Решение №07/137 РЕШЕНИЕ по делу № 082/10/18.1-05/2021 от 11.01.2021 г. по ре... от 1 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 082/10/18.1-05/2021 от 11.01.2021 г.

по результатам рассмотрения  жалобы *
(вх. № 13/10 от 11.01.2021) на действия организатора торгов –
Администрацию Джанкойского района Республики Крым

 

Резолютивная часть объявлена 28.01.2021

Решение в полном объеме изготовлено 01.02.2021                         г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председатель Комиссии – *; члены комиссии: *, *,

рассмотрев жалобу * (далее – Заявитель) (вх. № 13/10 от 11.01.2021) на действия организатора торгов – Администрацию Джанкойского района Республики Крым (далее – Организатор торгов) при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 621617 кв. м кадастровый номер <...> :03:150501:74, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование (код 1.0), находящегося в собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, расположенного по адресу: Республика Крым, Джанкойский район, Новокрымское сельское поселение для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет (извещение № 241120/46891359/01, лот № 1),

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом,

в присутствии представителей организатора торгов – * (доверенность № 01-31/3405/1 от 29.12.2020),  * (доверенность № 01-31/44/1 от 15.01.2021), * (доверенность № 01-31/38/1 от 14.01.2021),

в присутствии представителя заинтересованного лица * – * (доверенность № 82АА2205330 от 17.12.2020),

в присутствии представителя заинтересованного лица МУП «Райбытсервис» –  * (удостоверение заместителя директора МУП «Райбытсервис» № 41), выступающего без доверенности в качестве вольного слушателя,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 13/10 от 11.01.2021) на действия Организатора торгов при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 621617 кв. м кадастровый номер <...> :03:150501:74, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование (код 1.0), находящегося в собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, расположенного по адресу: Республика Крым, Джанкойский район, Новокрымское сельское поселение для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет (извещение № 241120/46891359/01, лот № 1).

Заявитель в совей жалобе указывает следующие доводы:

  1. В нарушение п. 18 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) Организатором торгов установлен десятидневный срок для возврата задатка;
  2. Организатором торгов допущено нарушение п. 10 раздела 2 Приказа ФАС России № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ № 67);
  3. Организатором торгов в тексте извещения и в аукционной документации допущены противоречащие сведения, что по мнению Заявителя вводит в заблуждение потенциального участника аукциона;
  4. Проведение аукциона на следующий день после рассмотрения заявок лишает возможности участника обратиться в ФАС и приостановить торги;
  5. Между Организатором торгов и участниками, допущенными к аукциону имеется сговор;
  6. Заявки на участие в аукционе не были допущены по формальным признакам.

В ходе рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

Организатором торгов 24.11.2020 на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение  о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 621617 кв. м кадастровый номер <...> :03:150501:74, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование (код 1.0), находящегося в собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, расположенного по адресу: Республика Крым, Джанкойский район, Новокрымское сельское поселение для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет (извещение № 241120/46891359/01, лот № 1).

Реквизиты решения о проведении аукциона: Постановление администрации Джанкойского района Республики Крым от 06.10.2020 г. № 599.

Дата и время начала приема Заявок: 25 ноября 2020 года с момента опубликования извещения о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru).

Прием Заявок осуществляется в рабочие дни: понедельник – пятница с 08 час 30 мин до 16 час 00 мин (по местному времени), перерыв с 12 ч 00 мин до 13 ч 00 мин.

Дата и время окончания приема Заявок: 28 декабря 2020 года до 9 час 00 мин (по местному времени).

Дата и время проведения аукциона: 29 декабря 2020 года в 09.00 часов 00 минут.

В отношении первого довода Заявителя установлено следующее.

В соответствии с п. 18 ст. 39.12 ЗК РФ в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.

Между тем, в соответствии с положениями аукционной документации задаток заявителя, отозвавшего заявку до окончания срока приема заявок на участие в аукционе, возвращается такому заявителю в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки на участие в аукционе.

По вышеуказанному доводу присутствующий на заседании Комиссии Крымского УФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что указание десятидневного срока возврата задатка является технической ошибкой.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

В отношении второго довода Заявителя установлено следующее.

В соответствии с п. 10 раздела 2 Приказа № 67 число членов комиссии должно быть не менее пяти человек.

Заявитель в своей жалобе указывает следующее: «фактически заявки рассматривала комиссия из 4-х человек. Приказ о составе комиссии и количестве ее членов, в аукционной документации отсутствует».

Между тем, при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка нормы Приказа № 67 не применимы.

Порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка регламентируется в соответствии ЗК РФ.

Положения ЗК РФ не содержат требований к комиссии по проведению аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков.

Второй довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Однако, в ходе заседания Комиссией Крымского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с п. 11 Порядка организации и проведения торгов (аукционов) по предоставлению земельных участков и прав на них на территории муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, утвержденного Постановлением Администрации Джанкойского района Республики Крым № 264 от 25.04.2019 , для обеспечения проведения торгов создается комиссия по проведению торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым.

Согласно письменным пояснениям Организатора торгов, полномочия по проведению аукциона возложены на комиссию, состав которой утвержден постановлением Администрации Джанкойского района Республики Крым от 24 ноября 2020 года № 684 «Об утверждении состава и положения о комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования Джанкойский район Республики Крым» (далее – Положение о комиссии) в количестве 6 человек.

В соответствии с п. 10 Положения о комиссии Комиссия правомочна принимать решения, если на заседании Комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов от общего числа ее членов, при этом каждый член Комиссии имеет один голос.

В отношении третьего довода Заявителя по вопросу наличия в тексте извещения и в аукционной документации противоречащих сведений установлено следующее.

Заявитель в своей жалобе указывает: «В извещении о проведении аукциона указан организатор аукциона: Отдел муниципального имущества администрации Джанкойского района, в то же время имеется информация об организаторе торгов – Джанкойская районная администрация. В извещении о проведении торгов имеются разночтения в организаторе торгов, что нарушает требования ст. 39.11 ЗК РФ».

В своих письменных возражениях Организатор торгов поясняет, что «в связи с технической ошибкой в извещении, размещённом в разделе «документы» на сайте http://torgi.gov.ru// указан организатор торгов отдел муниципального имущества администрации Джанкойского района Республики Крым, однако при формировании извещения на электронной площадке организатор аукциона указан верно».

Таким образом, третий довод Заявителя нашел свое подтверждение.

В отношении четвертого довода Заявителя установлено следующее.

Заявитель в своей жалобе указывает: «проведение самого аукциона было назначено на 09:00 29.12.2020 г., т.е. на следующий день после рассмотрения заявок на участие в аукционе. При установлении таких сроков у лиц, подавших заявки отсутствует возможность обратиться в ФАС и приостановить торги. Организатор аукциона целенаправленно установил такие сжатые сроки, для того чтобы участник не смогли обратиться с жалобой в ФАС и приостановить аукцион».

В соответствии с п. 4 ст. 39.12 ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно с ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

Таким образом, проведение аукциона на следующий день после рассмотрения заявок не противоречит действующим положениям ЗК РФ и не лишает права Заявителя на обжалование действий Организатора торгов.

Также в соответствии с п. 9 ст. 39.12 ЗК РФ протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

В соответствии с п. 10 ст. 39.12 ЗК РФ заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи.

Комиссией Крымского УФАС России было установлено, что Протокол № 1 рассмотрения заявок рассмотрения заявок на участие в аукционе от 28 декабря 2020 года был размещен на официальном сайте www.torgi.gov.ru 28.12.2020 г. в 20:20, что соответствует требованию п. 9 ст. 39.12 ЗК РФ.

Во исполнение п. 10 ст. 39.12 ЗК РФ Организатором торгов в адрес Заявителя было направлено уведомление о принятом в отношении него решении (почтовое отправление № 29610054013359).

Таким образом, четвертый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В отношении пятого довода Заявителя о наличии сговора между Организатором торгов и участниками, допущенными к аукциону, установлено следующее.

Заявитель в свое жалобе указывает следующее: «На участие в аукцион было подано шесть заявок. Четыре заявки поданы лицами, не связанными никакими отношениями с организатором аукциона и две заявки от лиц напрямую связанными с организатором аукциона это * (родной брат супруга главы администрации Джанкойского района) – он же оказался единственным участником и победителем аукциона, и МУП Джанкойского района Республики Крым «Райбытсервис», 100% участие в котором организатора аукциона – данное лицо было допущено к аукциону, но не явилось на него».

Между тем, Заявителем не приложено к жалобе и в ходе заседания комиссии Крымского УФАС России не установлены какие-либо документальные, письменные, устные доказательства вышеуказанного довода.

В соответствии с п. 9 ст. 39.11 ЗК РФ аукцион является открытым по составу участников. Участие в аукционе * и МУП «Райбытсервис» не противоречит действующему законодательству.

С целью всестороннего и полного рассмотрения довода Заявителя Комиссией Крымского УФАС России у * и МУП «Райбытсервис» были запрошены письменные пояснения по вышеуказанному вопросу.

Согласно письменным пояснениям * «глава администрации Джанкойского района Республики Крым не осуществляет свои полномочия с 01.12.2020 года и до настоящего времени, таким образом, влиять на осуществление процедуры проведения аукциона не имела возможности».

Представитель Организатора торгов подтвердил вышеуказанную информацию.

Присутствующий на заседании Комиссии Крымского УФАС России представитель МУП «Райбытсервис» пояснил, что решение об участие в аукционе, как и отказе от участие в нем, принималось МУП «Райбытсервис» самостоятельно без влияния Организатора торгов в лице Администрации Джанкойского района Республики Крым.

Комиссией Крымского УФАС России установлено, что глава Администрации Джанкойского района Республики Крым в состав Комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования Джанкойский район Республики Крым не входила, участие в рассмотрении заявок и проведении аукциона не принимала.

Таким образом, пятый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В отношении шестого довода Заявителя относительно отклонения Заявки по формальным признакам установлено следующее.

Протоколом №1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 28.12.2020 аукционной комиссией Организатора торгов Заявитель не допущен к торгам по следующей причине:

«1. Заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе на основании раздела «Форма заявки на участие в аукционе, порядок ее приема, адрес места ее приема, дата и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе» указанного в Извещении о проведении аукциона. Заявка не соответствует требованиям указанного раздела, а именно предоставленная заявка не содержит все необходимые сведения, установленные извещением о проведении аукциона. Несоответствие заявки на участие в аукционе по аренде земельного участка влечет последствия для участника, установленные ч. 1 п. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведений аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка.

2. Документы не прошиты, не пронумерованы.

3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 39.12.Земельного кодекса Российской Федерации к заявке на участие в аукционе в качестве документа, удостоверяющего личность, приложена не копия личного паспорта заявителя, а выписка из личного паспорта (копия двух листов).

3. Отсутствует копия личного паспорта доверенного лица».

Частью 8 статьи 39.12 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа допуска к участию в аукционе:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

В аукционной документации изложен аналогичный исчерпывающий перечень основания для отказа допуска к участию в аукционе.

Частью 1 статьи 39.12 ЗК РФ закреплено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок конкретный перечень документов, а именно:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В аукционной документации изложен аналогичный конкретный перечень документов.

В соответствии части 3 статьи 39.12 ЗК РФ имеется прямой запрет о том, что Организатор торгов не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ.

Комиссия Крымского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы по существу установила, что форма заявки Заявителя не нарушена, состав сведений и документов, представленных в поданной Заявителем заявке на участие в аукционе, в совокупности соответствовал всем установленным требованиям части 1 статьи 39.12 ЗК РФ и извещению о проведении аукциона, содержал весь объем информации, необходимой как для принятия решения о допуске Заявителя к аукциону, так и для подписания договора по результатам торгов. Комиссией Крымского УФАС России не установлено наличие недостоверных сведений в представленных документах заявки Заявителя, задаток оплачен в полном объеме.

По мнению Организатора торгов индивидуальный предприниматель глава КФХ является гражданином, на основании чего Заявитель должен был представить копию документов, удостоверяющих личность заявителя.

Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ установлено, что если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

По аналогии закона согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ установлено, что к индивидуальным предпринимателям применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, довод Организатора торгов о том, что индивидуальный предприниматель является гражданином не находит своего подтверждения ввиду того, что к индивидуальному предпринимателю применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц и не применимы как к физическому лицу.

На основании изложенного, обязательное требование о предоставлении копии документа, удостоверяющих личность заявителя, являющегося индивидуальным предпринимателем главой КФХ является избыточным.

Также стоит отметить, что в извещении и аукционной документации отсутствовало прямое требование о том, что документы должны быть прошиты и пронумерованы.

По вопросу отсутствия копии личного паспорта доверенного лица Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с положениями извещения в случае подачи заявки на участие в аукционе представителем заявителя, предъявляется доверенность, оформленная надлежащим образом (в соответствии с действующим законодательством).

Комиссия Крымского УФАС России считает, что требование о «предъявлении» доверенности не означает одновременного требования о приложении такой копии доверенности, а также копии личного паспорта доверенного лица к заявке на участие в аукционе.

Между тем установлено, что в составе заявки Заявителя на участие в аукционе присутствовала копия доверенности представителя Заявителя, а также копия личного паспорта доверенного лица (2 стр.).

В соответствии с частью 8 статьи 39.12 ЗК РФ у аукционной комиссии Организатора торгов не было оснований для отказа допуска к участию в аукционе Заявителю.

Причина, указанная в протоколе № 1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 28.12.2020 Организатора торгов об отказе в допуске на участие в аукционе Заявителя является формальной и необоснованной.

Следовательно, в рассматриваемом случае фактически имело место необоснованное отклонение заявки заинтересованного участника в допуске к торгам. По мнению Комиссии Крымского УФАС России, отказ в допуске к участию в аукционе по вышеприведенной причине свидетельствует об ошибочном подходе в правовом отношении аукционной комиссии Организатора торгов к рассмотрению поданной на участие в аукционе заявки Заявителя, что привело к ограничению количества участников аукциона и не допуску Заявителя.

Комиссия Крымского УФАС России считает целесообразным дополнительно отметить, что отклонение претендентов на стадии определения участников торгов исключительно по формальным или необоснованным основаниям не соответствует целям передачи в аренду земельного участка из земель населенного пункта, поскольку наибольшее количество участвующих в торгах лиц способствует увеличению уровня конкуренции между участниками и, как следствие, увеличению размера арендной платы за земельный участок.

Довод Заявителя нашел свое подтверждение.

Исходя из вышеуказанного, на основании письма ФАС России от 23.04.2014
№ АЦ/16109/14 с учетом того, что признание жалобы обоснованной в какой-либо части (или частично обоснованной) не предусмотрено, Комиссия Крымского УФАС признает жалобу обоснованной.

В соответствии с ч. 20 ст.  18.1 и п. 3.1. ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции Комиссия Крымского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу * (вх. № 13/10 от 11.01.2021) на действия Организатора торгов – Администрацию Джанкойского района Республики Крым) при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 621617 кв. м кадастровый номер <...> :03:150501:74, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование (код 1.0), находящегося в собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, расположенного по адресу: Республика Крым, Джанкойский район, Новокрымское сельское поселение для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет (извещение № 241120/46891359/01, лот № 1) обоснованной;
  2. Выдать Организатору торгов, обязательное для исполнения, предписание;
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
  4. Снять ограничение, наложенное уведомлениями (исх. № 07/15 от 11.01.2021; исх. № 07/45 от 18.01.2021).

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны