Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 15 августа 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 15 августа 2016 года                                                                                 г. Севастополь

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России), рассмотрев материалы, размещенные на официальном ресурсе Правительства Севастополя  http://sevastopol.gov.ru в режиме доступа: http://sev.gov.ru/docs/253/24292/, установило наличие в действиях (бездействии) Правительства Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, 2) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», выразившихся в принятии Правительством Севастополя  Распоряжения № 397-РП от 19.07.2016 года «О заключении контрактов на выполнение работ по монтажу локальных систем охранного телевидения образовательных учреждений города Севастополя с единственным поставщиком» (далее – Распоряжение № 397-РП), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и которые приводят к отсутствию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и необоснованному сокращению числа участников закупки, создают предпосылки для непрозрачности осуществления таких закупок, которое выразились в следующем.

Распоряжение № 397-РП Правительство Севастополя обязывает Государственные бюджетные учреждения города Севастополя заключить контракты с единственным поставщиком на выполнение работ по монтажу локальных систем охранного телевидения образовательных учреждений города Севастополя. Таким единственным поставщиком, согласно приложения к Распоряжению № 397 – РП безусловно определено Федеральное государственное унитарное предприятие «Российские сети вещания и оповещения».

В качестве обоснования принятия Распоряжения № 397-РП Правительство Севастополя ссылается на главу 27-1 Порядка осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 399-ПП «Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году» (далее – Постановление № 399-ПП), которая введена Постановлением № 612-ПП.

Вместе с тем, глава 27-1 Порядка осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году, утвержденного Постановлением  № 399-ПП (далее – Порядок) наделяет заказчика правом, но не обязывает его, производить закупку у единственного поставщика, определенного распоряжением Правительства, т.е. правовая норма в такой формулировке, закрепленная в пункте 1 Главы 27 – 1 Порядка, в свою очередь свидетельствует о том, что такое Распоряжение Правительства должно носить рекомендательный, а не обязывающий характер.

 Согласно статье 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе:

 1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

С принятием Распоряжения Правительства Севастополя № 397-РП от 19.07.2016 года «О заключении контрактов на выполнение работ по монтажу локальных систем охранного телевидения образовательных учреждений города Севастополя с единственным поставщиком», в пункте 1 которого предусмотрена обязанность Государственных бюджетных образовательных учреждений города Севастополя заключить контракты на выполнение работ по монтажу локальных систем охранного телевидения образовательных учреждений города Севастополя с единственным поставщиком, во – первых, создается угроза нарушения принципа обеспечения конкуренции, установленного статьей 8 Закона о контрактной системе, что может привести к отсутствию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и необоснованному сокращению числа участников закупки, создаются предпосылки для непрозрачности осуществления таких закупок, возможного проявления коррупции и других злоупотреблений, а, во – вторых, нарушаются требования пункта 1 Главы 27 – 1 Порядка в части установления обязательности совершения конкретных действий со стороны заказчиков, т.е. фактически дается указание о заключении контрактов в приоритетном порядке с конкретным поставщиком.

Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков является основополагающими целями принятия и применения Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Наличие в правовом акте органа власти субъекта Российской Федерации формулировки, устанавливающей обязанность о заключении контрактов в приоритетном порядке, фактически свидетельствует о даче указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, т.е. создании дискриминационных условий для субъектов хозяйственной деятельности, лишенных права принять участие в конкурсном отборе на поставку систем охранного телевидения в образовательные учреждения города.

Дискриминационные условия в понимании Закона о защите конкуренции – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Из данных  положений следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Данная позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. № 14686/10.

Таким образом, Распоряжение Правительства Севастополя № 397-РП от 19.07.2016 года «О заключении контрактов на выполнение работ по монтажу локальных систем охранного телевидения образовательных учреждений города Севастополя с единственным поставщиком» противоречит положениям Закона о контрактной системе, антимонопольного законодательства, государственной политики Правительства Российской Федерации, принципам, направленным на экономию бюджетных средств, повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», –

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

Правительство Севастополя (ИНН 9204001231, КПП 920401001, ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) о прекращении указанных действий (бездействия), которые являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем отмены Распоряжения № 397-РП от 19.07.2016 года «О заключении контрактов на выполнение работ по монтажу локальных систем охранного телевидения образовательных учреждений города Севастополя с единственным поставщиком» в течение 10 дней со дня получения Правительством Севастополя настоящего предупреждения.

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Федерального Закона  № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального Закона  № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны