Решение (комиссия) №ВЕ/3654/24 Решение по делу №082/10/18.1-352/2024 от 7 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Приказ ФАС России от 21.03.2023 N 147/23"О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса"(Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2023 N 73371

ООО «Викам»

ул. Русская, д. 9, г. Симферополь, Республика Крым, 295011

zakupki@vicamoffice.ru


МУП «Симрайторг»

ул. Школьная, д. 1, с. Мазанка, Симферопольский район, Республика Крым, 297530

simraytorg@mail.ru


ООО «РТС-тендер»

наб. Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж, пом. 1, г. Москва, 121151

ko@rts-tender.ru


ФАС России

delo@fas.gov.ru

(для сведения на № 04/17068/24 от 01.03.2024)



РЕШЕНИЕ

по делу № 082/10/18.1-352/2024


Резолютивная часть объявлена 05.03.2024

Решение в полном объеме изготовлено 07.03.2024 г. Симферополь


Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия), в составе:

Председатель Комиссии:

Евсеева Вероника Сергеевна — заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Петров Данил Сергеевич — специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти Управления;

Мартиросян Лилит Кареновна — специалист отдела контроля рекламы и органов власти Управления,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Викам» (далее — Заявитель, ООО «Викам») (вх. № 3558-ЭП/24 от 28.02.2024, вх. № 32542-ЭП/24 от 28.02.2024) на действия организатора торгов — муниципального унитарного предприятия «Симрайторг» муниципального образования Симферопольский район Республики Крым (далее — Организатор торгов, МУП «Симрайторг») при проведении электронного аукциона на право заключения договора купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности Республики Крым и закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Симрайторг» (извещение на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://torgi.gov.ru/ № 22000043450000000019, Лот № 1),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:


В Управление поступила жалоба ООО «Викам» на действия организатора торгов — МУП «Симрайторг» при проведении электронного аукциона на право заключения договора купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности Республики Крым и закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Симрайторг» (извещение на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://torgi.gov.ru/ № 22000043450000000019, лот № 1) (далее — Аукцион).

В жалобе Заявитель указывает, что Организатор торгов незаконно и необоснованно отклонил его заявку по причине подписания заявки и приложенных к ней документов факсимильной подписью и не заверенных, не читаемых документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица, так как наличие или отсутствие в электронном документе визуального (графического) изображения собственноручной подписи не влияет на правовые последствия подписания документа электронной подписью.

Организатор торгов не согласился с доводами жалобы, представив письменные возражения.

Комиссия Управления, исследовав обстоятельства дела, а также письменные пояснения сторон, установила следующее.

Правила проведения аукционов на право заключения договоров купли-продажи муниципального имущества установлены Порядком проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденным Приказом ФАС России от 21.03.2023 № 147/23 (далее — Порядок).

Согласно пункту 102 Порядка заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Абзац 2 пункта 103 Порядка устанавливает исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в аукционе, а именно:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица), адрес юридического лица или иностранного юридического лица (для аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица - адрес (место нахождения) на территории Российской Федерации), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты;

2) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (если заявителем является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если заявителем является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если заявителем является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если заявителем является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени заявителя выступает обособленное подразделение юридического лица);

3) выписку из единого государственного реестра юридических лиц (если заявителем является юридическое лицо), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если заявителем является индивидуальный предприниматель);

4) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации иностранного юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (если заявителем является иностранное юридическое лицо);

5) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (если заявителем является иностранное физическое лицо);

6) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности). В случае, если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, выданную и оформленную в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

7) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;

8) информацию о непроведении ликвидации юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

9) документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица (при наличии печати) и подписанное его руководителем письмо) - при проведении аукциона в соответствии с Постановлением N 739;

10) документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Аукционной документации заявка на участие в аукционе направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной подписью заявителя.

Согласно протоколу №U22000043450000000019-1 от 20.02.2024 по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме заявка ООО «Викам» была отклонена на основании подпункта 4 пукнта 5.1.4 Аукционной документации и подпункта 4 пункта 29 Порядка — несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложений о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота).

Организатор торгов пояснил, что заявка ООО «Викам» была отклонена по причине незаверения документов и неподписания каждого документа усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП) содержащихся в подписанном УКЭП пакете документов под наименованием «2. Документы_подтв. полномоч. руководителя юр. лица на осуществление действий от имени юр. лица.rar». Также в составе заявки содержатся документы под наименованием «Заявка.pdf», «6. Документ о доле Российской Федерации.pdf», «5. Заявление об отсутствии решения о ликвидации.pdf» «4. Решение об одобрении крупной сделки.pdf», подписанные УКЭП, но содержащие нечитаемые и искаженные факсимильные подписи, что недопустимо в том числе из-за отсутствия соглашения об использовании факсимильной подписи между Организатором торгов и Заявителем.

В части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон об электронной подписи) приведено понятие электронной подписи - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. При этом в статье 6 названного закона определено, что информация, подписанная электронной подписью, приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Признаки квалифицированной электронной подписи содержатся в статье 5 Закона об электронной подписи.

Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (часть 3 статьи 6 Закона об электронной подписи).

Более того, статья 4 Закона об электронной подписи провозглашает принцип недопустимости признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.08.2021 № Ф07-6611/2021 по делу № А21-11348/2020, Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 № 04АП-3878/2021 по делу № А58-374/2021.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 Закона об электронной подписи закреплено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Таким образом, использование факсимильной подписи или иного графического изображения подписи или печати на подписанном квалифицированной электронной подписью документе не влияет на его подлинность, данный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.

Из представленных Организатором торгов и оператором электронной торговой площадки заявок следует, что поданная ООО «Викам» заявка и документы, приложенные к заявке, подписаны квалифицированной электронной подписью.

Согласно пункту 4 статьи 6 Закона об электронной подписи одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов. Исключение составляют случаи, когда в состав пакета электронных документов лицом, подписавшим пакет, включены электронные документы, созданные иными лицами (органами, организациями) и подписанные ими тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов. В этих случаях электронный документ, входящий в пакет, считается подписанным лицом, первоначально создавшим такой электронный документ, тем видом электронной подписи, которым этот документ был подписан при создании, вне зависимости от того, каким видом электронной подписи подписан пакет электронных документов.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-5967 от 29.01.2019 по делу № А07-19947/2014.

Таким образом, представленные Заявителем и направленные Организатору торгов документы, содержащиеся в подписанных УКЭП пакетах документов под наименованием «2. Документы_подтв. полномоч. руководителя юр. лица на осуществление действий от имени юр. лица.rar», «Учредительное документы.rar» считаются подписанными УКЭП.

Согласно инструкции по заполнению заявки на аукционе, содержащейся в разделе 14 информационной карты аукциона, заявка (форма заявки), заявления, справки и иные документы, созданные участником, удостоверяются подписью и печатью (для юридического лица) заявителя. С целью исключения разночтений документов (в том числе копий), входящие в состав заявки участника, такие документы должны быть оформлены в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ (документы в электронной форме).

Таким образом, заявка Заявителя направленная в электронной форме и оформленная в соответствии с Законом об электронной подписи соответствовала требованиям, установленным Оргнаизатором торгов.

В силу пункта 23 Порядка участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

В соответствии с пунктом 24 Порядка кроме указанных в пункте 23 настоящего Порядка требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

Пунктом 29 Порядка установлено, что конкурсная или аукционная комиссия принимает решение об отклонении заявки на участие в конкурсе или аукционе в случаях:

1) непредставления документов и (или) сведений, определенных пунктами 53 и 103 настоящего Порядка, либо наличия в таких документах и (или) сведениях недостоверной информации;

2) несоответствия требованиям, указанным в пункте 23 настоящего Порядка;

3) невнесения задатка;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);

5) подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ, в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Законом N 209-ФЗ;

6) наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

7) наличия решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

На основании вышеизложенного, Организатор торгов в нарушение пункта 24 Порядка необоснованно отказал Заявителю в допуске к участию в аукционе.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Управления,


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Викам» на действия организатора торгов — муниципального унитарного предприятия «Симрайторг» муниципального образования Симферопольский район Республики Крым при проведении электронного аукциона на право заключения договора купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности Республики Крым и закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «Симрайторг» (извещение на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://torgi.gov.ru/ № 22000043450000000019, Лот № 1) обоснованной.

2. Выдать Организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.


Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Крым в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.



Председатель комиссии








В.С. Евсеева

Члены комиссии:










Д.С. Петров








Л.К. Мартиросян



2024-3944


Связанные организации

МУП "СИМРАЙТОРГ"
ИНН 9109017055, ОГРН 1169102053526
Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Викам"
ИНН 9102226148, ОГРН 1179102006236