Определение №07/1437 ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 082/05/28-176/2021 О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТ... от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 082/05/28-176/2021

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

23.08.2021 г.                                                                                             г. Симферополь

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, *, рассмотрев материалы обращения,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Крымского УФАС России поступило обращение (вх. № 6231ов от 16.08.2021), от Южного ГУ Банка России (далее – Заявитель) по признакам нарушения ч. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Из поступившего обращения следует, что Потребительский ипотечной кооператив «Сберегательный капитал» (далее – ПИК «Сберегательный капитал»), ОГРН 1185658000329, ИНН 5614080920, КПП 561401001, зарегистрированный по адресу: 462431, Оренбургская область, г. Орск, бульвар Никитина, дом 11 не состоящий в едином государственном реестре субъектов страхового дела, размещенном на официальном сайте Банка России www.cbr.ru, а также в реестре ломбардов и микрофинансовых компаний Банка России, рекламирует по месту нахождения обособленного подразделения: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 4 размещение вкладов неопределенного круга лиц и ипотечные займы без участия кредитных организаций, путем размещения раздаточного материала (листовок).

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Указанная в заявлении информация в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания на финансовую услугу по предоставлению ипотечных займов и приему сбережений.

Реклама из раздаточного материала (листовок) распространяемая по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 4 содержит следующую информацию: «Надежные сбережения от 10% годовых до 20 лет, все сбережения застрахованы фондом залоговой недвижимости по договорам ипотеки (ипотека в силу закона) до 2041 года, минимальная сумма, руб.: без ограничений, срок: бессрочно, размер вознаграждений в год: 10%, периодичность выплат: без ограничений, капитализация 1 раз в месяц: да, пополнения: без ограничений. Ипотека без банков, кооперативная небанковская ипотека с плохой кредитной историей, без скрытых платежей и комиссий, 100% одобрения ипотечного займа, сервис безопасных расчетов за объекты недвижимости». Оборотная сторона: «Принимаем сбережения, Выдаем Ипотеку, ПИК «Сберегательный» Номер счета: 40703810946000000522, Банк: Оренбургское отделение №8623 ПАО Сбербанк, БИК: 045354601, кор. Счет: 30101810600000000601, 1185658000329, ИНН 5614080920, КПП 561401001, Телефоны и адреса отделений: Орск 8 3537 22-44-44, Проспект Ленина,26, Проспект Ленина, 90, Магнитогорск 8 3519 330-200, Проспект Карла Маркса, 79, Крым 8 978 540-40-40, Евпатория, ул. Фрунзе 50, Симферополь, ул. Севастопольская, 4»

В соответствии о статьей 5 Закона РФ от 19.06.1992 №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» (далее – Закон №3085-I) потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, обладает правомочиями привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц. Вместе с тем, абзацем вторым пункта 2 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив».

Статей 1 Закона №3085-I закреплено понятие «потребительское общество», которым признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В соответствии с требованиями Закона № 3085-I основными задачами потребительской кооперации являются:

- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

- закупка у физических и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущей их переработки и реализацией;

- производство пищевых продуктов и непроизводственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

- оказание членам потребительского общества производственных и бытовых услуг;

- пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до сведения каждого пайщика, в том числе через средства массовой информации.

Учитывая изложенное, осуществление ПИК «Сберегательный капитал» деятельности по привлечению денежных средств граждан под проценты не соответствует целям потребительского кооператива, предусмотренным Законом № 3085-I.

ПИК «Сберегательный» в раздаточном материале (листовках) предлагает выплату процентов в размере от 10% годовых. При этом, данная реклама не содержит сведений о рекламируемом товаре и не позволяет сделать вывод о круге лиц на кого эта реклама распространяется.

Таким образом, деятельность указанного потребительского кооператива сводится к публичному предложения, направленному неопределенному кругу лиц, осуществлять вложение личных сбережений в ПИК «Сберегательный капитал» под проценты от 10% годовых.

Кроме того, ПИК «Сберегательный капитал» рекламирует выдачу ипотечных займов без участия кредитных организаций, что является нарушением Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе), которым установлен исключительный, а потому закрытый перечень организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, по договорам, обязательства по которым обеспечены ипотекой.

ПИК «Сберегательный капитал» в рекламе распространяет информацию о выдаче ипотеки (займов под залог недвижимости). При этом деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности,  обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, может осуществляться кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также организациями, осуществляющими деятельность по предоставлению ипотечных займов в соответствии с требованиями, установленными единым институтом развития в жилищной сфере, и включенными в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.

Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов кредитными организациями, а также некрдитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, лицо, не обладающее статусом банка или некредитной финансовой организации, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

 

 

 

В соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, а также финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

В соответствии с требованиями части 13 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

В соответствии с требованиям части 14 статьи 28 Закона о рекламе если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований вышеуказанной статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 13 статьи 28 Закона о рекламе статьи несет рекламораспространитель.

Таким образом, из распространяемой рекламы следует, что ПИК «Сберегательный капитал» осуществляет рекламирование по привлечению денежных средств граждан на территории Республики Крым, в нарушение норм и требований рекламного законодательства.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, руководитель Крымского УФАС России,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.Возбудить производство по делу № 082/05/28-176/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 13, ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

2.Признать лицами, участвующими в деле:

  • Потребительский ипотечной кооператив «Сберегательный капитал» ОГРН 1185658000329, ИНН 5614080920, КПП 561401001, зарегистрированный по адресу: 462431, Оренбургская область, г. Орск, бульвар Никитина, дом 11.
  • заявитель: Южное ГУ Банка России (350000, г. Краснодар,
    ул. им. Кондратенко Н.И., 12).

3.Назначить дело № 082/05/28-176/2021 к рассмотрению на 21 сентября 2021 в 10 час. 00 мин. по адресу: Республика Крым г. Симферополь, ул. А. Невского 1, этаж 5, каб. 515.

4.Явка законных представителей сторон (представителей с надлежащим образом оформленными полномочиями) для участия в рассмотрении дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

6. ПИК «Сберегательный капитал» к рассмотрению дела представить:

  • письменные пояснения по сути рассматриваемого дела;
  • копии учредительных документов (устав, сведения об учредителе, свидетельство о регистрации ЕГРЮЛ, выписка из ЕГРЮЛ, ИНН юридического лица), в отношении которого возбуждено производство по делу;
  • сведения о должностных лицах, ответственных за размещение рекламы по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 4 (копия паспорта (всех заполненных страниц), копия трудового договора).

Вся вышеуказанная запрашиваемая информация должна быть заверена надлежащим образом (прошита и заверена печатью).

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в антимонопольный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного взыскания (статья 19.8).

 

 

Председатель Комиссии                                                                          *

Связанные организации

Связанные организации не указаны