Определение №07/1288 Определение о назначении дела № 082/01/15-130/2022 о нарушен... от 7 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

07.09.2022                                                                                               г. Симферополь

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее -  Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства заместитель руководителя <...>, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19.08.2022 № 269 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 082/01/15-130/2022,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление <...> о возможном нарушении антимонопольного законодательства в действиях Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (далее – Администрация), выразившегося в наделении индивидуального предпринимателя <...> (далее – <...>) статусом специализированной организации по предоставлению услуг погребения на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.

В ходе рассмотрения заявления, изучения представленных пояснений и документов Крымским УФАС России установлено следующее.

В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест погребения отнесены к вопросам местного значения городского поселения. Из положений части 1 статьи 2 и части 3 статьи 17 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В статье 2 Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» указано, что за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов), 22, 24, 26, 32, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 24 статьи 8 Устава Межводненского сельского поселения закреплено, что к вопросам местного значения Поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Также, в пункте 6 статьи 53 Устава Межводненского сельского поселения указано, что в области жилищно-коммунального, бытового, торгового и иного обслуживания населения Администрация организует оказание ритуальных услуг и обеспечивает содержание мест захоронения.

Постановлением Администрации от 07.09.2018 № 121 «О похоронном деле и правилах содержания муниципальных кладбищ на территории муниципального образования Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым» утвержден Порядок организации похоронного дела на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым (далее – Порядок № 121).

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 121 организация похоронного дела осуществляется администрацией Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемым и органами местного самоуправления.

Согласно пункту 11.1. Порядка № 121 Администрация Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым создает специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Решением <...> <...> наделено статусом специализированной организации по предоставлению услуг погребения на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района.

Крымским УФАС России установлено, что <...> в своей деятельности использует коммерческое обозначение <...>.

Данный факт подтверждается письменными пояснениями <...>, в соответствии с которыми она использует указанное коммерческое обозначение, а также предоставленными документами, в соответствии с которыми ей принадлежит товарный знак с изображением ангела, зарегистрированный под номером <...>

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 данного Закона.

Статьей 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Верховный Суд Российской Федерации в Кассационном определении от 01.06.2018 № 36-КГПР18-3 по делу № 33-2947/2017 указал, что исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Законом об организации местного самоуправления  к ведению муниципальных районов, во взаимосвязи с Законом о погребении, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным Законом (пункт 1 статьи 7 Закона о погребении) и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного Закона). Верховный Суд Российской Федерации пришел к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены Законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (например, оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета), в связи с чем органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам.

Данный вывод также подтвержден судебной практикой (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2008 № 9352/08 по делу № А60-19144/07-С4, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2014 по делу № А12-4365/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 по делу № А21-7662/2012, Постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 № Ф09-7288/10 по делу № А76-6041/2010, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010-35-192).

Кроме того, Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела, что также подтверждается вышеуказанной судебной практикой.

Таким образом, учитывая указанную выше позицию Верховного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления обязан создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия Межводненского сельского совета Черноморского района Республики Крым, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта <...> статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Межводненского сельского совета Черноморского района Республики Крым Крымским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение о необходимости в срок до 05 августа 2022 г. прекращения действия, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отмены или внесения изменений в Решение от 08.02.2022 №176 «Об определении специализированной организации по предоставлению услуг по погребению на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым» с учетом изложенной в предупреждении позиции.

В установленный срок предупреждение Крымского УФАС России Межводненским сельским советом Черноморского района Республики Крым не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель Комиссии,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.Назначить дело 082/01/15-130/2022 к рассмотрению на 6 октября 2022 в 11 час. 00 мин. по адресу: Республика Крым г. Симферополь, ул. А. Невского, д. 1, 5 этаж, каб. 515.

2. Участие в заседании комиссии будет организовано, в том числе, посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server» по ссылке:

(https://fas1.tconf.rt.ru/c/5761645615).

3.Привлечь к участию в рассмотрении дела:

- в качестве заявителя – <...>;

- в качестве ответчика – Межводненский сельский совет Черноморского района Республики Крым (ОГРН 1149102112719, ИНН 9110006227, адрес: ул. Юбилейная,
д. 1, с. Межводное, Черноморский район, Республика Крым, 296420);

- в качестве заинтересованного лица – <...>.

4. Межводненскому сельскому совету Черноморского района Республики Крым до 29.09.2022 необходимо предоставить:

- письменные пояснения с нормативным правовым обоснованием принятого решения по наделению <...> статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым;

- сведения о субъекте, осуществляющем содержание мест погребения, расположенных на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, с приложением подтверждающих документов;

- сведения о субъекте, осуществляющем регистрацию мест погребения и контролирующем деятельность по копке могил и погребению умерших на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, с приложением подтверждающих документов;

- сведения о проведенных торгах по выбору специализированной службы за период 2021-2022 гг. с указанием ссылок на публикации извещений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и приложением копии документации о торгах, заявки на участие в торгах, протоколы рассмотрения заявок на участие в торгах, иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения вышеуказанных торгов, копии заключенных договоров по результатам проведенных торгов;

- сведения о количестве и наименованиях исполненных <...> услуг по погребению в рамках гарантированного перечня согласно техническому заданию к соглашению от 09.02.2022 с приложением копий подтверждающих документов;

- копии муниципальных правовых актов, определяющих стоимость услуг по погребению, оказываемых в рамках гарантированного перечня на территории муниципального образования за период 2020-2022 г. г.

5. <...> до 29.09.2022 необходимо предоставить:

- количество и стоимость оказанных услуг согласно гарантированному перечню по погребению на территории Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым за период 2022 гг. (с приложением подтверждающих документов);

- количество и стоимость оказанных ритуальных услуг сверх гарантированного перечня по погребению на территории Межводненского сельского поселения за период 2021-2022 гг. (с приложением подтверждающих документов);

- сведения (справка) о размере выручки, полученной от всех видов деятельности (отдельно по каждому виду деятельности) за 2021 г. (с приложением подтверждающих документов);

- количество денежных средств, возмещенных <...> за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, за предоставление услуг по погребению в рамках гарантированного перечня на территории муниципального образования Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым;

- сведения о наделении <...> статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории иных муниципальных образований на территории Республики Крым с приложением копий подтверждающих документов.

Сторонам предлагается принять дистанционное участие в рассмотрении дела посредством интернет-видеоконференции с использованием плагина TrueConf, который можно скачать, перейдя по ссылке, либо выполнить предлагаемые действия по установке при первом входе в конференцию.

Интернет-видеоконференции проходят непосредственно в браузере, на веб-странице портала видеоконференций, либо с использованием приложения для мобильных телефонов.

Представителям Сторон необходимо не позднее одного дня до начала заседания комиссии направлять в Крымское УФАС России на адрес электронной почты to82@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия (в теме письма обязательно указать дату время заседания, номер дела), а на заседании комиссии в дистанционном режиме продемонстрировать членам комиссии оригинал доверенности и документ, удостоверяющий личность (например, паспорт, военный билет и т.п.).

Явка лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела или их представителей (с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела), обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны