Решение №082/07/18.1-402/2020 Решение по делу №082/07/18.1-402/2020 о результатах рассмо... от 10 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431

e-mail: to82@fas.gov.ru

10.03.2020 №082/07/18.1-402/2020реш

 

Заявитель:

ООО «Автодель»

295000, г. Симферополь, пр. Победы, 110

tender@avtodel.com

 

Заказчик:

Государственное автономное учреждение Республики Крым «Белогорское лесное хозяйство»

297600, Республика Крым г. Белогорск

ул. Нижнегорская д.49

belogorskiyleskhoz@mail.ru

 

Оператор электронной торговой площадки:

АО «ОТС»

115230, г. Москва, 1-й Нагатинский проезд, д.10 стр.1

info@otc.ru

 

Решение
по делу №082/07/18.1-402/2020
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

10.03.2020                                                                                                     г. Симферополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при
проведении закупки «Поставка автомобилей грузопассажирских повышенной проходимости со сдвоенной кабиной УАЗ-390945(или эквивалент) с комплектом лесопожарного оборудования и инвентаря (Малый лесопатрульный комплекс (МЛПК))» (извещение №32008870451) (далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия   Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о порядке проведения регламентированных закупок для нужд Государственного автономного учреждения Республики Крым «Белогорское лесное хозяйство» (далее – Положение).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

Согласно доводам жалобы, Заказчик в Разделе 4. Описание объекта закупки документации к Закупке установил технические характеристики транспортного средства, по которым подходит базовое транспортное средство марки УАЗ, что ограничивает права ООО «Автодель», имеющего возможность предоставления эквивалентного товара на базе автомобиля ГАЗ-231073 «Фермер».

В доказательство указанных доводов Заявитель приводит сведения о технических характеристиках аналогичного транспортного средства, не подходящего под установленные Заказчиком требования по двум параметрам:

 

 

 

 

  

 

ООО «Автодель» считает, что отсутствие возможности поставки эквивалентной продукции, истолковывает как создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» и как нарушение принципа равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.

Таким образом, установленные Заказчиком технические характеристики транспорта влекут за собой сужение круга потенциальных участников закупки и ограничение конкуренции»

Комиссия Крымского УФАС России изучив вышеуказанный довод Заявителя приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках  при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Вместе с тем, положение о закупках является основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика.

В соответствии с пунктом 6.1.2.2  Раздела 6 «Порядок проведения отдельных видов закупочных процедур» Положения Документация должна содержать следующие сведения:

a) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

b) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

c) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

d) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

e) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

f) форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

g) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

h) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

i) требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; требования для лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (требования, которым должно соответствовать каждое лицо, хотя бы одно лицо, требования, в соответствии с которыми показатели / параметры, предлагаемые такими лицами, суммируются);

j) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

k) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

l) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

m) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

n) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

o) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ;

p) сведения, указанные в п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;

q) порядок определения лиц, с которыми может быть заключен договор по результатам закупки.

Согласно пункту 6.6.6 подраздела 6.6 «Особенности запроса котировок» Заявка участника закупки должна полностью отвечать каждому из предъявленных требований или быть лучше, то есть указанные требования являются пороговыми (минимально допустимыми), за исключением случаев, если в документах о проведении закупки указано обязательное соответствие точным показателям, указаны максимально допустимые показатели. Если хотя бы по одному требованию заявка участника закупки не удовлетворяет условиям запроса, она отклоняется.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что технические характеристики (в том числе масса снаряженного автомобиля  и максимальная мощность) были установлены исходя из потребностей Заказчика. Предоставленные сведения представителя ООО «Автодель» по базовому автомобилю ГАЗ-231073 «Фермер» не соответствуют потребностям Заказчика, так как имеют меньшую максимальную мощность.

В дополнение к возражениям Заказчик привел следующие доводы:

 «в автопарке учреждения находятся 11 автомобилей повышенной проходимости грузоподъемностью от 700 кг до 1 000 кг, все данные автомобили торговой марки УАЗ, содержание автомобилей одной марки облегчает их эксплуатацию в плане многолетнего опыта в части приобретения запасных частей, ремонте, сервисном обслуживании; 

- на протяжении многолетнего опыта данные автомобили зарекомендовали себя с положительной стороны при работе в условиях тяжелого бездорожья горно-лесной зоны крымских лесов;   

- данные аспекты послужили причиной выбора для описания в технической документации запроса котировок базового автомобиля для МЛПК автомобиль торговой марки УАЗ для облегчения идентификации участниками закупки товара»

Учитывая данные обстоятельства в совокупности с изложенными нормативными положениями, Комиссия отмечает, что сам факт включения в документацию о запросе котировок требований к максимальной мощности и массе снаряженного автомобиля, нарушать права и законные интересы потенциальных участников закупки не может, поскольку содержание данных требований определяется исключительно по усмотрению заказчика и зависит от его производственных потребностей, которые, исходя из конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности, не подлежат оценке со стороны иных лиц.

При этом для квалификации действий заказчика по установлению в документации конкретных требований к товару как нарушения действующего законодательства необходимо доказать наличие определенных последствий, к которому такие действия могут привести.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом целевого и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Среди прочих заказчиком должны соблюдаться такие принципы как информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления несоизмеряемых требований к участникам закупки.

Требование экономически эффективного расходования денежных средств предполагает, что приобретение необходимых товаров, работ и услуг должно максимально удовлетворять потребности заказчика с учетом специфики его деятельности и при возможности минимизировать его издержки.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.12.2010 №11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Проанализировав содержание данного письма, с учетом пояснений представителя Заказчика и изложенных обстоятельств рассматриваемой ситуации, Комиссия отмечает, что приобретение базового транспортного средства с меньшей максимальной мощностью  будет противоречить принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

В соответствии с Протоколом о результатах закупки №U4483136-7872791-1 от 20.02.2020 г. на участие в данном запросе котировок в электронной форме подало заявки 4 участника, все допущены. Сведений, подтверждающих ограничение конкуренции, Заявителем предоставлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

Настоящее может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны