документе «Требования к материалам», не являются необоснованными или излишними, так как все показатели при описании товара «Электроды» были использованы на основании действующего ГОСТ 9467-75 «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей».

Согласно инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что в случае если конкретные значения показателей можно определить только при проведении испытаний, опытов, исследований, и т.д., и на момент подачи заявки у участника отсутствует информация о данных характеристиках, то участник может указать значения показателей в виде диапазона в соответствии с требуемым государственным стандартом или, в случае отсутствия установленного ГОСТ, информацией производителей.

Так же, согласно инструкции в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз, за исключением случаев, когда знак «,» применяется в качестве части математического показателя (дробь и т.п.)».

Заявитель в составе заявки по позиции 7 «Электроды» указал ГОСТ 9467-75 которому соответствует предлагаемый товар. По типу электрода участник №2 указал «Э42, Э46, Э42А» а в содержании серы в наплавленном металле указал не более 0,030%.

Согласно ГОСТ 9467-75 механические свойства металла шва, наплавленного металла и сварного соединения, выполненных электродами для сварки конструкционных сталей, должны соответствовать нормам, приведенным в таблице:

 

Фактически Заявитель при заполнении заявки на участие в аукционе руководствовался инструкцией по заполнению заявки, документацией об аукционе и ГОСТом 9467-75. Так как Заказчиком в приложении №1 к техническому заданию установлены требования к техническим характеристикам товаров (материалов), которые должны применяться при производстве работ, то участник №2 в соответствии с требованиями указал три типа электрода – «Э42, Э46, Э42А» и требуемый параметр по содержанию серы в наплавленном металле 0,030 % (требуемое значение Заказчика не более 0,040%), в соответствии с документацией об аукционе.

Заказчик в своих пояснениях ссылается на выписку из ГОСТА 9467-75, в которой указаны типы электродов и содержание серы в наплавленном металле. Однако в требованиях к техническим характеристикам товаров (материалов) приложения №1 Технического задания Заказчик не конкретизировал, что в составе заявки по параметру «Содержание серы в наплавленном металле» необходимо указывать показатель для каждого типа электрода.

Согласно инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе слова «не более» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему. Заявитель указывая по параметру «Содержание серы в наплавленном металле» - 0,030 % не нарушил требования Заказчика. Так же участник №2 в первой части заявки по позиции 7 «Электроды» указал ГОСТ 9467-75, что говорит о намерении участника электронного аукциона предоставить товар в соответствии с ГОСТом.

Согласно пункту 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.

Указанное письмо применимо к рассматриваемым правоотношениям ввиду того, что Закон о закупках так же не обязывает участников закупки иметь в наличии требуемый товар на момент подачи заявки.

Потребность Заказчика в выполнении работ обусловлена локальным сметным расчетом. При этом в самом локально-сметном расчете детализированных требований к радиаторам и электродам не установлено. По сути, электроды и радиаторы  является не предметом поставки, а расходным материалом при выполнении работ по текущему ремонту. Электроды например,  не являются предметом поставки по договору и не принимаются по итогам поставщиком оторвано от результатов торгов.

Инструкция по заполнению заявки в документации занимает четыре (четыре) страницы. Комиссия УФАС ознакомившись с данной инструкцией, приходит к однозначному выводу о том, что данная инструкция по заполнению заявки сложна для восприятия, излишне запутанная. В совокупности с установленными Заказчиком требованиями к расходным материалам (электроды, радиаторы,  олифа, вата минеральная и др.) на 4 (четырех) листах документация, по сути, представляет собой «шараду».

Комиссия также установлено, что из 5 (пяти)  поданных  заявок на участие в аукционе Заказчиком отклонены 4 (четыре)  по формальным основаниям, указанным в инструкции по заполнению заявки (волнистость покрытия радиатора, содержание серы  в наплавленном металле электрода,   диаметр резьбы винта и т.д.).

В своей заявке ООО «***»  выразил свое согласие на участие в закупке на условиях документации и указал, что предлагаемые материалы соответствуют нормативным документам, в том числе «Радиатор» (позиция 4)  соответствует ГОСТ 31311-2005, «Электроды» (позиция 7) соответствуют  ГОСТ 9467-75.

Также и в Аукционной документации заказчик устанавливает требование о соответствии товара ГОСТам, в том числе ГОСТ 31311-2005, ГОСТ 9467-75. Таким образом, участник давая свое согласие на участие в закупке подтверждает, что расходные материалы будут соответствовать показателям установленным соответствующим ГОСТам.

В связи с чем антимонопольным органом сделал вывод, что установленное требование к материалам, которые используются исполнителем, при выполнении работ являются избыточными и в совокупности с инструкцией создает предпосылки для нарушения прав участников, ввиду неправомерного отклонения.

Комиссия УФАС исходит из того, что требования к предмету закупки должны соответствовать предмету закупки и иметь прямую связь с итоговым результатом. Такие требования должны предъявляться ко всем участникам в равной мере и не должны ставить кого-либо в преимущественное положение (Постановление Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 04.05.2017г. по делу № Ф07-3271/17, Постановление 21 Арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 г. по делу № А83-18551/2020). Требования должны быть понятны для любого потенциального участника, что в данном случае явно отсутствует.

Следует отметить, что заявитель - ООО «***»  является потенциальным исполнителем и имеет опыт работ по государственным заказам (в качестве поставщика и исполнителя более 80 контрактов). Следовательно ООО «***»  имеет очевидную, а не мнимую заинтересованность в победе.

Таким образом, комиссия Заказчика, установив в первой части заявки Заявителя недостоверные сведения, несоответствующие характеристикам товара, требуемого Заказчику в Документации о закупке, и отстранив участника №2 нарушила пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о Закупках.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны